развитие речи детей средствами малых форм фольклора
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Аверина Елена Васильевна

перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivka_starsh.gr_.docx24.11 КБ
Файл perspektivka_podg.gr_.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Знакомство с малыми

фольклорными формами.

Продолжать знакомить детей с потешками, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку, отгадывать описательные загадки.

Развивать речевую и двигательную активность .

Развивать артикуляционный аппарат.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Рассматривание иллюстраций к потешкам Ю. Васнецова.

Выразительное и ритмичное чтение потешек.

Д/и «Подскажи словечко»

Игровое упражнение с солнечным зайчиком.

Отгадывание детьми некоторых предметов – игрушек через игру «Чудесный мешочек»

Иллюстрации

Ю.Васнецова к потешкам.

Ритмичная музыка.

Зеркальце.

Игрушки животных.

Мешочек для игры.

Чтение с детьми потешек, русских народных сказок, пословиц и поговорок.

Октябрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

В гости к бабушке  Загадушке.

(загадки, чистоговорки, скороговорки)

Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;

Формировать представление о жанре загадки;

Продолжать знакомить со скороговорками, их назначением;

Учить четко произносить чистоговорки и скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету;

Развивать артикуляционный аппарат;

Воспитывать внимательное отношение к родному языку.  

Вступительное слово о назначении загадки.

Отгадывание детьми некоторых предметов – игрушек через игру «Чудесный мешочек»

Отгадывание загадок.

Обобщающая беседа о назначении загадки.

Физминутка по выбору детей.

 Рассказ педагога о назначении чистоговорок и скогроговорок.

Проговаривание скороговорок детьми.

Иллюстрации

Ю.Васнецова к загадкам.

Ритмичная музыка.

Игрушки животных.

Мешочек для игры.

Мяч.

Предложить для домашнего чтения и заучивания разные загадки, а также чистоговорки и скороговорки для заучивания и тренировки артикуляционного аппарата.

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Тайное всегда становится явным…

Учить детей понимать содержание и значение пословицы;

Произносить чистоговорки;

Помочь заучить текст народной игры «Панас»;

Развивать речь детей,

артикуляционный аппарат;

Воспитывать интерес к народному творчеству.

 

Чтение пословицы «Тайное становится явным»;

Беседа по содержанию пословицы;

Д/игра «Продолжи скороговорку»;

Разучивание старинной русской игры.

Карточки к д/и;

Карточки к д/упр.

(оса, коза, жук, медведь)

Разучить совместно с родителями небольшую по объему чистоговорку:

Жа- жа- жа, жу-жу- жу – едемв гости мы к ежу.

Январь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Колядки –колядушки.

Познакомить детей с новыми колядками;

Повторить уже знакомые колядки, помочь заучить текст небольших колядок;

Развивать образность речи детей;

Развивать познавательную активность детей;

Воспитывать выразительность речи детей, внутреннюю готовность к восприятию истоков русской культуры.

 

Д/и «Отгадай и назови»;

Рассказ воспитателя о Рождестве, рождественских колядках;

Чтение новых колядок педагогом;

Беседа, вопросы уточняющего характера;

Проговаривание колядок под музыку с движениями.

Плоскостные изображения персонажей колядок

(коза, медведь);

Маски животных;

Музыкальные записи русских народных мелодий.

Разучить с детьми предложенные воспитателем рождественские и новогодние колядки.

Декабрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Потешки.

Рассматривание иллюстраций к потешкам Ю.Васнецова.

Учить детей выразительно и ритмично рассказывать потешку

«Божья коровка»;

Развивать умение отгадывать описательные загадки;

Формировать у детей интерес к книгам;

Познакомить детей с иллюстрированными изданиями знакомых потешек;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать интерес к книге, УНТ.

 

Загадки о насекомых;

Психологические этюды «Бабочка», «Жук», «Рыжий кот»;

Чтение педагогом потешки «Божья коровка», вопросы детям, совместное рассказывание.

Выставка иллюстраций к знакомым потешкам;

Рассматривание иллюстраций;

Д/и «Покажи иллюстрацию»;

Вопросы детям.

 

Картинки с изображением насекомых;

Иллюстрации к русским потешкам.

Придумывание загадок о насекомых;

Заучивание потешек «Ксонька – мурысонька», «Заяц Егорка», «Гуси вы, гуси».

Февраль.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

Продолжать знакомить детей с русским фольклором;

Углублять представление о пословицах и поговорках;

Развивать выразительность речи в процессе их исполнения;

Учить составлять рассказы по пословицам и поговоркам;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

Беседа с детьми о различных фольклорных формах , которую дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки);

Рассказ педагога по пословицам и поговоркам;

Вопросы детям;

Составление рассказов детьми;

Хороводная игра

 « Гори, гори ясно».

Иллюстрации и картины по потешкам Ю.Васнецова;

Предметы народного промысла;

Произведения с малыми фольклорными формами.

Прослушивание аудиозаписи с малыми фольклорными формами ( сказки, песенки, колыбельные);

Разучивание с детьми поговорок, песенок, потешек, загадок;

Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний.

Март.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Приметы,

 потешки.

Продолжать знакомить детей с особенностями фольклора;

Развивать интонационную выразительность речи в процессе их исполнения;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

Беседа с детьми о различных фольклорных формах;

Инсценированное чтение потешек;

Рассказ педагога о народных приметах;

Заучивание нескольких примет;

Прослушивание аудиокассеты с русским народным фольклором;

Хороводная игра

 « Гори, гори ясно».

Изделия русских умельцев;

Атрибуты для игры;

Набор картин Ю.Васнецова;

Аудиозапись с русским народным фольклором.

Наблюдения за погодой, разучивание народных примет;

Собрать аудиокассеты с русским  народным фольклором;

Поездки к бабушкам в деревню.

Апрель.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Заучивание русской народной песенки «Ласточка, ласточка»

Продолжать учить детей запоминать текст, произносить его выразительно, соблюдая интонацию голоса;

Развивать у детей память и эстетическое восприятие произведения;

Развивать речевую и двигательную активность .

Воспитывать интерес к изучению русского народного фольклора, литературно – художественный вкус.

 

Прослушивание русской народной музыки;

Разговор с детьми об особенностях русского народного фольклора;

Чтение песенки педагогом, вопросы к детям;

Повторение с детьми  различных форм фольклора, которые дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки);

Хороводная игра

« Гори, гори ясно».

Книга с русскими народными песенками,

потешками

«Русский фольклор»;

Иллюстрации Ю. Васнецова.

Атрибуты для игры;

Аудиозапись русской народной музыки.

Ритмичная музыка.

Приобретение книг с русскими народными песенками, потешками;

Заучивание русских народных песенок

Май.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Повторенье – мать ученья.

Закрепить знание детей

скороговорок, частушек, загадок,

 песенок,

пословиц и поговорок.

Развивать речевую и двигательную активность .

Развивать речь детей,

артикуляционный аппарат;

Продолжать воспитывать интерес к изучению русского народного фольклора, прививать литературно – художественный вкус.

 Продолжать воспитывать интерес к книге, УНТ.

Прослушивание русской народной музыки;

Разговор с детьми об особенностях русского народного фольклора;

Проговаривание скороговорок детьми.

Отгадывание загадок.

Повторение с детьми  различных форм фольклора, которые дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки);

Д/и « Волшебный мешочек»

Иллюстрации Ю. Васнецова.

Аудиозапись русской народной музыки.

Мешочек для игры.

Игрушки животных.

Продолжать заучивать с детьми пословицы, поговорки.

Загадывать детям загадки.

Прослушивать на досуге русскую народную музыку.

Перспективное планирование занятий по теме:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

средствами малых форм фольклора»

(старшая группа)



Предварительный просмотр:

Сентябрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Знакомство с малыми

фольклорными формами.

(потешки, загадки)

Уточнить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм, учить пониманию переносного значения образных выражений;

Продолжать знакомить детей с потешками, загадками;

Формировать выразительность, точность речи;

Развивать артикуляционный аппарат.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Беседа о жанрах народного творчества;

Рассматривание книжек – потешек;

Совместное чтение потешек;

Физминутка «Вот как бабушка прядет»

Отгадывание и придумывание загадок детьми.

Отгадывание детьми некоторых предметов – игрушек через игру «Чудесный мешочек»

Иллюстрации ,картинки

к потешкам, загадкам.

Ритмичная музыка.

Мешочек для игры.

Разучивание потешек, загадок;

Рассматривание и чтение книг с потешками, загадками.

Октябрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Заучивание русской народной песни «Ласточка, ласточка»

Продолжать учить детей запоминать текст, читать его выразительно, соблюдая интонацию голоса;

Развивать память, речь детей, эстетическое восприятие произведения;

Воспитывать внимательное отношение к родному языку.  

Прослушивание русской народной музыки;

Разговор с детьми об особенностях русского народного фольклора;

Чтение песенки педагогом, вопросы детям.

Аудиозапись русской народной музыки;

Книга с русскими народными песенками , потешками.

Заучивание русских народных песенок;

Приобретение аудиозаписи с русскими народными песнями.

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Пословица недаром молвится…

Учить детей понимать содержание и значение пословицы;

Произносить чистоговорки;

Помочь заучить текст народной игры «Панас»;

Развивать речь детей,

артикуляционный аппарат;

Воспитывать интерес к народному творчеству.

 

Чтение пословицы о труде.

Беседа по содержанию пословиц;

Д/игра «Продолжи скороговорку»;

Д/игра «Придумай пословицу»;

Разучивание старинной русской игры.

Карточки к д/и;

Карточки к д/упр.

(оса, коза, жук, медведь)

Иллюстрации пословиц о труде.

Творческая работа на тему: «Придумайте пословицу с детьми и нарисуйте к ней рисунок»

Разучивание с детьми пословиц о труде.

Декабрь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Частушки, колядки, загадки.

Продолжать занкомить с малыми фольклорными формами: частушками, колядками, загадками;

Поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках;

Развивать интонационную выразительность речи;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать интерес к книге, УНТ.

 

Беседа о малых фольклорных формах( виды, особенности, сравнения);

Рассматривание иллюстраций;

Д/и «Придумай загадку»;

Д/и «Повтори скороговорку»;

Разбор образных слов;

Прослушивание

аудиозаписи (частушки, колядки)

Разучивание

частушек, исполнение их под музыку.

Книги с малыми фольклорными формами;

Музыкальные инструменты;

Иллюстрации к загадкам;

Кассета с записями частушек.

Просмотр телепередачи «Играй , гармонь»

Посещение с детьми концертов русского народного хора.

Прослушивание аудиозаписей.

Январь.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Колядки , колядки!

Познакомить детей с новыми колядками;

Повторить уже знакомые колядки, помочь заучить текст небольших колядок;

Развивать образность речи детей;

Развивать познавательную активность детей;

Воспитывать выразительность речи детей, внутреннюю готовность к восприятию истоков русской культуры.

 

Д/и «Отгадай и назови»;

Рассказ воспитателя о Рождестве, рождественских колядках;

Чтение новых колядок педагогом;

Беседа, вопросы уточняющего характера;

Проговаривание колядок под музыку с движениями.

Плоскостные изображения персонажей колядок

(коза, медведь);

Маски животных;

Музыкальные записи русских народных мелодий.

Кассета с записями колядок.

Разучить с детьми предложенные воспитателем рождественские и новогодние колядки.

Прослушивание аудиозаписей.

Февраль.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Колыбельная песня.

Пословицы.

Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: колыбельными песнями, пословицами;

Сформировать представления об особенностях;

Развивать память;

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Развивать познавательную активность;

Воспитывать интерес к книге, УНТ.

 

Беседа о маленьких детях; песенках, пословицах с рассматриванием иллюстраций;

Д/и «Придумай зколыбельную песню для куклы»;

Д/и «Скажи по другому»;

Заучивание пословиц о дружбе;

Творческое рассказывание по пословице.

Куклы и другие игрушки;

Выставка книг с песенками, пословицами, колыбельными песнями.

Прослушивание аудиозаписей колыбельных песен;

Заучивание и пение колыбельных песен;

Просмотр телепередач для детей.

Март.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

Продолжать знакомить детей с русским фольклором;

Углублять представление о пословицах и поговорках;

Развивать выразительность речи в процессе их исполнения;

Учить составлять рассказы по пословицам и поговоркам;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

Беседа с детьми о различных фольклорных формах , которую дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки);

Рассказ педагога по пословицам и поговоркам;

Вопросы детям;

Составление рассказов детьми;

Хороводная игра

 « Гори, гори ясно».

Иллюстрации и картины по потешкам Ю.Васнецова;

Предметы народного промысла;

Произведения с малыми фольклорными формами.

Прослушивание аудиозаписи с малыми фольклорными формами ( сказки, песенки, колыбельные);

Разучивание с детьми поговорок, песенок, потешек, загадок;

Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний.

Май.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Повторенье – мать ученья.

Закрепить знание детей

скороговорок, частушек, загадок,

 песенок,

пословиц и поговорок.

Развивать речевую и двигательную активность .

Развивать речь детей,

артикуляционный аппарат;

Продолжать воспитывать интерес к изучению русского народного фольклора, прививать литературно – художественный вкус.

 Продолжать воспитывать интерес к книге, УНТ.

Прослушивание русской народной музыки;

Повторение с детьми  различных форм фольклора, которые дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки);

Отгадывание загадок.

Д/и « Волшебный мешочек»

Вопросы детям;

Составление рассказов детьми;

Иллюстрации Ю. Васнецова.

Аудиозапись русской народной музыки.

Мешочек для игры.

Игрушки животных.

Продолжать заучивать с детьми пословицы, поговорки.

Загадывать детям загадки.

Прослушивать на досуге русскую народную музыку.

Апрель.

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

Продолжать знакомить детей с русским фольклором;

Углублять представление о пословицах и поговорках;

Развивать выразительность речи в процессе их исполнения;

Учить составлять рассказы по пословицам и поговоркам;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

Беседа с детьми о различных фольклорных формах , которую дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки);

Рассказ педагога по пословицам и поговоркам;

Вопросы детям;

Составление рассказов детьми;

Хороводная игра

 « Гори, гори ясно».

Иллюстрации и картины по потешкам Ю.Васнецова;

Предметы народного промысла;

Произведения с малыми фольклорными формами.

Прослушивание аудиозаписи с малыми фольклорными формами ( сказки, песенки, колыбельные);

Разучивание с детьми поговорок, песенок, потешек, загадок;

Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"

Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...

ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "

"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "  ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...

Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...

«Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в до...