Этимология слова, как средство развития речи дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Тимакова Анна Юрьевна

Данная статья посвящена этимологическому анализу слова на занятиях по развитию речи в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений, как способу развития у воспитанников языкового чутья, культуры речи, орфографической грамотности, как способ привить интерес и любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etimologiya_slova.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Этимология слова, как средство развития речи дошкольников

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

(Б. Пастернак)

Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. В наши дни этимологический анализ слова широко применяется в школе, однако, на мой взгляд, он совершенно незаслуженно не пользуется популярностью в педагогике дошкольной.

С первого года жизни ребенка начинается развитие, постановка его речи. И она неразрывно связана с развитием мышления. С рождения ребенок начинает познавать окружающий мир, искать и устанавливать причинно-следственные связи. И чем старше он становится, тем дольше способен концентрироваться на процессах исследования окружающего мира. Исследования показали, что ребенок 6-7 лет способен концентрировать внимание на увлекшей его игре в течение 2 и даже 3 часов. Именно эту особенность детского внимания могут использовать педагоги старших и подготовительных групп дошкольного учреждения, как основу для применения методики этимологического анализа слова на занятиях по развитию речи.

Кроме того, нашим верным помощником в развитии речи детей, конечно же, станет их неуёмная познавательная активность, направленная на установление причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира. Эта активность распространяется и на познание родной речи. Как часто слышим мы от детей вопросы типа «А почему голубя назвали голубем?» Этимология в данном случае придется как нельзя более кстати и поможет ответить на множество вопросов, возникающих в пытливых детских головках. Если же дети не задают взрослым подобных вопросов, педагог должен инициировать их сам. Ведь проникая вглубь слов, понимая их основу (корень), дети постепенно начинают осознавать суть всего языка в целом.

Если педагогу удастся заинтересовать детей этой «игрой в слова», если удастся научить их интуитивно вычленять корень слова, искать однокоренные слова, задумываться над происхождением слов, то в дальнейшем за языковую культуру детей и их орфографическую грамотность он может быть спокоен. Прививая интерес к слову, к его сути, мы прививаем интерес к родной речи, можно даже сказать, к Родине. «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине», - писал К. Г. Паустовский.

Необходимо приучать детей рассуждать, почему то или иное слово так называется, пишется, произносится; каких «родственников» имеет данное слово в прошлом и настоящем нашего языка. Данная методика развивает, также, и творческий подход детей к родной речи. Научив детей задумываться над названиями слов, педагог неизменно увидит результаты своей работы в детском словотворчестве – дети начнут сами составлять слова (неологизмы или окказионализмы), отталкиваясь от основных законов языка.

Каким образом можно начать работу в данном направлении? Как уже говорилось выше, детский ум пытлив, дети с рождения ориентированы на познание окружающего мира и установление причинно-следственных связей между явлениями. Именно на это и стоит ориентироваться педагогам старших и подготовительных групп на занятиях по развитию речи путем этимологического анализа слов. Детей очень просто заинтересовать такими вопросами, как: «А почему одуванчик назвали одуванчиком?», «Почему самолёт зовут самолётом?» и тому подобными.

Занятия по этимологическому анализу слов могут включать различные сказки, построенные на поиске слов-«родственников». К примеру: «Как-то раз был у тётушки Воды День рождения. И пригласила она к себе в гости всех своих родственников. Сестрица Водица прибежала по камушкам. Внучка Водичка по травке прискакала. Водопад со скалы спустился. Даже Водяной на солнышко погреться вылез. Водомерка по воде плавает, в озерце водоросли растут. Водовоз на лошади с бочками за водой приехал. А водитель с гармошкой пришел – для пущего веселья! Посмотрела тётушка Вода на всех гостей и сразу поняла – кто тут лишний, кто не из их семьи пришел. А вы, дети, поняли?»

Для того, чтобы заинтересовать детей поиском слов-«родственников», можно придумать испытание: предложить пройти им полосу препятствий (разложенные веревочки, кирпичики, дощечки) – как  будто бы перейти ручеёк. Но поставить условие – в путь может отправиться только тот, кто вспомнит, какие родственники пришли на День рождения к тётушке Водице.

На одном из занятий можно предложить детям поговорить о слове «семья», обсудить – кто входит в семью: мама, папа, ребенок, 2 бабушки и 2 дедушки. Изображения всех названных членов семьи разместить на доске. Затем попросить детей сосчитать – сколько всего членов семьи получилось, сколько же человек входит в семью. Затем написать слово «семья» как «7Я» и попросить детей подумать – почему же семью назвали «семьей»? Затем педагог должен объяснить, что семья бывает не только у людей, но и у животных, у птиц. Можно предложить детям назвать членов семьи гуся, лисы, волка, зайца, медведя и т.п. Обратить внимание на схожесть названий членов одной семьи. А затем объяснить, что и у слов тоже есть семья. Только слова – они как цветы. И у них тоже есть корни. Предложить для разбора слово «цветок». Для начала педагог просит детей придумать слова, похожие по звучанию на слово «цветок»: цветок – цветочек – цветёт – цветной. Когда прозвучит слово «цветной», педагог просит детей подумать – а почему же цветок назвали именно «цветком»? Наводящими вопросами подвести детей к пониманию того, как связаны слова «цветок» и «цвет».

Конечно, поначалу работа над этимологическим анализом слов может показаться детям сложной, непривычной и даже скучной. Именно для того, чтоб замотивировать детей на дальнейшие поиски в данном направлении, педагогам стоит использовать современные информационные носители – интерактивные доски, режимы слайд-шоу. Современные дети всегда с большим интересом воспринимают информацию, подаваемую на электронных носителях. Если же оснащение дошкольного учреждения не включает в себя данные атрибуты, педагоги могут воспользоваться наглядными пособиями при этимологическом разборе слова.

Так, к примеру, при разборе слова «одуванчик» можно показать сначала изображение самого цветка, а затем картинку, на которой ветер (или человек) сдувает с него семена.

При разборе слова «медведь» имеет смысл сначала показать детям медведя, а затем бочонок мёда и изображение древнего старца – ведуна, рассказать кто это, как его называли в старину.  Детям, также, будет интересно узнать и о том, что изначально означали слова «ведьма» и «ведьмак». А затем обратиться к словам «знахарь» и «знахарка». Ведь эти персонажи почти что сказочные, а дети очень любят всё, что связано со сказкой и волшебством. Конечно же, желательно сопровождать рассказ иллюстрациями называемых персонажей. Попробуйте подумать вместе с детьми над вопросом, а как же сейчас принято называть человека, который много ведает, знает? Ведь слова «ведун», «ведьма» и «знахарь» устарели и приобрели со временем другое значение. Педагог наводящими вопросами может подвести детей к слову «знаток». Показать его изображение.

Разбирая слово «рогатка», покажите сначала изображение рогатки, а затем головы коровы с рогами, и т.д.

Использование изображений однокоренных слов само натолкнет детей на правильное решение загадок. Ведь, по сути, весь этимологический разбор слов в старшей и подготовительной группах дошкольных учреждений превращается в разгадывание загадок. Сначала воспитатель загадывает эти «загадки» детям, поощряет «отгадки», мотивирует поиски однокоренных, сходных по звучанию и смыслу слов, учит детей проникать в суть, корень слова. Но уже через пару подобных занятий (если не после первого же) Вы с радостью сможете заметить, что дети начинают загадывать загадки Вам. Тут уж педагогу нужно не ударить в грязь лицом и постараться ответить на поставленные вопросы. Если дети «загадывают» слова, этимология которых не прослеживается без этимологического словаря (к примеру, «берёза», «снег», «дождь», «зима»), то стоит объяснить им, что для того, чтобы разгадать эти слова, Вам необходимо посоветоваться с умной книгой – этимологическим словарем. Тем самым, воспитатель попутно приучает детей к мысли о необходимости пользоваться словарями и энциклопедиями при решении сложных вопросов.

Кстати, название берёзы происходит от древнеславянского «бер» (светлый, белый). Этимология слова «снег» связана с древнеиндийским «sníhyati», что означало «делать мокрым». Название слова «дождь» некоторые связывают с именем славянского бога плодородия – Даждьбога (именно ему возносили молитвы о дожде), другие исследователи считают, что слово «дождь» возникло из сращения греческих слов «dus» (плохой) и «djus» (день). Слово «зима» имеет родственные корни в греческом слове «cheō» (лью) и однокоренном к нему chiōn (снег). Того же корня древнеиндийское «hima» (снег). Таким образом, слово зима изначально означало «время дождей» или «время снега» – в зависимости от страны «обитания» слова.

Конечно, работа со словарями, которую придется проводить воспитателю, отвечая на вопросы детей, может оттолкнуть некоторых от желания проводить занятия по этимологии в дошкольных образовательных учреждениях. Однако хочу заметить, что в век интернета и онлайн-словарей найти происхождение того или иного слова Вам не составит труда, а результаты этих занятий – несомненны. Они ярко проявятся после первых же занятий, а при закреплении у детей интереса к этимологии слов, Вы можете быть уверены, что Вы привили им языковое чутье, речевую культуру и орфографическую грамотность.

Занятия по этимологии слова могут проходить как бы между делом – на прогулке, во время игры. Как если бы воспитатель загадывал загадки детям для того, чтобы развлечь их. К примеру, проходя с детьми мимо берёзы, воспитатель может сказать: «Кстати! Дети, а как вы думаете, почему берёзу назвали берёзой?» Но прежде, чем задать такой вопрос, стоит подготовиться, потому что сразу же после этого дети зададут Вам вопросы типа «А почему клен назвали клёном? Дерево – деревом? Траву – травой? Лист – листом?» и т.п.

Если дети не заинтересовались «игрой в слова» сразу, можно поощрять правильные ответы маленькими призами, наклейками и т.п. На прогулке можно провести вышеописанную подвижную игру с прохождением полосы препятствий, совместив её с этимологическим анализом слова – к прохождению полосы допускается только тот, кто сможет разгадать загадку (например, почему землянику назвали «земляникой»?)

Вот примерный список слов, которые можно предложить детям для разбора: медведь, одуванчик, снеговик, снегирь, лесник, сирень, водолаз, воронка, ворота, цветок, садовник, боровик, подберёзовик, подосиновик, веснушки, голубь, рогатка, земляника, самолёт, вертолёт, звездолёт, пароход, самокат, письмо, радуга, зелёнка, зубочистка, покрывало, крыша… Список этот можно продолжать довольно долго. Начав искать слова, подходящие для разбора детьми, Вы постепенно начнете замечать их повсюду.

В дальнейшем имеет смысл постепенно начинать разбирать с детьми более сложные слова – с иноязычными составляющими: телескоп, микроскоп, калейдоскоп, телевизор, автомобиль. Здесь уж вам будет не обойтись без словаря иностранных слов. Целесообразно разместить оба словаря (этимологический и иностранных слов) в информационном уголке. И обращаться к ним при возникновении вопроса. Тем самым педагог вновь и вновь приучает детей к необходимости и важности использования справочной литературы.

Вы удивитесь, насколько интересны детям такие занятия и как быстро они запоминают значения, от которых произошло слово (даже иностранные), как спешат удивить родителей полученными знаниями.

Надеюсь, моя статья убедила педагогов дошкольного образования обратить внимание на этимологию слов при проведении занятий по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста

Художественное слово способствует:vразвитию образности речи детей;v развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл;v формированию умен...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)

Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Этимология слова, как средство развития речи у дошкольников

презентация Этимология слова, как средство развития речи у дошкольников...