Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.
статья (развитие речи) по теме

Иванова Елена Анатольевна

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с  социальной значимостью речи и  ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Также овладение связной устной речью является  важным условием успешной подготовки к обучению в школе.

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой речи;

- закрепление, обогащение и активизация словаря;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие речи ребенка проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни, когда формируются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить, однако вокруг него складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи ребенка завершается умением понимать  простые высказывания взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи – приходится на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

Важным условием для своевременного овладения ребенком речью,  для нормального темпа ее развития является общение со взрослым. Между ребенком и взрослым  должен установиться эмоциональный контакт, деловое сотрудничество, также речь взрослого должна быть насыщена различными речевыми элементами.

3. Совершенствование речи, т.е. использование речи как ведущее средство общения.  В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.

Важными задачами в работе по развитию речи является:

1. Обогащение жизненного опыта детей; необходимо научить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

2. Формирование представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

3. Обучение детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.

Эти задачи решаются, главным образом, путем создания условий для высокой речевой активности детей.

С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

Большое место занимает чтение художественной литературы, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности. Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).

Параллельно должен обогащаться детский словарь. Путем проведения игр типа "Чего не стало?", "Что игрушка рассказывает о себе?", "Угадай игрушку", в которых воспитатель привлекает внимание детей к отдельным признакам объектов, описывает игрушки, предлагает детям найти, что описано. Так, в играх "Чего не стало?", "Угадай игрушку" дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре "Что игрушка рассказывает о себе" они подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т.п.).

В ходе игр  дошкольники учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. Также с помощью разнообразных игр дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.

Также воспитателю необходимо научить детей строить предложения для начала и окончания сказки. Воспитатель просит детей вспомнить сказку "Волк и семеро козлят"  и ответить на вопросы: "О чем эта сказка? Как она начинается? Чем заканчивается?". После того, как дети ответили, взрослый, в определенной последовательности выкладывает иллюстрации к сказке и просит сказать, используя текст сказки, что изображено на картинках. Особое внимание стоит обратить  на первую и последнюю картинки, таким образом дети  подводятся к точному воспроизведению начала и конца сказки. В случае затруднения, воспитатель оказывает помощь  (начинает предложение, а ребенок должен добавить нужное слово).

В свободное  время детям предлагаются знакомые сказки и картинки к ним. Задачей ребенка является придумать предложение по заданной картинке, а также определить последовательность иллюстраций.  Если у ребенка данное задание вызывает затруднения, то взрослый (в зависимости от ситуации)  либо сам раскладывает картинки, либо делает это вместе с ребенком.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с  социальной значимостью речи и  ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Также овладение связной устной речью является  важным условием успешной подготовки к обучению в школе.

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой речи;

- закрепление, обогащение и активизация словаря;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие речи ребенка проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни, когда формируются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить, однако вокруг него складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи ребенка завершается умением понимать  простые высказывания взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи – приходится на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

Важным условием для своевременного овладения ребенком речью,  для нормального темпа ее развития является общение со взрослым. Между ребенком и взрослым  должен установиться эмоциональный контакт, деловое сотрудничество, также речь взрослого должна быть насыщена различными речевыми элементами.

3. Совершенствование речи, т.е. использование речи как ведущее средство общения.  В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.

Важными задачами в работе по развитию речи является:

1. Обогащение жизненного опыта детей; необходимо научить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

2. Формирование представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

3. Обучение детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.

Эти задачи решаются, главным образом, путем создания условий для высокой речевой активности детей.

С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

Большое место занимает чтение художественной литературы, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности. Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).

Параллельно должен обогащаться детский словарь. Путем проведения игр типа "Чего не стало?", "Что игрушка рассказывает о себе?", "Угадай игрушку", в которых воспитатель привлекает внимание детей к отдельным признакам объектов, описывает игрушки, предлагает детям найти, что описано. Так, в играх "Чего не стало?", "Угадай игрушку" дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре "Что игрушка рассказывает о себе" они подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т.п.).

В ходе игр  дошкольники учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. Также с помощью разнообразных игр дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.

Также воспитателю необходимо научить детей строить предложения для начала и окончания сказки. Воспитатель просит детей вспомнить сказку "Волк и семеро козлят"  и ответить на вопросы: "О чем эта сказка? Как она начинается? Чем заканчивается?". После того, как дети ответили, взрослый, в определенной последовательности выкладывает иллюстрации к сказке и просит сказать, используя текст сказки, что изображено на картинках. Особое внимание стоит обратить  на первую и последнюю картинки, таким образом дети  подводятся к точному воспроизведению начала и конца сказки. В случае затруднения, воспитатель оказывает помощь  (начинает предложение, а ребенок должен добавить нужное слово).

В свободное  время детям предлагаются знакомые сказки и картинки к ним. Задачей ребенка является придумать предложение по заданной картинке, а также определить последовательность иллюстраций.  Если у ребенка данное задание вызывает затруднения, то взрослый (в зависимости от ситуации)  либо сам раскладывает картинки, либо делает это вместе с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Период работы над темой: 2011-2015 год

Актуальность:  Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 4-7 лет. Значение связной р...

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...

Методическая разработка: Родительское собрание «Развитие связной речи как одно из основных направлений образовательной деятельности.»

Родительское собрание«Развитие связной речи как одно из основныхнаправлений образовательной деятельности.»...

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»

Конспектигровой образовательной ситуацииипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема: &la...

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»

Конспектигровой образовательной ситуациипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема: «Рас...