Консультация для педагогов «Наш город глазами детей в разное время года»
статья по развитию речи на тему

Иванова Елена Васильевна

Развивая у детей интерес к особенностям петербургской погоды, ее отличию от других регионов России, мы учим наблюдению и умению находить прекрасные моменты в жизни каждого дня ребенка, живущего в нашем городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_gorod_glazami_detey_v_raznoe_vremya_goda.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

«Наш город глазами детей в разное время года»

Планируя работу с детьми и родителями на год по теме «Наш город», уделяем внимание временным понятиям «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Развивая у детей интерес к особенностям петербургской погоды, ее отличию от других регионов России, мы учим наблюдению и умению находить прекрасные моменты в жизни каждого дня ребенка, живущего в нашем городе, где дожди - явление частое, лето - прохладное, зимой - постоянно оттепели, то снег, то дождь, туманы и ветры.        

Для закрепления знаний о разных временах года в Санкт-Петербурге в группе есть авторская дидактическая игра «Что сначала, что потом». Материалом для этой игры служат 4 открытки в рамках с разными видами города в разное время года. Стрелочка показывает очередность временного цикла. Играя в эту игру, дети закрепляют знания не только о достопримечательностях, но и особенностях каждого времени года. Усложняя задачу в речевом развитии, дети учатся составлять описательные рассказы по картинке, выделяя признаки данного времени года. В такую дидактическую игру дети очень любят играть.

Осенью, занимаясь с детьми на занятиях по ознакомлению с родным городом, разговариваем, вспоминаем впечатления от увиденного в парках, садах нашего города, что больше всего запомнилось, удивило, порадовало. Знакомим детей с разными периодами осени: «бабье лето», «золотая осень», «поздняя осень». Дети на занятиях по рисованию, аппликации выполняют работы по теме: «Осень в городе моем», где закрепляют свои впечатления от увиденного в природе осенью (листопад, наводнение, туман, шторм). Также знакомим детей с осенним календарем природы Петербурга. В дневнике наблюдений за природой дети отражают под сезоны осени: Первоосенье, Золотая осень, Глубокая осень, Предзимье. Прощаясь с осенью в конце ноября на итоговом занятии, дети рассказывают, какой период осени им больше нравится и почему, читаем стихи об осени, где верно отражаются ее приметы.  Например, К.Д. Бальмонта:

Поспевает брусника.

Стали дни холоднее,  И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

С наступлением зимы обращаем внимание детей на зимний календарь природы Петербурга. Например: в декабре - образование устойчивого снежного покрова, замерзание Невы. Дети и родители, совершая совместные воскресные прогулки по зимнему городу, фотографировались и приносили готовые работы с рассказами о том, где гуляли, что интересного видели. Так в группе появился альбом «Зимний Петербург».

Весна как всегда приходит неожиданно. Город и горожане преображаются. У всех появляется приподнятое настроение. Поэт А. Кушнер написал:

В саду еще стоит вода,

И зябнут руки без перчаток. Прозрачный воздух свеж и сладок,

И синь везде, и чернота.

 Вдоль стекол

Зимнего дворца,

То фиолетовых, то синих,

Мелькает тень на черных клиньях,

Не то стрижа, не то скворца.

          Дети знакомятся с весенним календарем природы. На прогулке наблюдают за деревьями, отмечают набухание почек у березы. Не успевает сойти снег, как на проталинах появляются насекомые, пауки.

Для того, чтобы у детей закрепить знания о городе, его достопримечательностях, представления о весенних явлениях в природе, о разных этапах весны, проводим экологическое занятие «Весна пришла в наш город». В процессе данного занятия решаем такие воспитательные задачи, как  воспитание любви к окружающей природе, желание заботиться о ней, воспитание культуры поведения и общения в городе. В конце занятия дети подбирают признаки весны и украшают  стенд  «Наш любимый город» веселыми картинками о весне. Далее подбирают слова-прилагательные о весне (шумная, говорливая, зеленая, теплая, ласковая). Таким образом, дети в разных видах деятельности отражают свои представления, навыки, умения, знания о нашем Санкт-Петербурге в разное время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

1. способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.3. игра-инсценир...

Консультация для родителя «Прогулки в разное время года»

«Прогулки в разное время года» Одно из важных условий воспитания здоровых детей – прогулки.     Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространств...

Консультация для педагогов. Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента.

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость.  Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его дея...

Консультации для педагогов на тему: «Подвижные игры в холодное время года»

Подвижные игры занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Главная цель воспитателя – дать почувствовать ребёнку, что ему доверяют, вк...

Консультация для родителей по теме : «Прогулки в разное время года»

Одно из главных условий  воспитания здорового ребенка-прогулки....

Консультация для педагогов "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И всё, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возра...