Главные вкладки

    Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов.
    проект по развитию речи по теме

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

    План

    1. Формирование у детей дошкольного возраста интереса и любви к художественной литературе
    2. Педагогические требования к организации книжного уголка
    3. Содержание уголка книги, формы работы. Методика работы с детьми в книжном уголке
    4. Проведение литературных утренников, вечеров досуга
    5. Советы родителям по организации уголка книги в домашних условиях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ugolka_knigi.docx34.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов.

    Эпиграфом к нашему проекту мы подобрали слова Белинского Виссариона Григорьевича

    Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека.

                                                                                                                          Белинский В. Г.

    План

    1. Формирование у детей дошкольного возраста интереса и любви к художественной литературе
    2. Педагогические требования к организации книжного уголка
    3. Содержание уголка книги, формы работы. Методика работы с детьми в книжном уголке
    4. Проведение литературных утренников, вечеров досуга
    5. Советы родителям по организации уголка книги в домашних условиях

    С чего начинается литературное воспитание ребёнка?

        Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

    Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

    Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» Эти слова Константина Батюшкова имеют отношения и к вопросам чтения.

    У ребёнка память сердца. Не сопереживавшие в детстве,  могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.

       Чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое.

        Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви  или равнодушия.

        Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе игровой уголок книги.

    Что такое уголок книги?

        Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребёнок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть и «перечитать» её.

       Встреча в уголке книги со знакомыми произведениями, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, ещё раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.  Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Владимира Лебедева, Владимира Конашевича, Евгения Чарушина и многих других.

      Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.  Любовное, бережное отношение к книге – одно из важнейших качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголках книги.

    Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

       Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

       Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

      Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

    В младшей группе воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

    1. знакомит с уголком книги (устройством, назначением);
    2. приучает рассматривать книги и картинки только там;
    3. сообщает правила:
    1. брать книги чистыми руками;
    2. перелистывать осторожно за верхний левый угол страницы;
    3. не рвать;
    4. не мять;
    5. не использовать для игр;
    6. всегда класть книгу на место.

    В книжной витрине младшей группы

    1. 3 – 4 книги (У воспитателя в запасе дополнительные экземпляры этих же книг) Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать, то и у других возникает желание получить такую же книгу.

    Помещают издания:

    1. Знакомые;
    2. С яркими крупными иллюстрациями.

    Хорошая иллюстрация отличается образностью и выразительностью. Книги необходимо подбирать с иллюстрациями, которые  шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребёнку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть участником событий и приключений, которые происходят с героями.

            Также в уголке книги должны быть:

    1. Отдельные картинки, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы: «Игрушки», Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

    В младшей группе необходимо иметь эстампы – иллюстрации русских народных сказок.

            Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки, узнавать героев, побуждает вспомнить и пересказать отдельные эпизоды.

            В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней. В этом возрасте у ребёнка формируется потребность приносить пользу своим трудом. И вот для этого в уголке книги появляется «книжная больница». Все необходимое для ремонта книг можно сложить в чемоданчик, наклеить на него красный крест.  Сколько удовольствия, радости и удовлетворения получают дети, когда рваные странички и переплёты книг они заклеивают и ремонтируют сами!

            В средней группе уже 4 – 5 книг разных авторов на определённую тему. В конце года выставляются портреты писателе и поэтов, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.

    В старшей и подготовительной группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового многообразия.

    На книжную витрину можно помещать одновременно 10 – 12 разных книг.

    Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы детей?

         Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно поместим в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

        Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребёнка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

    Ребенка – дошкольника привлекает природа, её красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

    На витрине уголка книги, какой – то период должны находиться издания произведений и портреты писателей, с которыми в данное время знакомят детей на занятиях. Например, после чтения на занятии рассказа Л. Толстого «Филипок» поставим в уголок книги издание с иллюстрациями Алексея Пахомова. Художник писал, что ему хотелось сделать Филипка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Прекрасные рисунки помогут детям увидеть и лучше узнать «бедового» деревенского мальчика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.

        Особое удовлетворение получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других обязательно должны быть в уголке книги.

    Кроме того, в уголок можно помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного времени. Принцип организации уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Поэтому нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Некоторые книги дети подолгу любят рассматривать, а к иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая это, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем, срок  пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.

      Кроме книг, в книжном уголке группы старшего дошкольного возраста должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные   альбомы для рассматривания. Это может быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и альбомы, составленные воспитателем  вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах или иного писателя. А также альбомы с детскими рассказами. Записанные воспитателем на занятиях по развитию речи.

    Воспитатели нередко устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. 

    Цель таких выставок:

    1. углубить литературные интересы детей;
    2. сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную тему.

    Это могут быть выставка сказок А. Пушкина (иллюстрации разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского и др.

    Правила организации выставки:

    1. тема должна быть актуальной для детей (связана с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.д.);
    2. необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
    3. выставка должна быть непродолжительной по времени – 3-4 дня, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

    Какую ещё методическую работу можно проводить в книжном уголке?

    В старшей группе надо выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.

    Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

    Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

    1. факты из жизни писателя должны быть точными и научными;
    2. изложение должно быть образным, интересным;
    3. рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

    Это было очень давно, когда не было не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или, это было так давно, что не только электричества  и телевизоров не было, но даже поезда ещё не ходили.

    1. рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться  только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;
    2. рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;
    3. в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;
    4. особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

    После рассказа возможна длительная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, посещение выставки и т.д.

       Не имея подчас возможности ещё раз вернуться на занятиях к тому или иному прочитанному произведению, воспитатель в свободные часы доставляет удовольствие от новой встречи с полюбившей книгой.  Во время занятий невозможно прочитать всё произведение, поэтому такие прекрасные детские книги, как «Каштанка» А.П. Чехова, «Золотой ключик» А.К. Толстого, «Приключение Незнайки и его друзей» Н. Носова и многие другие дошкольникам читают также в свободное от занятий время. Чтение с продолжением развивает у ребёнка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе.

       Свободные часы – прекрасное время для чтения поэтических произведений. Далеко не всегда стихотворение можно запомнить наизусть, да ещё и научиться выразительно читать в пределах одного занятия. В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей выученные на занятии стихи. Работает над выразительным чтением.

       Непринуждённая, интимная атмосфера в уголке уединения помогает детям легче и спокойнее войти в мир поэзии. При этом воспитатель работает, как правило, с одним или несколькими детьми, помогая им преодолеть застенчивость и робость.

    Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности:

    1. инсценирования любимых книг;
    2. игры – драматизации;
    3. творческие ролевые игры на основе литературной темы;
    4. просмотр кукольного и теневого театра;
    5. диафильмы;
    6. литературные утренники и развлечения.

       В 1967 году Международный совет ЮНЕСКО по детской и юношеской литературе объявил 2 апреля Международным днём детской книги. Дата выбрана не случайно: больше полутора веков назад  (в 1805 году) в этот день в Датском королевстве на свет появился мальчик, ставший впоследствии непревзойдённым сказочником, - Ханс Кристиан Андерсен.

       Международный день детской книги соседствует в календаре с нашим отечественным книжным праздником под названием «Неделя детской книги» или более «детское» и весёлое  - «Книжкина неделя». «Книжкина неделя» - период праздничного общения детей с писателями и поэтами, с «ожившими» персонажами детской литературы, время весёлых конкурсов и соревнований. Пусть проведение этой недели станет для детского сада доброй традицией.  Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:

    1. чтение и рассказывание;
    2. пение и танцы;
    3. слушание;
    4. просмотры и инсценировки.

    Они – результат работы воспитателя, её итог, «венец делу».

        В настоящее время средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.

    Задача детского сада — помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, книги, театра и его особую роль в воспитании человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В организации родительского педагогического всеобуча в детском саду почетное место должна занять проблема детского чтения. В чем конкретно может проявиться педагогическая пропаганда в этой области.  

        Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.  В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чте- ния книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

        Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и др.).  В детском саду родителям показывают занятия по литературным произведениям, знакомят с угол ком книги. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

        Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием,— самое творческое время развития речи ребенка...».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

    В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

    «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

    В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

    «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

    В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

    Консультация для родителей "Как привить любовь и интерес к книгам"

    Консультация для родителей "Как привить любовь и интерес к книгам"...

    Как привить любовь к чтению? Обзор книг для детей 3-4 лет.

    В статье даны рекомендации родителям, что читать детям 3-4 лет....

    Конспект родительского собрания "Как привить любовь и уважение к городу, в котором живешь?"

    Конспект родительского собрания "Как привить любовь и уважение к городу, в котором живешь?"  (для родителей старшего дошкольного возраста)...