Развитие речи и рекомендации по ее коррекции у детей раннего возраста
статья по развитию речи по теме

Вольф Анна Леонидовна

Рекомендации по коррекции речи у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_i_rekomendatsii_po_ee_korrektsii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и рекомендации по ее коррекции

    Динамика формирования речи

Форма речи

Примерный возраст появления

1

Интонирует крики (вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1 – 2 мес.

2

Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слова, как будто играет с ними)

1,5 – 3 мес.

3

Лепет (ребенок повторяет за вами или сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов)

4 – 5 мес.

4

Лепетные слова (ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех отдельных слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (гав-гав, би-би, пи-пи и проч.)

8 мес. – 1 год 2 мес.

5

Двусловные предложения (ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 мес. – 2 года 2 мс.

6

Активный рост словаря (ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.

7

Появление грамматических форм слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и т.д.)

2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.

 

8

Словотворчество (ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 мес. – 3 года 6 мес.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

  1. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту
  2. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний
  3. Ребенок активно общается со знакомыми родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми
  4. Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит
  5. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи
  6. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

1. Ребенок развивается с задержкой

  1. Ребенок перенес тяжелые заболевания
  2. У ребенка есть неврологические заболевания
  3. Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит
  4. Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, будто вас не слышал.
  5. Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный ребенок»).
  6. Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми взрослыми
  7. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  8. Речь ребенка значительно отстает от развития речи его сверстников.


Если при неблагополучном развитии речи родители постоянно просят ребенка «Скажи» или «Повтори», это усугубляет ситуацию и формирует речевой негативизм, или отказ от речи.
 Ребенок отказывается говорить не только по просьбе взрослого, но и в любых ситуациях. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос.

Коррекционные занятия

Основные задачи:

  1. Развитие мотивационной основы речевой деятельности (развитие потребности в общении)
  2. Формирование имитативных способностей

Первый блок занятий:

  1. Расположитесь с ребенком в уютном уголке, создайте доверительную атмосферу: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
  2. Возьмите любимую игрушку ребенка, организуйте простейшую игру, сопровождайте действия с игрушкой звуками. Катаете машинку и говорите «би-би».
  3. Пытайтесь установить словесный контакт. В ходе игры спросите: «Как гудит машина?», и сами отвечаете: «би-би», с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза вы услышали робкое «би», - это маленькая победа! Похвалите ребенка!

Второй блок занятий:

  1. Выберите для имитации простые для звукоподражания 5-10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды…того, что ребенок любит больше всего. При этом используйте «нянькин язык»: пи-пи, ав-ав, мяу…
  2. Возьмем слова шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка. Каждый раз во время режимных моментов многократно медленно и четко повторять слова, имитируя диалог.

Взрослый: Что мы достали? – Шубу

Что это такое? – Шуба

Что сейчас мы надели? – Шубу (и т.д.)

  1. Постепенно поощрять ребенка к вступлению в диалог – после вопросов делайте все более и более длинные паузы:

Взрослый: Принеси тарелку. Что ты принес?...Правильно, тарелку. Тарелка. Это тарелка…Что это? Это тарелка.

Обращайте внимание на артикуляцию слов:

Взрослый: Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка. Еще раз: та-рел-ка. Давай вместе: та-рел-ка.

Важно, чтобы ребенок не догадывался, что вы занимаетесь с ним развитием речи! Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получаете, никогда не ругайте его. Наверное, это вы делаете что-то неправильно.

  1. Через какое-то время ребенок учится повторять отдельные слоги. Не заставляйте повторять слово точно, поощряйте все попытки.
  2. Давайте артикуляционные упражнения: учите полоскать рот с сомкнутыми губами, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы; попросить облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой, вылизать блюдце, корчить рожицы – улыбаться, хмуриться; вытянули губы как хобот у слона, сделали оскал как у тигра…
  3. Если ребенок повторяет предложенные слова, выберите следующую серию 5 – 10 слов.  
  4. Необходимо закреплять уже усвоенные слова в самостоятельной речи ребенка, создавая специальные ситуации:

- использовать альтернативные вопросы «Какую игрушку тебе дать, зайку или куклу?».

- давать поручения: просить принести игрушку или предмет, заранее переставив на недоступное место, тем самым стимулируя обращение ребенка к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо просить? – Дай машину».  

- использовать опосредованное общение с игрушкой или с животным («Попроси у куклы чашку», «Уложи мишку спать»…).

8. По мере наращивания словаря формируется потребность в общении, на этой стадии необходимо поощрять желание ребенка говорить. Важно рассказать о его достижениях в его присутствии родным.

Формирование целенаправленного слухового восприятия.

Детей знакомят с предметами, действиями с ними и их качествами. В словарь включаются глаголы (есть, пить, гулять, смотреть, рисовать, сидеть…) и прилагательные, обозначающие форму, цвет, величину.

Во время повседневного общения ребенка приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией. «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико» и т.д. Помощь в виде жестов полностью исключается. 

Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу: сделай так, как я скажу».

Формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций.

Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в/на стол», «Положи машинку на стул» и т.д. Предлоги говорите громче и в замедленном темпе. Если ребенок не понимает задания, взрослый сам выполняя это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию. Чтобы игра была интереснее, к работе привлекаются игрушки. Ребенок выполняет задание «мишкиными лапами». Этот прием хорош по двум причинам: во-первых, если задание выполнено неверно, то ошибся мишка, а не ребенок, во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, что более комфортно, чем быть учеником.

Постепенно инструкции усложняются: используются двух - , а затем и трехступенчатые инструкции: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку».

9. По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения задания или по его окончании: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сделал?», активизируется тем самым ранее усвоенная лексика. На этом этапе не производится исправление недостатков звукопроизношения. Основная задача – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи еще раз!», «Повтори!», «Следи за собой!».

Примерный сценарий ситуации:

Взрослый: Что тебе дать? Машину?

Ребенок: Трр-р-р-р

Взрослый: Послушай и посмотри, как я скажу: Ма-ши-на. Ма-ши-на.

Ребенок: А-тиа

Взрослый: Молодец! (Берет в руки игрушку). Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали и помычали м-м-м.

Ребенок: М-м-м

Взрослый: Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее). М-м-ма-ши-на, м-м-ма-ши-на.

Ребенок: Мматиа

Взрослый: Умница, вот тебе машина. Возьми ее. Это ма-ши-на.

Очень полезными на этом этапе видами работ может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом («Колобок», «Репка», «Три медведя»). После многократного чтения можно переходить к совместному рассказыванию. Взрослый не называет некоторых персонажей, а только показывает в книжке. Через некоторое время ребенок научается повторять целые фразы.

10. После появления фраз в отраженной речи можно переходить к формированию навыка владения элементарными бытовыми конструкциями «Дайчто-либо», «На что-либо», «Хочу что-либо сделать»…, а также «Привет», «Пока», «Спасибо».

Например, ребенок просит игрушку жестом. Взрослый выясняет, чего хочет ребенок : «Как надо попросить? Дай куклу. Дай куклу». Взрослый приближает куклу к ребенку, но отдает только после попытки произнесения фразы.

Необходимо создавать ситуации, в которых ребенку необходимо использовать речь. Например, взрослый «симулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребенка, ссылаясь на свою занятость. Важно, чтобы отказ понимать ребенка не выглядел демонстративно.

Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику через 2-3 месяца. Если улучшение не отмечается, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое развитие речи через игры с водой и самомассаж детей раннего возраста

Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чу...

Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста.

Влияние развития речи на процесс адаптации детей в ДОУ....

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...