Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и предназначена для ознакомления воспитателей детских садов, детских домов ребенка. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, развивает фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_11-18.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА № 13 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Методическая разработка.
Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Воспитатель: Яблокова Ольга Владимировна
Санкт – Петербург
2018 год
Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предназначена для ознакомления воспитателей детских садов, детских домов ребенка.
Введение
Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается: « Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов».
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он. — Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом, нравственном, речевом развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Актуальность.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор, для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.
Теоретическое обоснование.
Аспектами речевого развития дошкольников, средствами малых форм фольклора, занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др. Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О.В.Акулова, Р.П.Боша, Н.В.Гавриш, О.Н.Сомкова), словесного творчества (С.В.Теплицына, М.Ф.Фадеева).
В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).
Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:
-отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
-формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
-использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
-создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).
Важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.). А также сопровождались жестами, мимикой.
Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Взрослые должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:
1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
3. содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
4. необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
5. необходимо контролировать длительность занятия.
Целевая группа: дети 1.6-3 года.
Данная методическая разработка предполагает использование определенной системы игр и упражнений с постепенным усложнением. Дети во время игры осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность
Цель методической разработки: формирование компонентов устной речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Формировать умение воспринимать разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
2. Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.
3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.)
4. Развивать у детей раннего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
Ожидаемые результаты:
1. Целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
- родным языком;
- видами деятельности - лепка, рисование, конструирование;
-первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
2. Сформировать первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
3. Обогащение словаря детей к концу году новыми словами, оборотами, выражениями.
4. Сформировать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
5. Овладеть навыками общения с взрослым и сверстниками.
Реализация.
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами.
Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- досуги;
- календарные праздники.
Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:
1. Первичное понимание предъявляемого материала.
2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
3. Заучивание или повторение текстов.
4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения детей. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их развития.
Сентябрь
Художественный материал | Значение для умственного, нравственного, эстетического развития | Практические задачи работы с произведением |
Потешка «Огуречик, огуречик…» | 1. Развитие внимания, обогащение словарного запаса. 2. Воспитание осторожного поведения. 3. Освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка). | 1. Слушание потешки. 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают). |
Пестушка «Ладушки, ладушки…» | 1. Развитие моторики (пальчиковая игра). 2. Воспитание теплых чувств к близким. 3. Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи. | 1. Использование в подготовке к обеду, завтраку, ужину. 2. Использование как пальчиковой игры. 3. Повторение пестушки. |
Колыбельная «Баю-баю, баю-бай…» | 1. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие музыкального слуха. | 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. |
Пестушка «Водичка, водичка, умой мое личико…» | 1. Развитие моторики. 2. Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глазаньки блестели). 3. Воспитание культурно-гигиенических навыков. | 1. Использование во время умывания. 2. Использование как пальчиковой гимнастики (движения рукой). |
Октябрь
Художественный материал | Значение для умственного, нравственного, эстетического развития | Практические задачи работы с произведением |
Пестушка «Ай, лады, лады, лады…» | 1. Развитие моторики. 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков. 3. Воспитание эстетического удовольствия от ощущения чистоты. | 1. Понимание пестушки 2. Использование игры в режимном моменте (умывание). 3. Использование как пальчиковую игру (движения руками – имитация умывания). |
Потешка «Наши уточки с утра…» | 1. Развитие фонематического слуха и звукопроизношения. 2. Воспитание чувства гуманности к природе и животным. 3. Знакомство с многообразием мира животных. | 1. Повторение потешки за воспитателем. 2. Изображение голосов животных. 3. Знакомство с домашними животными |
Закличка «Солнышко-ведрышко!» | 1. Пополнение образных представлений, общего запаса знаний. 2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 3. Воспитание эстетического вкуса от любования природой. | 1. Слушание заклички. 2. Использование на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений. 3. Повторение заклички. |
Колыбельная «Баю, баю, баю…» | 1. Развитие слухового восприятия. 2. Воспитание теплых чувств к окружающим. 3. Развитие восприятия музыкальных произведений. | 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. 2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях. |
Ноябрь
Художественный материал | Значение для умственного, нравственного, эстетического развития | Практические задачи работы с произведением |
Потешка «Из-за леса, из-за гор…» | 1. Обогащение словарного запаса. 2. Воспитание теплых чувств к окружающим. 3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации. | 1. Прослушивание потешки. 2. Повторение текста. 3. Инсценировка потешки. |
Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу» | 1. Развитие слуховой памяти. 2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации. | 1. Прослушивание потешки. 2. Использование для игры-драматизации. |
Колыбельная «Вот и люди спят» | 1. Развитие слухового восприятия. 2. Воспитание теплых чувств к педагогам. 3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения. | 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. 2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях. |
Потешка «Пошел котик на торжок…» | 1. Обогащение словарного рассказа. 2. Развитие коммуникативных навыков. 3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения. | 1. Объяснение потешки. 2. Выразительное чтение. 3. Инсценировка потешки |
Использование малых форм фольклора в жизни детей:
Жизнь детей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними мы отобрались потешки, пестушки, колыбельные, которые могут быть использованы в режимных моментах.
Режимные моменты | Фольклорный материал |
Игры | Словесные русские народные игры «Ладушки, ладушки…», «Сорока -белобока кашу варила…» |
Самостоятельная деятельность детей | Русские народные игры, игры-имитации |
Утренняя гимнастика | Сопровождение пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой «Этот пальчик – дедушка…», «Божья коровка…» |
Умывание | Сопровождение потешкой «Водичка, водичка, умой мое личико…» |
Трудовые поручения | Скороговорки, чистоговорки. |
Подготовка к завтраку. Завтрак | Пение потешек, закличек, народных песенок «Идет коза рогатая…» |
Подготовка к занятиям. Занятия | Использование потешек, закличек, приговорок, считалок |
Подготовка к прогулке. Прогулка | Народные подвижные игры «Салочки», «Горелки», потешка «Большие ноги шли по дороге…» |
Возвращение с прогулки | «Ай, лады, лады, лады…», «Умницы, детки…» |
Подготовка к обеду, обед | «Как на нашем, на лугу…» |
Подготовка ко сну | Колыбельные «Баю-баю, баю-бай…», |
Подготовка к полднику. Полдник | Потешка «Потягушки, потянись…», «Расти, коса до пояса…» |
Игры | Народные подвижные игры «Салочки», «Жмурки», потешки «Ножки, ножки…», |
Подготовка к ужину. Ужин | «Баю-баю, баю, живет мужик на краю…», |
Формы и методы работы детьми:
-Обогащение предметно - развивающей среды
-Непосредственно образовательная деятельность
-Аппликация
-Лепка
-Рисование
-Самостоятельная художественная деятельность
-Дидактические игры
-Хороводные игры
-Подвижные игры
-Разучивание песенок, потешек, скороговорок и т. д.
-Аудио-прослушивание песенок, потешек, сказок.
-Наблюдения
-Конструирование
-Развлечение
-Подбор книг, иллюстраций, текстового материала по теме
-Подбор игрушек по теме
-Изготовление элементов костюмов
-Подбор атрибутов для игр
-Изготовление картотеки подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр.
Ожидаемый результат:
- создать картотеку литературы по фольклору
- разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности с использованием фольклора
- разработать картотеки малых форм фольклора по тематическим темам.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста
«Как у нашего кота»
Цель: познакомить детей с домашним животным: кот.
Образовательная задача:
-Формировать умение называть части игрушки
- Формировать умение отвечать на вопросы, произносить звукоподражания.
- Формировать умение рисовать предметы круглой формы.
Развивающая задача:
-Развивать общую моторику.
-Развивать тактильные ощущения.
Воспитательная задача:
- вызвать эмоциональный отклик ребенка
Использованные технологии: игровые.
Активизация словаря: Мягкий, пушистый; когти; мурлыкать, мяукать; круглый; красный, синий, зеленый, желтый.
Используемый материал: Блюдце с молоком, игрушка кот, краски, кисточки, баночки с водой, листы бумаги по количеству детей.
Сюрпризный момент: Блюдце с молоком.
Индивидуальная работа:
-Закрепление знаний четырёх основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый
-Добиваться ответа детей на поставленный вопрос.
Предварительная работа:
-Ознакомление с элементами подвижной игры по мотивам потешек
-Ознакомление с цветами предметов в процессе дидактических игр.
-Рассматривание иллюстраций
Вводная часть:
На полу блюдце с молоком
-Воспитатель: Кто же это оставил у нас это блюдце с молоком?
-Дети: (предполагаемые ответы детей)
-Воспитатель: У него мягкая шубка, острые когти, пушистый хвостик и длинные усы. Не знаете? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мур » «Мяу…» Кто же он?
-Дети: (Ответы детей)
-Воспитатель: Это же котик. Давайте найдём его?
(Поиск игрушки: ориентировка в малом пространстве)
Основная часть:
-Воспитатель: Посмотрите! Какой красивый кот! Послушайте про него песенку:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
-Воспитатель: А какая у кота шубка? (Шубка у котика мягкая.) Покажите где у кота глазки, усы, зубки (ответы детей). А как котик мяукает? (Дети произносят звукоподражание)
Воспитатель повторно читает потешку, предлагая детям показывать на игрушке то, о чём в ней говориться.
Физкультминутка:
Вот какой котишка, | Крадутся по кругу друг за другом на носочках. |
Круглая мордашка, | Останавливаются, показывая обеими руками мордашку, покачивают головой. |
И на каждой лапке | Ритмично вытягивают в перёд то левую, то правую руку. |
Все ему игрушки- | Прыгают на носочках. Держат руки на поясе. |
Котик точно мячик, | Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом. |
О. Высоцкая
Рисование мячиков:
-Воспитатель: С чем любит играть котик?
-Дети: (Ответы детей)
-Воспитатель: Все коты любят играть с мячиками. Давайте подарим нашему коту много разноцветных мячиков. Мы их нарисуем цветными красками.
-Воспитатель: Посмотрите, в коробочке лежат краски разного цвета. Назовите цвет каждой краски.
Воспитатель показывает детям краску.
-Дети называют её цвет.
-Воспитатель: Какого цвета мячик вы хотите нарисовать для котёнка? Покажите, какую краску для этого нужно взять?
-Дети вбирают краску нужного цвета
-Воспитатель: Посмотрите, какой у нас мячик?
-Дети: (Ответы детей)
-Воспитатель: Да, мячик круглый, поэтому мы будем рисовать круг. Покажите, как вы это будете делать
-(Дети рисуют пальчиком по воздуху круг)
Далее воспитатель показывает приёмы рисования предмета круглой формы.
-Воспитатель: Вот такой синий мячик получился у меня. А какой мячик вы подарите котику?
-Дети: (Начинают рисовать),
-Воспитатель: Предлагает детям выбрать ту краску, которая им больше нравится, контролирует приёмы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
Заключительная часть:
-Воспитатель: Как много красивых разноцветных мячиков теперь будет у нашего котика! Пусть он играет с ними. Давайте подарим мячики котику. (Рисунки детей кладутся к игрушке.)
Вывод:
И так, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Таким образом, опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Сама природа ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Малыши тянутся, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребёнка.
Список использованной литературы:
- Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. С.Д. Томилова- Москва: АСТ, 2013.
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
- Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1.
- Иванова Э.И. Расскажи мне сказку…: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1993
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
- Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1
- Хрестоматия "Детская литература". - М.: "Просвещение", 1980.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика синтез, 2014.
- Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...
развитие речи детей средствами малых форм фольклора
перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Консультация для воспитателей по использованию малых фольклорных форм в работе....
"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"
Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»
Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...
Проект: "Развитие речи детей посредством малых жанров фольклора".
Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. «Если язык человека вял, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное...