Картотека дидактических речевых игр
картотека по развитию речи (средняя группа) по теме

Рестова Вера Николаевна

В картотеке представлены игры, с помощью которых дети, в привлекательной для них форме, развивают словарный запас, переводят слова из пассивного словаря в активный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_2.docx110.53 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Acer\Desktop\ДИД ИГР 2.jpg

Уменьшаем и увеличиваем

Взрослый даёт задание «Я буду называть слово, а ты уменьши его», например

Стол-столик, ваза – вазочка, машина-машинка и т.д.

Следите, чтобы ребёнок вместо уменьшительного животного не называл его детёнышей. Так, корова-коровка, а не телёнок.

Предложите малышу поменяться ролями. А затем поиграйте в эту игру – наоборот. Вы будете называть уменьшительное слово, а ребенок первоначальное слово.

Можно таким же образом, использовать увеличительные суффиксы, например, корова-коровище, заяц-зайчище.

Игра схожая с загадками

Вы предлагаете описание слова малышу, а он его должен назвать. Предложите малышу самому подробно описать какой-нибудь предмет, а вы попробуете его отгадать.

Продолжаем предложение

Сюжет может носить как вымышленный, так и реальный характер. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает предложение.
Рыцарь вскочил на коня и …

Сегодня по дороге в детский сад мы …

Продолжаем рассказ

Игра схожа с предыдущей. Однако теперь можно составить совместный рассказ. Каждый из игроков произносит целое предложение.

Игра: опиши одним словом

Задание схоже с предыдущим, но назвать нужно будет не существительное а прилагательное. Приведите несколько примеров, чтобы ребёнок понял задание.

Котлета из рыбы? (рыбная)

Ежик в лесу? (колючий)

Щётка для обуви? (обувная)

Кому что нужно

Взрослый называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться.

Повар – кастрюля, половник,

Белка – орехи, грибы.

Можно предложить такой вариант задания. Ребенок должен сказать предназначение предмета, который вы загадаете: для чего он нужен человеку или животному. Например, кастрюля, чтобы готовить: градусник – менять температуру и т.д.

Как можно узнать…

Чтобы развивать речь, память и мышление ребенка, предложите ему такой опрос:

Как можно узнать сварилась ли каша? (попробовать)

….. работает ли телевизор? (включить)

…. что больше шнурок или пояс? (померять линейкой).

Часть – целое

Предложите малышу угадать часть предмета или конструкции. Например,

Руль – машина, автобус…

Крыша – …

Страница – …

Хвост – …

Дупло – …

Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части.

Машина – руль, колесо, …

Дом – …

Дерево –

Книга – …

Пальто – …

Где стоит матрёшка?

Развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе». Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Что напротив чего стоит матрёшка?» и т.д.

Четвертый лишний

Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий.

Вариант 1

Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, на кухне находятся – стол, кастрюля, кровать, печь. Малыш сразу может определить, что именно находится на кухне и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания, просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный.

Вариант 2

Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака. Пусть ребёнок попробует догадаться.

Больше, чем… Меньше, чем

Взрослый ставит задачу:

«Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.»

Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы)

 Объясните ребёнку, что существуют слова, обозначающие одно и то же.

грустный-печальный,
Злиться-сердиться,
Противник-враг.
Вы будете называть слово, а ребенок – синоним.

А есть слова противоположные по значению. Так, например,

Больной-здоровый,
Друг-враг,
Печаль-радость.
Теперь задача сводится к подбору антонимов для загаданных вами слов.

Поменяйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…

Вы начинаете:

«Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще...» - ребенок продолжает.

Или:

«Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Или:

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…

Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста

Цели: учить детей находить похожих на образцы персонажей сказки «Колобок»; развивать внимание и зрительную память детей.Материалы: карточки с силуэтами персонажей сказки «Колобок», картинки героев ска...

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических речевых игр для старшего дошкольного возраста

Картотека  дидактических речевых игр для старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических речевых игр

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС ДО...

Картотека дидактических речевых игр

Картотека дидактических речевых игр...

Картотека дидактических речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических речевых игрдля детей старшего дошкольного возраста....