Проект: "Развитие речи детей посредством малых жанров фольклора".
проект по развитию речи (младшая группа)

Науменко Людмила Николаевна

Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. «Если язык человека вял, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, либо мыслит он только при посредстве языка», - говорил Иоганн Гердер.

С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи развития речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР «Дубравушка» детский сад № 31» г. Железногорска Курской области.

Проект

Развитие речи детей посредством малых жанров фольклора

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип проекта: игровой.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Заявители: дети младшей группы.

Автор: воспитатель Науменко Людмила Николаевна.

2018год.

Проблема: малая речевая активность детей.

Актуальность.

Работа с детьми и наблюдения позволяет утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям, ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств  речевого развития именно в младшем возрасте. Для этого решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой  и доступный для восприятия детьми материал.

Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. «Если язык человека вял, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, либо мыслит он только при посредстве языка», - говорил Иоганн Гердер.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи развития речи. Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Обогащение речи детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, происходит при знакомстве с разными фольклорными жанрами. Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Несмотря на небольшой объем, произведения таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм способствуют развитию фонематического восприятия, плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов, совершенствует грамматический строй речи. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным, с колыбели знакомым, образом делают это освоение более успешным и прочным. Произведения, как форма народного поэтического творчества, содержат в себе большие возможности в формировании интонационной выразительности речи ребенка. Произведения фольклора позволяет с раннего детства формировать представление об окружающем мире. Певучесть, образность народного языка, простота мелодии и звучания помогают детям быстро запомнить фольклорные произведения. Малыши начинают вводить фольклор в свои игры.

Образная, выразительная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Сократ сказал: «Скажи что-нибудь, я хочу тебя увидеть». Преимущества произведений русского фольклора заключается в легко запоминающемся тексте, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Произведения русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулках, так и в непосредственно образовательной деятельности.

Цель проекта.

Способствовать развитию речи детей средствами малых фольклорных форм.

Задачи работы с детьми.

1. Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

2. Развитие внимания, понимания речи, звукоподражания, фонематического слуха и активизация словаря.

3. Формирование способности к целостному восприятию произведений фольклора, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание интереса к художественной литературе, любви к народному творчеству и традициям; эмоциональной отзывчивости; открытости, доброжелательности в характере ребенка.

Задачи работы с родителями.

1. Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах  речевого развития детей посредством  активного использование произведений русского народного творчества.

2. Привлечь к участию в совместных детско-родительских мероприятиях.

Гипотеза. Малые жанры фольклора способствуют развитию речи, познавательных интересов, коммуникативных способностей детей.  

Этапы проекта

I этап. Организационный.

Воспитатель.

1. Изучение уровня развития воспитанников. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Подбор методической и художественной  литературы по теме.

2. Донести до участников проекта (родителей) важность данной темы. Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему. Создать техническую базу для реализации поставленной цели.

Дети. Вхождение в проект: игры.

Родители. Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

II этап. Планирование деятельности.

        Воспитатель. Изготовление атрибутов: наголовников, разного вида театров, кукол-перчаток, наглядного материала, консультации для родителей, памятки.

        Дети. Хороводы. Игры – драматизации. Дидактические игры. Подвижные, народные игры. Стихотворное сопровождение режимных моментов. Заучивание. Подпевание. Обыгрывание художественных произведений. Подвижные игры. Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Художественное продуктивное творчество.

        Родители. Участие в занятиях, развлечениях, выставках, создании развивающей среды группы. Подбор художественного слова.

III этап. Заключительный.

Мониторинг деятельности. Распространение опыта.

Ожидаемые результаты

у детей:

- сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; народным играм и хороводам, к народным игрушкам, к обрядовыми праздниками;

- появится понимание образности речи, осмысленное восприятие содержания произведений;

- усовершенствуется уровень фонематического слуха, диалогической и монологической речи;

- расширится словарный запас, дети овладеют  навыками общения со взрослыми и сверстниками, навыками совместной игры;

- научатся обыгрывать знакомые художественные произведения, используя элементы артистичности, образность речи (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

- появится умение передавать в игре, рассказе свое собственное эмоциональное отношение к персонажам, поступкам, действию, явлениям;

у родителей:

- повысится педагогическая компетенция по вопросам речевого развития детей;

- сформируется понимание необходимости использования произведений фольклора в развитии речи детей.

Механизм реализации проекта.

Виды деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность.

Пробное действие — проявление инициативы, самостоятельная активность. Выявление затруднения — причины или ряда причин, препятствующих достижению желаемой цели.

Совместная деятельность (с воспитателем), направленная на преодоление затруднения и закрепление базовых навыков.

Взаимодействие с другими детьми, в ходе которого осуществляется закрепление успеха.

Самодеятельность.

Формы организации: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Продукт проекта.

  • Дидактические игры: «Расскажи стихи руками»; «Вместе сказку сочиним», серии сюжетных картинок; «Покажи, что назову»; «Угадай-ка»; «Цепочка слов»; « Кто в домике живет?», «Кто такой, я не узнала?»; «Герой какого произведения?»
  • Картотеки фильмов; схем для составления рассказов.
  • Различные виды театров: би-ба-бо, настольный, конусный, пальчиковый, на фланелеграфе, на магните, кукольный, на прищепках; маски и наголовники, одежда для ряжения.
  • Картотеки: загадок, речевого материала для режимных процессов, артикуляционной гимнастики и развития речевого аппарата, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, русских народных игр и хороводов для детей дошкольного возраста.
  • Картотека аудиозаписи.
  • Альбом «Русское народное творчество», «Народные костюмы», «Народные промыслы».
  • Музыкальные инструменты,  магнитофон, экспонаты мини-музея «Изба старины» в ДОУ, костюмы для выступлений в народном стиле (взрослый и детские).
  • Консультации для родителей, памятки, ширмы.
  • Библиотека художественной литературы.
  • Методические материалы.

Результативность проекта.

Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству, художественной литературе, народным играм и хороводам, к народным игрушкам, к обрядовым праздникам. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.  Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания  в изобразительной деятельности. У детей закрепились правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

У родителей замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Список литературы.

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».  О.Л. Князева, М.Д. Маханева, 2001г.
  3. Гуськова А.А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи. «Логопед» -2008. №5
  4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  6. Павлова Л. Фольклор для маленьких, «Дошкольное воспитание» – 1990. № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
  7. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д., Мастерская слова. М., 1996
  8. Куприна Л.С., Бударина Т.А. знакомство детей с русским народным творчеством. СП.:Детство- пресс,2001.
  9. Источник: https://www.resobr.ru/article/63291-qqq-18-m5-formy-raboty-s-detmi-v-dou-po-fgos.
  10. Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/folklor/.

Приложение 1

Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие малые формы фольклора используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют   произведения русского фольклора  в жизни ребенка?

7.  Что для вас важнее: интеллектуальное, художественное или физическое развитие ребенка.

Советы родителям: с чего начать.

  1. С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки.
  2. В старшем возрасте произведения можно обыгрывать  — например, укачивать куклу под колыбельные, или устроить кукольный театр.
  3. Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (ребенок учит взрослого), (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»). Незнакомые слова необходимо объяснять.
  4. Сказки лучше рассказывать своими словами. Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты.  
  5. Малышам можно устроить представление с помощью игрушек.
  6. Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»

Жанровое многообразие устного народного творчества для детей

Консультация

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах, уходящее корнями в историю народа, неписаная литература. Фольклор – сложное искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Фольклор – это исполнительское искусство: мимика и жесты в рассказе, музыкальная сторона народных песен, выразительность танца в хороводах – в фольклоре живут приемы многих искусств.

Сказка – самый популярный жанр народного творчества. Виды сказок (волшебные, о животных, бытовые). Отражение в сказке народных идеалов. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Былина – жанр устного народного творчества. Героико-патриотические сказания о богатырях и исторических событиях. Герои былин.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. В фольклоре возникает одновременно с мелодией. Литературная песня чаще всего создается как стихотворение, которое позднее кладется на музыку. Литературная песня возникла как продолжение и творческое развитие фольклорной.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью (загадки, пословицы, поговорки, частушки, считалки, прибаутки и небылицы, пестушки, колыбельные песни, потешки, заклички, долгоговорки). Отражение в них знания, жизненного опыта и мудрости десятков поколений.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей.  В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Ладушки»

(на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были?

У бабушки! А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели!

("Ладушки" запели)

Сели посидели,

Дальше  полетели!!!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи.

И-та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота - котовича,

За Иван Петровича.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже непросто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название – «небылицы»). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное.

Стучит-гремит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д. Хармса.

Загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. «Сидит девица в темнице, коса - на улице». Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними.

Пословицы и поговорки. В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом:

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,

«Что посеешь, то и пожнёшь»

В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни. Пословица - открытое наставление, часто она напрямую обращается к человеку, отсюда глагольные формы повелительного наклонения: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы:

«Седьмая вода на киселе»,

«Положить зубы на полку».

В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.

Народные игры. Для игр были специальные песни. Игры могли быть: целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки); обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья; сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения (через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства). Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Долгоговорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… «- и так до тридцати трёх Егорок» стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение. Это упражнений, помогающие ребёнку освоить тот или иной звук родной речи.

Таким образом, малые фольклорные жанры предлагают ребенку обширный круг поэтических ассоциаций, способствуют развитию речи, обогащению представлений, расширению словаря. Преимущества произведений русского фольклора заключается в легко запоминающемся тексте, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Образная, выразительная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Приложение 2

Потешки и песенки

1. Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

3. Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

(Из русской народной поэзии)

2. Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

4. Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

  Приложение 3  

Игры-драматизации

1.Заинька, покрутись.

Серенький, походи.

Вот-так вот сяк походи. Вот-так вот сяк походи.

Заинька подбодрись,

Серенький, подбодрись.

Вот-так вот сяк подбодрись. Вот-так вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой. Вот-так вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись.

Серенький, повернись.

Вот-так вот сяк повернись. Вот-так вот сяк повернись.

Заинька, попляши.

Серенький, попляши.

Вот-так вот сяк попляши. Вот-так вот сяк попляши.

Заинька, поклонись.

Серенький, поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись. Вот-так вот сяк поклонись.

2. Зайчишка трусишка по полю бежал

В огород забежал, морковку нашел,

Капустку нашел, сидит грызет,

Ай, хозяин идет.

3. Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, 

Желтые цыплятки.

Съели жёлтого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Квохчет курочка:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

«Курочка – рябушечка»

Цель: Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий.

Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»:

-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

-Пи – пи – пи – пи – пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

Подвижные игры

«Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры. 

«Курочка-хохлатка»

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

«Зайка беленький сидит»

Цель игры. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать,услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

- Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

- Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

- Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

- Кто-то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места. 

Указания к проведению.

Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.

1) Идут четыре брата. (Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.)

Навстречу им старшой. (Показать большой палец )

-Здорово, большак!

-Здорово, Васька-указка, (Большой палец соединяется с указательным в колечко).

Мишка-серёдка, (Большой палец соединяется со средним пальцем).

Гришка – сиротка. (Большой палец соединяется с безымянным пальцем).

И крошка — Тимошка. (Большой палец соединяется с мизинцем).

 

2) Дождик-дождик, лей-лей-лей! (Барабанить кончиками пальцев по столу), всё сильнее и сильнее.

На меня и на людей!

Дождик-дождик, припусти, (Большой, безымянный пальцы и мизинец)

Мы попрячемся в кусты. (руки поджаты к ладони).

Указательный и средний «бегут» к краю стола, (руки прячутся под стол).

Дождик - дождик, (Снова барабанить пальцами, всё тише и тише).

Хватит лить, (Постепенно перестать).

Малых детушек мочить!

 

3) Пальчик-мальчик, где ты был? (Все пальцы ,кроме большого, сжаты в кулак).

-С этим братцем – в лес ходил. (Показать указательный палец).

С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец).

С этим братцем — кашу ел. (Показать безымянный палец).

С этим братцем — песни пел! (Показать мизинец).

 

4) Стала Маша гостей звать, (Хлопать в ладоши).

На блиночки созывать:

-И ,Иван, приди, (Поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого)

И ,Степан, приди,

Да ,Андрей, приди,

Да ,Матвей, приди,

А ,Митрошечка, ну, пожалуйста!

Гости посидели,

блиночков поели. (Постучать кулачками друг об друга).

Стал Маша гостей провожать,

В путь-дорогу собирать: (Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная с большого).

-Прощевай, Иван!

Прощевай , Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка, (Погладить мизинец другими пальцами).

моя крошечка,

Побудь со мной ещё немножечко!

Приложение 4

Загадки

1.Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

2.В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

3.Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

4.Зернышко клюет,

Песни поет. (Петушок)

5.Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко дает. (Корова)

6.Зеленую подружку

под новый год зимой

Срубили на опушке

и привезли домой. (Ель)

Пестушки

  1. Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

2. Сорока-ворона

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали, 

Каши не едали.

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!

Колыбельные песни

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,

Надо глазки закрывать.

3. Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки...

Гули сели на ели,

Разговоры завели.

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

Надо Ванюшку покормить.

Третий гуля говорит:

Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,

Приговорки

1.Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Заклички

1. Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

2. Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

3.Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Коло-колнышко!

4.Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Кушают котлетки.

5.Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду.

6.Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Считалки

1.Шел котик по лавочке-

Раздавал булавочки,

Шел по скамеечке-

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

2.В круг широкий, вижу я,

Стали вы, мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки.

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, затопишь печь.

3.Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи скорее вон!

Приложение 5

1. Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

2. Каждый день, что мы встаем, мы с зарядки все начнем!

Малыши, малыши, дружные ребятки.

Малыши, малыши, вышли на зарядку!

3. «Здоровье в порядке?»

«Спасибо зарядке!»

4. Знаем, знаем, да-да-да, дом, где прячется вода.

Выходи водица! Мы пришли умыться!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся, Грязь смывайся!

Использование потешек во время умывания

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!...

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

Использование потешек перед приемом пищи

1.Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед -

Кот сидит, сметаны нет.

2.Это - ложка, это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало.

3.Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

4.Утка-утёнка, кошка - котёнка,

Мышка – мышонка зовут на обед.

Утки поели, кошки поели,

Мышки поели, а ты ещё нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!

Во время приема пищи

На того, кто ест опрятно, и смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво, после скажем всем: «Спасибо!»

Использование потешек во время причесывания

1.Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

2.Как растаял месяц - золотые рожки

 Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.

3.Как растаял месяц - золотые рожки

 Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.

На прогулку

1. Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.

2.Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать

3.Мы на пухлые ручонки, надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова: ручка – раз, ручка – два!

Застегнем застежки, на твоей одежке:

Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.

На мою малышку, наденем мы штанишки.

А теперь на ножки – носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!

Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!

Что осталось - голова! Вот и шапочка – раз, два!

Надо маму одевать и скорей идти гулять!

4. Нагулялись хорошо и пришли обратно.

Принимайте, шкафчики, одежду аккуратно.

Всю одежду в шкафчике Ровненько сложили.

Рукавички посушить все мы не забыли.

5. Спят медведи и слоны, заяц спит и ёжик.

 Все давно уж спать должны, наши детки тоже.



Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР «Дубравушка» детский сад № 31» г. Железногорска Курской области.

Проект

Развитие речи детей посредством малых жанров фольклора

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип проекта: игровой.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Заявители: дети младшей группы.

Автор: воспитатель Науменко Людмила Николаевна.

2018год.

Проблема: малая речевая активность детей.

Актуальность.

Работа с детьми и наблюдения позволяет утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям, ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств  речевого развития именно в младшем возрасте. Для этого решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой  и доступный для восприятия детьми материал.

Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. «Если язык человека вял, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, либо мыслит он только при посредстве языка», - говорил Иоганн Гердер.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи развития речи. Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Обогащение речи детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, происходит при знакомстве с разными фольклорными жанрами. Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Несмотря на небольшой объем, произведения таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм способствуют развитию фонематического восприятия, плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов, совершенствует грамматический строй речи. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным, с колыбели знакомым, образом делают это освоение более успешным и прочным. Произведения, как форма народного поэтического творчества, содержат в себе большие возможности в формировании интонационной выразительности речи ребенка. Произведения фольклора позволяет с раннего детства формировать представление об окружающем мире. Певучесть, образность народного языка, простота мелодии и звучания помогают детям быстро запомнить фольклорные произведения. Малыши начинают вводить фольклор в свои игры.

Образная, выразительная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Сократ сказал: «Скажи что-нибудь, я хочу тебя увидеть». Преимущества произведений русского фольклора заключается в легко запоминающемся тексте, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Произведения русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулках, так и в непосредственно образовательной деятельности.

Цель проекта.

Способствовать развитию речи детей средствами малых фольклорных форм.

Задачи работы с детьми.

1. Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

2. Развитие внимания, понимания речи, звукоподражания, фонематического слуха и активизация словаря.

3. Формирование способности к целостному восприятию произведений фольклора, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание интереса к художественной литературе, любви к народному творчеству и традициям; эмоциональной отзывчивости; открытости, доброжелательности в характере ребенка.

Задачи работы с родителями.

1. Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах  речевого развития детей посредством  активного использование произведений русского народного творчества.

2. Привлечь к участию в совместных детско-родительских мероприятиях.

Гипотеза. Малые жанры фольклора способствуют развитию речи, познавательных интересов, коммуникативных способностей детей.  

Этапы проекта

I этап. Организационный.

Воспитатель.

1. Изучение уровня развития воспитанников. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Подбор методической и художественной  литературы по теме.

2. Донести до участников проекта (родителей) важность данной темы. Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему. Создать техническую базу для реализации поставленной цели.

Дети. Вхождение в проект: игры.

Родители. Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

II этап. Планирование деятельности.

        Воспитатель. Изготовление атрибутов: наголовников, разного вида театров, кукол-перчаток, наглядного материала, консультации для родителей, памятки.

        Дети. Хороводы. Игры – драматизации. Дидактические игры. Подвижные, народные игры. Стихотворное сопровождение режимных моментов. Заучивание. Подпевание. Обыгрывание художественных произведений. Подвижные игры. Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Художественное продуктивное творчество.

        Родители. Участие в занятиях, развлечениях, выставках, создании развивающей среды группы. Подбор художественного слова.

III этап. Заключительный.

Мониторинг деятельности. Распространение опыта.

Ожидаемые результаты

у детей:

- сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; народным играм и хороводам, к народным игрушкам, к обрядовыми праздниками;

- появится понимание образности речи, осмысленное восприятие содержания произведений;

- усовершенствуется уровень фонематического слуха, диалогической и монологической речи;

- расширится словарный запас, дети овладеют  навыками общения со взрослыми и сверстниками, навыками совместной игры;

- научатся обыгрывать знакомые художественные произведения, используя элементы артистичности, образность речи (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

- появится умение передавать в игре, рассказе свое собственное эмоциональное отношение к персонажам, поступкам, действию, явлениям;

у родителей:

- повысится педагогическая компетенция по вопросам речевого развития детей;

- сформируется понимание необходимости использования произведений фольклора в развитии речи детей.

Механизм реализации проекта.

Виды деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность.

Пробное действие — проявление инициативы, самостоятельная активность. Выявление затруднения — причины или ряда причин, препятствующих достижению желаемой цели.

Совместная деятельность (с воспитателем), направленная на преодоление затруднения и закрепление базовых навыков.

Взаимодействие с другими детьми, в ходе которого осуществляется закрепление успеха.

Самодеятельность.

Формы организации: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Продукт проекта.

  • Дидактические игры: «Расскажи стихи руками»; «Вместе сказку сочиним», серии сюжетных картинок; «Покажи, что назову»; «Угадай-ка»; «Цепочка слов»; « Кто в домике живет?», «Кто такой, я не узнала?»; «Герой какого произведения?»
  • Картотеки фильмов; схем для составления рассказов.
  • Различные виды театров: би-ба-бо, настольный, конусный, пальчиковый, на фланелеграфе, на магните, кукольный, на прищепках; маски и наголовники, одежда для ряжения.
  • Картотеки: загадок, речевого материала для режимных процессов, артикуляционной гимнастики и развития речевого аппарата, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, русских народных игр и хороводов для детей дошкольного возраста.
  • Картотека аудиозаписи.
  • Альбом «Русское народное творчество», «Народные костюмы», «Народные промыслы».
  • Музыкальные инструменты,  магнитофон, экспонаты мини-музея «Изба старины» в ДОУ, костюмы для выступлений в народном стиле (взрослый и детские).
  • Консультации для родителей, памятки, ширмы.
  • Библиотека художественной литературы.
  • Методические материалы.

Результативность проекта.

Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству, художественной литературе, народным играм и хороводам, к народным игрушкам, к обрядовым праздникам. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.  Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания  в изобразительной деятельности. У детей закрепились правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

У родителей замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Список литературы.

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».  О.Л. Князева, М.Д. Маханева, 2001г.
  3. Гуськова А.А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи. «Логопед» -2008. №5
  4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  6. Павлова Л. Фольклор для маленьких, «Дошкольное воспитание» – 1990. № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
  7. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д., Мастерская слова. М., 1996
  8. Куприна Л.С., Бударина Т.А. знакомство детей с русским народным творчеством. СП.:Детство- пресс,2001.
  9. Источник: https://www.resobr.ru/article/63291-qqq-18-m5-formy-raboty-s-detmi-v-dou-po-fgos.
  10. Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/folklor/.

Приложение 1

Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие малые формы фольклора используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют   произведения русского фольклора  в жизни ребенка?

7.  Что для вас важнее: интеллектуальное, художественное или физическое развитие ребенка.

Советы родителям: с чего начать.

  1. С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки.
  2. В старшем возрасте произведения можно обыгрывать  — например, укачивать куклу под колыбельные, или устроить кукольный театр.
  3. Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (ребенок учит взрослого), (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»). Незнакомые слова необходимо объяснять.
  4. Сказки лучше рассказывать своими словами. Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты.  
  5. Малышам можно устроить представление с помощью игрушек.
  6. Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»

Жанровое многообразие устного народного творчества для детей

Консультация

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах, уходящее корнями в историю народа, неписаная литература. Фольклор – сложное искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Фольклор – это исполнительское искусство: мимика и жесты в рассказе, музыкальная сторона народных песен, выразительность танца в хороводах – в фольклоре живут приемы многих искусств.

Сказка – самый популярный жанр народного творчества. Виды сказок (волшебные, о животных, бытовые). Отражение в сказке народных идеалов. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Былина – жанр устного народного творчества. Героико-патриотические сказания о богатырях и исторических событиях. Герои былин.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. В фольклоре возникает одновременно с мелодией. Литературная песня чаще всего создается как стихотворение, которое позднее кладется на музыку. Литературная песня возникла как продолжение и творческое развитие фольклорной.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью (загадки, пословицы, поговорки, частушки, считалки, прибаутки и небылицы, пестушки, колыбельные песни, потешки, заклички, долгоговорки). Отражение в них знания, жизненного опыта и мудрости десятков поколений.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей.  В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Ладушки»

(на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были?

У бабушки! А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели!

("Ладушки" запели)

Сели посидели,

Дальше  полетели!!!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи.

И-та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота - котовича,

За Иван Петровича.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже непросто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название – «небылицы»). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное.

Стучит-гремит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д. Хармса.

Загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. «Сидит девица в темнице, коса - на улице». Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними.

Пословицы и поговорки. В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом:

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,

«Что посеешь, то и пожнёшь»

В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни. Пословица - открытое наставление, часто она напрямую обращается к человеку, отсюда глагольные формы повелительного наклонения: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы:

«Седьмая вода на киселе»,

«Положить зубы на полку».

В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.

Народные игры. Для игр были специальные песни. Игры могли быть: целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки); обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья; сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения (через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства). Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Долгоговорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… «- и так до тридцати трёх Егорок» стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение. Это упражнений, помогающие ребёнку освоить тот или иной звук родной речи.

Таким образом, малые фольклорные жанры предлагают ребенку обширный круг поэтических ассоциаций, способствуют развитию речи, обогащению представлений, расширению словаря. Преимущества произведений русского фольклора заключается в легко запоминающемся тексте, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Образная, выразительная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Приложение 2

Потешки и песенки

1. Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

3. Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

(Из русской народной поэзии)

2. Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

4. Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

  Приложение 3  

Игры-драматизации

1.Заинька, покрутись.

Серенький, походи.

Вот-так вот сяк походи. Вот-так вот сяк походи.

Заинька подбодрись,

Серенький, подбодрись.

Вот-так вот сяк подбодрись. Вот-так вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой. Вот-так вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись.

Серенький, повернись.

Вот-так вот сяк повернись. Вот-так вот сяк повернись.

Заинька, попляши.

Серенький, попляши.

Вот-так вот сяк попляши. Вот-так вот сяк попляши.

Заинька, поклонись.

Серенький, поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись. Вот-так вот сяк поклонись.

2. Зайчишка трусишка по полю бежал

В огород забежал, морковку нашел,

Капустку нашел, сидит грызет,

Ай, хозяин идет.

3. Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, 

Желтые цыплятки.

Съели жёлтого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Квохчет курочка:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

«Курочка – рябушечка»

Цель: Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий.

Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»:

-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

-Пи – пи – пи – пи – пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

Подвижные игры

«Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры. 

«Курочка-хохлатка»

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

«Зайка беленький сидит»

Цель игры. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать,услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

- Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

- Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

- Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

- Кто-то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места. 

Указания к проведению.

Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.

1) Идут четыре брата. (Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.)

Навстречу им старшой. (Показать большой палец )

-Здорово, большак!

-Здорово, Васька-указка, (Большой палец соединяется с указательным в колечко).

Мишка-серёдка, (Большой палец соединяется со средним пальцем).

Гришка – сиротка. (Большой палец соединяется с безымянным пальцем).

И крошка — Тимошка. (Большой палец соединяется с мизинцем).

 

2) Дождик-дождик, лей-лей-лей! (Барабанить кончиками пальцев по столу), всё сильнее и сильнее.

На меня и на людей!

Дождик-дождик, припусти, (Большой, безымянный пальцы и мизинец)

Мы попрячемся в кусты. (руки поджаты к ладони).

Указательный и средний «бегут» к краю стола, (руки прячутся под стол).

Дождик - дождик, (Снова барабанить пальцами, всё тише и тише).

Хватит лить, (Постепенно перестать).

Малых детушек мочить!

 

3) Пальчик-мальчик, где ты был? (Все пальцы ,кроме большого, сжаты в кулак).

-С этим братцем – в лес ходил. (Показать указательный палец).

С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец).

С этим братцем — кашу ел. (Показать безымянный палец).

С этим братцем — песни пел! (Показать мизинец).

 

4) Стала Маша гостей звать, (Хлопать в ладоши).

На блиночки созывать:

-И ,Иван, приди, (Поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого)

И ,Степан, приди,

Да ,Андрей, приди,

Да ,Матвей, приди,

А ,Митрошечка, ну, пожалуйста!

Гости посидели,

блиночков поели. (Постучать кулачками друг об друга).

Стал Маша гостей провожать,

В путь-дорогу собирать: (Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная с большого).

-Прощевай, Иван!

Прощевай , Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка, (Погладить мизинец другими пальцами).

моя крошечка,

Побудь со мной ещё немножечко!

Приложение 4

Загадки

1.Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

2.В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

3.Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

4.Зернышко клюет,

Песни поет. (Петушок)

5.Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко дает. (Корова)

6.Зеленую подружку

под новый год зимой

Срубили на опушке

и привезли домой. (Ель)

Пестушки

  1. Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

2. Сорока-ворона

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали, 

Каши не едали.

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!

Колыбельные песни

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,

Надо глазки закрывать.

3. Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки...

Гули сели на ели,

Разговоры завели.

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

Надо Ванюшку покормить.

Третий гуля говорит:

Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,

Приговорки

1.Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Заклички

1. Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

2. Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

3.Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Коло-колнышко!

4.Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Кушают котлетки.

5.Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду.

6.Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Считалки

1.Шел котик по лавочке-

Раздавал булавочки,

Шел по скамеечке-

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

2.В круг широкий, вижу я,

Стали вы, мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки.

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, затопишь печь.

3.Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи скорее вон!

Приложение 5

1. Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

2. Каждый день, что мы встаем, мы с зарядки все начнем!

Малыши, малыши, дружные ребятки.

Малыши, малыши, вышли на зарядку!

3. «Здоровье в порядке?»

«Спасибо зарядке!»

4. Знаем, знаем, да-да-да, дом, где прячется вода.

Выходи водица! Мы пришли умыться!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся, Грязь смывайся!

Использование потешек во время умывания

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!...

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

Использование потешек перед приемом пищи

1.Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед -

Кот сидит, сметаны нет.

2.Это - ложка, это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало.

3.Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

4.Утка-утёнка, кошка - котёнка,

Мышка – мышонка зовут на обед.

Утки поели, кошки поели,

Мышки поели, а ты ещё нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!

Во время приема пищи

На того, кто ест опрятно, и смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво, после скажем всем: «Спасибо!»

Использование потешек во время причесывания

1.Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

2.Как растаял месяц - золотые рожки

 Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.

3.Как растаял месяц - золотые рожки

 Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.

На прогулку

1. Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.

2.Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать

3.Мы на пухлые ручонки, надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова: ручка – раз, ручка – два!

Застегнем застежки, на твоей одежке:

Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.

На мою малышку, наденем мы штанишки.

А теперь на ножки – носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!

Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!

Что осталось - голова! Вот и шапочка – раз, два!

Надо маму одевать и скорей идти гулять!

4. Нагулялись хорошо и пришли обратно.

Принимайте, шкафчики, одежду аккуратно.

Всю одежду в шкафчике Ровненько сложили.

Рукавички посушить все мы не забыли.

5. Спят медведи и слоны, заяц спит и ёжик.

 Все давно уж спать должны, наши детки тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"

Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...

Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...

Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией ...

Проект "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники"

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление редкое....