РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
консультация по развитию речи по теме

Горельская Ирина Александровна

Очень  важная  задача,  стоящая  перед  взрослыми,  это  задача 

обогащение  словаря.  У всех  людей  есть  пассивный словарь

в него  входят  слова,  которые  мы  понимаем, но редко  используем  в  речи, а есть  активный  словарь, т. е.  тот  набор

слов  которыми  мы  оперируем в  каждодневном  общении с другими  людьми.   У  дошкольников,  и  это  характерно,  пассивный  словарь  в  значительной  степени  превышает  активный.   И одна  из существенных  проблем  -  перенести

как  можно  больше  пассивных слов в  актив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument1razvitie_slovarya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

«РАЗВИТИЕ   СЛОВАРЯ»

Очень  важная  задача,  стоящая  перед  взрослыми,  это  задача  

обогащение  словаря.  У всех  людей  есть  пассивный словарь

в него  входят  слова,  которые  мы  понимаем, но редко  используем  в  речи, а есть  активный  словарь, т. е.  тот  набор

слов  которыми  мы  оперируем в  каждодневном  общении с другими  людьми.   У  дошкольников,  и  это  характерно,  пассивный  словарь  в  значительной  степени  превышает  активный.   И одна  из существенных  проблем  -  перенести

как  можно  больше  пассивных слов в  актив.

         

                           Игры   и   упражнения

Учить  подбирать  определения  и  эпитеты -  (Какие  бывают

собаки:  большие,  маленькие,  санитарные,  служебные….)

Узнавать  предметы  по  описанию -  ( Зеленая,  кудрявая,

белоствольная.  Что это? -  Береза);

Подбирать  действия  к  предмету -  ( Ветер, что делает: воет, парус надувает,  листья  срывает….)

Подбирать  предметы  к действию – ( На небе  сверкает  землю

согревает.  Что  это? – Солнце);

Подбирать  действия  по  объекту – ( Кто  или что плавает?  Летает? -  Рыба, самолет,  бабочка,  листья);

Подбирать обстоятельства -  (Трудиться  можно как? -  Хорошо,

спустя  рукава, быстро);

Подбирать  синонимы – (  Большой,  огромный, громадный);

Находить  пропущенные  слова – ( Пришел почтальон, он принес…);

Распространять  и  дополнять  предложения  - ( Кошки взобрались на  дерево.   Какое?  Зачем?);

Называть  составные  части  целого -  (Дерево – ствол, ветки,

сучья);

Составлять  предложения с определенным словом;

Игра  «Наоборот».  Упражнять  в  названии  антонимов

 ( день – ночь,  печаль – радость);

Упражнять детей в правильном  склонении  существительных (род, число, падеж).  То  есть воспитывать  грамматически  правильную  речь.  Взрослый  называет животного, а  ребенок

его  детеныша ( курица – цыплята, лошадь – жеребята).

Причем  в различных падежах и множественном  числе, т.к.

это  является распространенной  ошибкой  у  малышей.

Отгадывать:  « Кто  ты?»  (  в различных  житейских  

обстоятельствах   -  от  дочки,  внучки  до  посетителя);

Длинные -  короткие  слова  ( линейность  слова  можно  измерять

разведением  ладошек в стороны  или  шагами:  пол – парикмахерская);

Сделать  длинными,  ласковыми   имена  своих  близких,  а также  клички  животных;

Придумать  слова,  которые  оканчиваются  на  - ок,  - ек  или

начинаются  с  ва-,  за- ;

Игра  « Бюро  находок» ( вы  потеряли  предмет  красного  цвета,

круглой  формы….);

Какой   в  сказке  козел  (« Лиса  и козел»)  -  недогадливый,  глупый,  невнимательный;  лиса  - рыжая,  ловкая…;  колодец-

глубокий,  холодный, темный,  узкий…;

Про  что  можно  сказать : холодный -  ….,  холодная - ….,

холодное  -  …;

Как можно  назвать  одним словом:  

-детей, идущих в  школу…;

- людей, лечащих  больных…;

- взрослых, перевозящих  груз…;      

Произносить  предложение  ( «  Я  пойду  в  школу»)  по -разному:  радостно  ( и почему ?),  грустно (  и  почему?);

Придумать  от слова « лес»  много  новых,  но  похожих слов

(лесок,  о лесе,  лесочке,  лесовичок…);

Находить антонимы  (  слова  с противоположным  значением)

в  стишке:

Скажу  я  слово  высоко,  а  ты  ответишь  низко.

Скажу  я слово  далеко,   а  ты  ответишь   близко.

Теперь  скажу  я  слово  трус,  ответишь ты  храбрец.

Теперь  начало  я  скажу,  ну  отвечай…(конец);

Познакомить  со  словами,  которые  ничего не значит:

Ложка  - это ложка,  ложкой суп  едят.

Кошка -  это  кошка,  у кошки  семь  котят.

Тряпка  -  это   тряпка,  тряпкой  вытру  стол.

Шапка  -  это  шапка,  оделся  и  пошел.

А  я  придумал  слово,  смешное слово  - плим.

Я  повторяю  снова  -  плим,  плим ,  плим.

Вот  прыгает  и  скачет – плим, плим, плим.

И ничего  не  значит  - плим, плим,  плим.

«Новые  слова»   -  у  лисы   длинный  хвост – как  одним  словом

сказать   длиннохвостая;  а  у  мальчика   длинные  ноги – длинноногий;

Придумывать  необычные  предложения  из  2-х слов:

« Лиса  чирикает»,  «  Ворона  мяукает»;

Заканчивать  предложения:  

-  Миша  пошел  гулять ( куда ?)….;

-  Миша  стало  грустно (  отчего?)…;

-  Миша  обрадовался  (  когда?)…;

Познакомить  детей  с  многозначными  словами

-  у  ежа  иголки,  у елки  рассмотреть  значение  слов  коса,  ручка

и   др.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря детей - важная сторона развития речи.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"

Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями   и приёмами  коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...

Конспект занятия по развитию словаря и грамматических категорий для детей с ОНР IVуровня речевого развития "Весна в лесу"

Итоговое занятие ( открытое занятие для родителей) по лексическим  темам весенней тематики....

Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"

Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи  «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...

Развитие словаря у детей с речевыми нарушениями. Примеры игр для развития словаря.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей....