Итоговая НОД по развитию речи в старшей группе по теме: "Прогулка по весеннему лугу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Андреева Наталья Михайловна

Наступила весна - самое время наблюдать с детьми за пробуждением природы, любоваться красотой окружающего мира, расширять знания детей о целостной картине мира. Тематическое планирование в нашем детском саду, естественно, связано с весной: "Международный женский день", "Первоцветы", "Насекомые" Я разработала итоговую НОД по теме "Насекомые". Старалась внести занимательность и использовать разнообразные виды детской деятельности: словесные игры, игры с движением, коллективная беседа, составление описательного рассказа по мнемотаблице, имитационные игры, отгадывание загадок. Для активации детского внимания была организована игровая среда: оборудован весенний луг с цветами, пеньками, муравейником, насекомыми-муляжами, подобрано соответствующее музыкальное сопровождение: звуки луга. Всё это позволило достичь хороших результатов в достижении целей НОД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей «Б» группе.

Тема: «Прогулка по весеннему лугу»

Воспитатель: Андреева Н. М.

Интеграция областей:

«Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Цель:

  • Развивать умение составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы
  • Закреплять умение участвовать в коллективном обсуждении, согласовывать слова в числе и падеже, упражнять в развитии речевого дыхания
  • Активизировать словарь по теме.
  •  Расширять представления детей о разнообразии насекомых.
  •  Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Материалы и оборудование:

Оборудованный луг: на зелёном коврике расположены цветы, пеньки, кочки, на них различные насекомые-муляжи, муравейник, мяч, божьи коровки, вырезанные из бумаги, аудиозапись со звуками леса.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о весне, составление рассказа о весне с использованием мнемотехники, рассматривание тематического альбома «Насекомые», наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, лепка стрекозы, рисование первоцветов, просмотр компьютерной презентации «Насекомые».

Ход занятия:

Психогимнастика:

- Как вы думаете, почему у нас такое хорошее настроение? (Ответы детей)- Конечно, потому что весна наступила, солнышко светит, птички поют, цветы распустились, цветут плодовые деревья, в воздухе летают бабочки, пчёлы, стрекозы…  Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Основная часть:

- Весной очень приятно гулять по лесу, по лугу, вдыхать ароматы весны,

любоваться пробуждением природы, слушать пение птиц. И я вас приглашаю на такую прогулку по весеннему лугу.

Дети проходят за воспитателем к оборудованному лугу, гуляют по нему, рассматривают, звучит музыка весеннего леса.

 

- Ребята, а как надо себя вести на лугу, чтобы не принести вред окружающей природе? (Ответы детей)

- Правильно, ведь человек ответственен за сохранение природы, очень легко погубить травку, деревце, беззащитных птиц. И мы с вами должны беречь их. Давайте, аккуратно присядем на бугорок, чтобы никого случайно не раздавить и посмотрим всё вокруг.

-Когда присядешь отдохнуть на согретый солнышком лесной пригорок, то невольно диву даешься, какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом.

-Посмотрите, какая красота! Кого вы здесь видите? (Бабочку, стрекозу, кузнечика, божьих коровок, муравьёв и др.). Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)

-Вот бабочки. На кого они похожи? (На цветы). А что вы ещё про бабочек знаете? (бабочки собирают нектар и опыляют растения). Правильно.

- А посмотрите, сколько божьих коровок на этом пеньке… Пригрело солнышко и они выползли погреться. Какая яркая у них окраска! Вспомните, я вам рассказывала, почему они такие яркие (ядовитые для птиц). Опасны божьи коровки для человека? А пользу приносят? (Да, поедают тлю)

Дыхательная гимнастика «Божья коровка». Положите их на ладошку! Давайте скажем им слова и дунем – чья коровка дальше улетит?

Божья коровка,

Улети на небко,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Дуем на насекомых, они разлетаются. Повторим еще раз.

- А вот кузнечик! Заметить поющего кузнечика в густых зарослях нелегко, ведь он такой же зеленый, как листья и стебли растений. У него самые интересные ножки – коленки вывернуты в другую сторону – так он может очень далеко прыгать! А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев. Кузнечик трет одно крыло о другое и слышится стрекотание. Питаются кузнечики соком растений, нектаром цветов и насекомыми.

- Ой! Я, наткнулась на паутину! Кто же её сплёл? (Паук). А паук – это тоже насекомое? (Нет). Почему? (У него 8 лапок и тело состоит из двух частей, а не 6 лапок и трёх частей тела, как у насекомых).

- А это кто? Правильно, пчела!      Что вы про пчелу знаете? (Собирает мёд, есть жало). А почему так говорят: «Трудится, как пчелка? (Пчела очень трудолюбивое насекомое).

- А что это сооружение? (Муравейник, в нём живут муравьи). Как это они такие маленькие умудрились построить такой домик? (Муравьи очень сильные и трудолюбивые).

- А здесь кто-то спрятался под листком! А кто, узнаете, отгадав загадку:

 

Шелестящий вертолет,
Вдруг, отправился в полет.
Он над лугом полетал,
На цветочках отдыхал.

(Стрекоза)

Правильно. Давайте встанем аккуратно и полетаем вместе со стрекозой.

Физминутка: 

        Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

- Стрекоза очень интересное насекомое, про неё можно много любопытного рассказать и, чтобы нам было легче, давайте составим мнемотаблицу.

Дети садятся на стульчики полукругом, вместе с воспитателем составляют мнемотаблицу и рассказывают по ней про стрекозу (2 – 3 ребёнка).

- Очень здорово вы рассказали про стрекозу. А теперь я предлагаю вам поиграть

Игра: «Скажи со словом пять»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет насекомое. Ребёнок говорит со словом «пять» и возвращает мяч воспитателю.

- Как ни хорошо нам гулять по лугу, но пора возвращаться в группу. И я предлагаю не просто идти, а передвигаться как насекомые.

Игра: «Летают, прыгают, ползут»

Воспитатель называет насекомое, а дети изображают, как оно передвигается.

Итог:

- Вот мы и в группе. Понравилась вам наша прогулка по весеннему лугу?

- А что больше всего запомнилось?

- Как вы думаете, мы не навредили природе своим присутствием?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

«Весенняя сказка» ( итоговое занятие по развитию речи в старшей группе)

«Весенняя сказка»( итоговое занятие по развитию речи в старшей группе)Автор: воспитатель  Авдеенко Ольга    БорисовнаЦель: Обобщить знания детей.Программные задачи: учить сост...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему “ Прогулка в весенний лес”

Цель: представление о времени года "весна",  о животных, их образе жизни весной....

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Весенние приключения»

Цель:  Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года.Задачи:-  Закреплять уже известные способы словообразования...

Конспект занятия по развития речи в старшей группе на тему: "Прогулка по осеннему лесу"

ЦельФормирование грамматического строя речи. ЗадачиЗакреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».Упражнять: в согласовании существительных ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Прогулка в осенний лес».

Цель:  Систематизировать и закреплять представления детей об осени, расширить знания о диких животных, активизируя речь детей....