Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи по сказке Н. Сладкова "Суд над декабрем" с элементами театрализованной деятельности для детей с ОНР
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Никишова Елена Ивановна

    Конспект НОД по развитию речи по сказке Н. Сладкова "Суд над декабрем" с элементами театрализованной деятельности для детей с ОНР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Суд над Декабрем

    (для подготовительной к школе группы)

    Цели:

    • уточнять названия зимних месяцев и зимующих птиц;
    • закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;
    • навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
    • обогащать словарный запас;
    • развивать умение исправлять деформированную фразу и составлять схему предложения;
    • логическое мышление на материале загадок;
    • интонационную выразительность;
    • продолжать учить разгадывать ребусы и кроссворды;
    • воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии и народному творчеству;
    • интерес и любовь к птицам, желание им помогать.

    Оборудование:

    • аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь»;
    • слайды с изображением зимы, зимующих птиц на кормушке, зимующих и       перелетных птиц;
    • рассказы: С. Маршак «Круглый год», Н. Слад ков «Суд над декабрем»;

            плоскостные фигуры: ворон, филин, тетерев, глухарь;

    • картинки с изображением зимующих птиц, большая кормушка из картона;
    • дидактические игры: «Рассыпанные слоги», «Раздели слова на слоги», «Ребусы»,        «Прочитай по первым буквам»;
    • кроссворд демонстрационный (зима и перелетные птицы), кроссворды раздаточные (по количеству детей), схемы предложений (по количеству детей);
    • мяч, магнитная азбука, аудиоаппаратура, магнитные доски, столы, подносы;
    • костюм вороны;
    • карточки с заданиями в виде перьев птиц.

    *   *

    Дети под музыку П.И. Чайковского входят в зал. На экране слайд с изображением зимнего пейзажа.

    Воспитатель

    Наступили холода, обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: в спячку впал в берлоге. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?     (Зимой.)

    Давайте подойдем к окну. Расскажите, что вы там видите?

    Дети. На улице зима, на земле лежит снег, не видно птиц, очень холодно.

    Воспитатель. Правильно, ребята, сейчас зима. Вы рады зиме? Давайте с вами поговорим о ней.

    Дети садятся на стулья.

    Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

    Дети. Зима длится три месяца.

               Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С. Маршака.

    1-й ребенок

    В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез. Елка плакала сначала От домашнего тепла. Утром плакать перестала, Задышала, ожила.

    2-й ребенок

    Открываем календарь —

    Начинается январь.

    В январе, в январе

    Много снега на дворе.

    Снег — на крыше, на крылечке,

    Солнце в небе голубом.

    В нашем доме топят печки,

    В небо дым идет столбом.

    3-й ребенок

    Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье.

    Воспитатель. Ребята, придумайте слова-признаки о зиме. Зима какая?        (Снежная, вьюжная, морозная, холодная...)

    Молодцы! Встаньте около своих стульев. Сейчас мы все вместе споем песню о зиме.

    Дети исполняют любую песню о зиме, затем садятся на стулья.

    А какие пословицы о зиме вы знаете?

    Дети. Солнце — на лето, зима — на мороз. Мороз не велик, да стоять не велит. Спасибо, мороз, что снегу нанес.

    Воспитатель. А зимние приметы вы знаете?

    Дети. Дым столбом — к морозу. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

    Проводится физкультминутка «Мороз».

    Воспитатель. Чтобы не замерзнуть зимой, надо много двигаться. Выходите на середину зала.

    Я мороза не боюсь,        Дети грозят пальцем.

    С ним я крепко подружусь.        Обнимают себя за плечи.

    Подойдет ко мне мороз,        Шагают на месте.

    Тронет руку, тронет нос,        Показывают руку, нос.

    Значит, надо не зевать,        Закрывают рот ладошкой.

    Прыгать, бегать и играть.        Прыгают, бегают на месте.

    Организуется плоскостной театр.

    А как живут птицы зимой?

    Дети. Им холодно, голодно, трудно найти себе корм.

    Воспитатель показывает слайд на кормушке.

    Воспитатель. Чем же птицы питаются зимой? Кто им помогает выжить зимой?

    Воспитатель предлагает посмотреть спектакль по сказке Н. Сладкова «Суд над Декабрем». Перед просмотром он объясняет детям слова: засветло, скучища, полынья, налим, судить.

    После просмотра спектакля воспитатель проводит краткую беседу по содержанию рассказа.

    Зачем собрались на льду птицы и звери? В чем Ворон обвинил Декабрь сначала? Кто заступился за Декабрь? Почему Филин заступился за Декабрь? Что он сказал? В чем еще Ворон обвинил Декабрь? Почему Налим заступился за Декабрь? В чем еще Ворон обвинил Декабрь? Кто заступился за месяц? Что сказали Тетерев и Глухарь? Что же решили сделать с Декабрем птицы и звери? Так о каких приметах зимы мы узнали?

    Дети отвечают.

    Проводятся логопедические игры. Детям показывают слайд «Зимующие птицы».

    Воспитатель. Сегодня к нам прилетят необычные гости — зимующие птицы. Вспомните, каких зимующих птиц вы знаете? Почему они называются зимующими? Почему могут пережить зиму?

    Дети отвечают.

    Молодцы, отгадайте загадку. Про какую птицу в ней говорится?

    Окраской сероватая, Повадкой вороватая. Крикунья хрипловатая — Известная персона. Зовут ее ... (ворона).

    Под музыку вбегает девочка в костюме вороны.

    Ворона. Здравствуйте, я — ворона.

    Я по лесу летала, Птичек встречала,

    Все заданья давали, Чтоб вы выполняли.

    Отдает воспитателю «перышки» с заданиями.

    Воспитатель. Спасибо, ворона, лети по своим делам, а мы с ребятами выполним задания птиц.

    Ворона улетает.

    Воспитатель показывает детям большую картонную кормушку с прорезями, в которые потом вставляет плоские фигурки птиц.

    Для гостей приготовим кормушку, а вы, ребята, отгадайте загадку. Чье первое задание?

    Вещунья белобока,

    А зовут ее ... (сорока).

    Правильно, первое задание сороки. (Она появляется на кормушке; на магнитной доске выставляются слоги.)

    Составьте слова из рассыпанных слогов. Дети составляют слова из слогов.

    Молодцы! Чье второе задание?

    Ребенок

    Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?

    (Воробей.)

    На кормушке появляется воробей.

    Воспитатель. Его задание — «Исправьте фразу».

    Воспитатель приглашает детей встать в круг и проводит игру с мячом «Исправь фразу».

    Воробьи, чирикать, на, дорожка.

    Кормушка, синица, клевать, зерна.

    Ягоды, снегирь, клевать, на, калина.

    Улица, вороны, на, каркают.

    Дерево, клюв, на, стучит, дятел.

    Крыша, воркуют, на, голуби.

    Ребята, подойдите к столам, возьмите с подносов схемы предложений. Составьте схему последнего предложения. Прочитайте. Назовите 1, 2, 3, 4-е слово. Что мы всегда должны помнить, составляя схему предложения?

    Дети. Первое слово пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка.

    Воспитатель приглашает детей занять свои места на стульях. 

    Правильно, ребята. Кто прислал нам третье задание?

    Ребенок

    Красногрудый, чернокрылый, Любит ягоды клевать.

    С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)

    На кормушке появляется снегирь.

    Воспитатель. Определите ударный слог в словах.

    Воспитатель показывает каждому ребенку картинку. Дети прохлопывают слова, показывая ударный слог голосом и сильным хлопком. Организуется физкультминутка.

    Ребята, выходите на ковер и повторяйте за мной движения:

    Руки подняли и помахали,

    Это деревья в лесу.

    Локти согнули, кисти встряхнули.

    Ветер сбивает росу.

    Плавно руками помашем —

    Это к нам птицы летят.

    Как сядут они, покажем —

    Крылья мы сложим назад.

    Дети садятся на стулья.

    Чье следующее задание?

    Ребенок

    Всю ночь летает, мышей добывает,

    А станет светло — спать ляжет в дупло.

    (Сова.)

    На кормушке появляется сова. 

    Воспитатель. Разгадайте ребусы.

    Воспитатель раздает детям карточки с ребусами. Дети разгадывают. 

    Читаем следующую загадку. О ком она?

    Ребенок

    Желтое брюшко у маленькой птички. А зовут ее ... (синичка).

    На кормушке появляется синичка.

    Воспитатель. Прочитайте слова по первым буквам.

    Воспитатель выставляет на магнитную доску несколько карточек с зашифрованными словами. Он просит детей прочитать их по первым буквам слов, изображенных на карточках. (Репа, Ель, Карандаш, Автобус — РЕКА.)

    О ком последняя загадка?

    Ребенок

    Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.

    (Дятел.)

    На кормушке появляется дятел.

    Проводится игра «Разгадайте кроссворд» (слайд «Зимующие птицы на кормушке»).

    Воспитатель  Что такое кроссворд? Кто знает?

    Дети отвечают

    На слайде вы видите изображения нашей кормушки и всех

    птиц, которые давали вам сегодня задания. Вы их узнали? Назовите.

    Название какой птицы впишем в первую строчку?

    Воспитатель предлагает детям подойти к столам, взять с подносов кроссворды и ручки и вписать нужные слова.

    Далее он заполняет аналогичный кроссворд на магнитной доске, используя магнитную азбуку. Затем проверяет результаты.

    Воспитатель. Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания зимующих птиц. Посмотрите, сколько их собралось на нашей кормушке. Чем будем угощать друзей?

    Дети отвечают.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы Тема «О дружбе и о друзьях».

    Цель занятия:  Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их пост...

    Конспект занятия по развитию речи «Во саду ли, в огороде» с элементами театрализованной деятельности

    Программное содержание: Закрепить знания детей о фруктах и овощах, умение их различать по форме, цвету, отражая это в речи.Словарь: помидор круглый, красный; груша желтая; огурец зеленый;репа кру...

    Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы. Тема «О дружбе и о друзьях».

    Цель: - продолжать совершенствовать диалогическую речь;- учить понимать смысл пословиц;- учить доброжелательности;- развивать понятия о дружбе, друзьях;- развивать у детей умение анализировать, обобща...

    Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) с элементами театрализованной деятельности для детей от 4 до 5 лет.

    КонспектОрганизованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) с элементами театрализованной деятельности для детей от 4 ...

    Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей средней группы «Путешествие в волшебный мир театра»

    Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в волшебный мир театра"...

    Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности для детей первой младшей группы по сказке «Колобок»

    Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности для детей первой младшей группы по сказке «Колобок»Цель:Формировать представление о величине «...