Главные вкладки

    Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста
    презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

    Францева Ольга Васильевна

    Художественное слово способствует:

    vразвитию образности речи детей;
    v развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл;
    v формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства;
    v развитию словотворчества детей;
    v нравственному развитию личности ребенка
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hud._slovo.pptx2.42 МБ
    Файл vystuplenie.docx23.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Воспитатель первой категории МБДОУ д /с №30 Францева Ольга Васильевна с. Н. – Павловское 2016г. Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста

    Слайд 2

    Первый принцип ФГОС ДО - это принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово -детская литература и фолклор .

    Слайд 3

    Художественное слово способствует: развитию образности речи детей ; развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл ; формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства ; развитию словотворчества детей ; нравственному развитию личности ребенка

    Слайд 4

    Развитие речи дошкольника находится в прямой зависимости от: речевого окружения ребенка ( семья, детский сад , сверстники ) педагогических воздействий взрослых, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания

    Слайд 5

    Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папенька Этот пальчик – маменька А вот этот – наш малыш, А зовут тебя – (имя ребенка) «Дружные ножки шагают по дорожке» Зашагали ножки топ, топ, топ. Прямо по дорожке топ, топ, топ…

    Слайд 6

    Знаем, знаем да – да – да Где тут прячется вода. Открываю кран: Выходи водица, Мы пришли умыться. Баю, баюшки , баю Песню деткам пою. Все ласточки спят, все касаточки спят Нашим деткам спать велят. Это ложка, это чашка В чашке вкусненькая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки вкусненькой не стало!

    Слайд 7

    Проект «Любимые игрушки по стихам А.Барто » Цель: развитие речи посредствам стихотворений А.Барто

    Слайд 8

    Проект «С пальчиками играем - речь развиваем» Цель: развитие речи посредствам пальчиковой гимнастики

    Слайд 9

    Закатаем рукава, Открываем кран - вода. Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки! Посмотрите, крошки, На свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки! Проект по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка умой мое личико» Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.

    Слайд 10

    Взаимодействия с родителями. Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Пальчиковая гимнастика», « Растим Читателя», « Потешки на все случаи»; Выступление на родительском собрание на тему «Влияние художественного слова на развитие речи детей раннего возраста»; Проведен семинар – практикум на тему «Пальчиками играем – речь развиваем».

    Слайд 11

    Целевые ориентиры : Ребенок владеет активной речью, включенной в общение ; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; р ечь становится полноценным средством общения с другими детьми; п роявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. с пониманием следит за действиями героев кукольного театра.

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Слайд №1. Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста. Воспитатель  первой категории   МБДОУ №30 Францева О.В.

    Слайд №2. 

    Для реализации первого принципа федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо  максимально  обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово-детская литература и фольклор.

    Слайд № 3. Художественное слово способствует:

    • развитию образности речи детей;
    •  развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл;
    •  формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства;
    •  развитию словотворчества детей;
    •  нравственному развитию личности ребенка

    Слайд №4.  Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью речи. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок и вводить их в повседневный разговор.

    И начинать эту  работу   необходимо именно в раннем возрасте. Учеными и исследователями уже давно доказано, что то, что упущено в раннем детстве, наверстать впоследствии очень трудно.  Это относится и к  развитию речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие  в  этот  периоде связано с повышением интереса ребенка  к окружающему миру, активной предметной деятельностью.  Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения  с  взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает   общение на уровне жестов и звукоподражания.  Формирование    активного словаря    важно  и для психического развития малыша, оно  свидетельствует о   переходе  на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту. Однако  ежегодные   педагогические наблюдения за детьми,  поступающих в нашу группу,     показывает   явное отставание от нормативных показателей   речевого развития. Длительное время  работая с детьми раннего возраста, я  заметила, что дети положительно  и эмоционально реагируют  на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают  мне легче найти  контакт с малышами в период адаптации, определить  уровень речевого развития.   

    Слайд №5. Как я использую художественное слово в работе с детьми  раннего возраста. Я решила как можно шире применить фольклорный материал в режимных моментах. Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, наладить контакт. Так играя с пальчиками ребенка, приговариваю:

    Этот пальчик – дедушка

    Этот пальчик – бабушка

    Этот пальчик – папенька

    Этот пальчик – маменька

    А вот этот – наш малыш,

    А зовут тебя – (имя ребенка)

          Фольклор помогает  воспитывать положительное отношение к режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др. Режимные процессы я сопровождаю приговорками, маленькими стишками, прибаутками.  При организации гимнастики привлекаю детей «веселым» бубном.

    «Дружные ножки шагают по дорожке»

    Зашагали ножки топ, топ, топ.

    Прямо по дорожке топ, топ, топ…

    Ребенок стоит в стороне, пока наблюдает. Весело приглашаю его: «Мишенькины ножки тоже хотят идти по дорожке. Ну – ка, Миша, посмелей, топай ножкой веселей!» Через некоторое время ребенок со всеми малышами топает под бубен.

         Слайд №6.  Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:

    Знаем, знаем да – да – да

    Где тут прячется вода.

    Открываю кран:

    Выходи водица,

    Мы пришли умыться.

    ***

    Ах, ты девочка чумазая,

    Где ладошки так измазала?

    Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.    

     

    Использую потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:

    ***

    Это ложка, это чашка

    В чашке вкусненькая кашка.

    Ложка в чашке побывала

    Кашки вкусненькой не стало!

           В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. На пример, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала:

    Скачет зайка маленький

    Около завалинки

    Быстро скачет зайка,

    Ты его поймай-ка!

    Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.

           

    Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. В этих случаях я приговариваю:

    Баю, баюшки, баю

    Песню деткам пою.

    Все ласточки спят, все касаточки спят

    Нашим деткам спать велят.

                Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.

          Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.  

    Слайд №7. Художественное слово использую в проектной деятельности.

    Проект «Любимые игрушки по стихам А.Б. Цель: развитие речи детей раннего возраста посредствам стихотворений А.Барто. В этом возрасте дети знакомятся с первыми стихами А. Барто, О. Высотской, К. Чуковского, З.Александровой, С.Михалкова, Б.Заходера и других классиков детской литературы. При подборе стихотворений для малышей необходимо помнить, что стихотворная строка должна быть короткой. В стихах должна быть чистая и ясная рифма, а слова, используемые в стихах, должны относиться к сфере русского литературного языка и не содержать жаргонизмов, диалектизмов. И, конечно, содержание стихотворения должно в образной форме отражать реальную окружающую действительность, развивать представления ребёнка о мире, воспитывать нравственные качества. Запоминание, проговаривание стихов формируют не только речевой навык малыша, но и совершенствуют память и мышление.

    Слайд №8. Проект «С пальчиками играем - речь развиваем».

    Цель: развитие речи посредствам пальчиковой гимнастики .

    Пальчиковые игры включенные  в организованную образовательную и досуговую деятельность детей помогает педагогу поддерживать высокий уровень работоспособности, вовремя снимать физическое напряжение, активизирует процессы восприятия, внимания.

    Были разработаны 3 комплекса пальчиковой гимнастики(высокий, средний, низкий). Использовала технологию Ольга Юрьевна Крепенчук.(Предложить посмотреть)

    Слайд №9. Проект по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка умой мое личико»
    Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.

    Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка  пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
    В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
    Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. Создана картотека потешек на все случаи.

     Слайд №10.Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественного слова наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: пестушек, потешек, стихов и сказок.   Однако закрепление приобретенных речевых навыков не может быть устойчивым без включения в педагогический процесс родителей малыша. Развитие речи обусловлено общением ребенка со взрослым, поэтому задача родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку осваивать родную речь, формировать речевые умения исходя из личного опыта .Поэтому моя работа направлена на взаимодействие с родителями. Собрание «Влияние художественного слова на развитие », семинар – практикум «С пальчиками играем  - речь развиваем»,  разработаны буклеты «Потешки на все случаи»,  «Пальчиковая гимнастика», «Растим читателя», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

    Слайд №12.Целевые ориентиры:

    • Ребенок владеет активной речью, включенной в общение;
    •  может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
    • знает названия окружающих предметов и игрушек;
    • речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
    • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
    • эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
    •  с пониманием следит за действиями героев кукольного театра.

    Как показывает мой опыт, наблюдается положительная динамика в освоение целевых ориентиров посредствам художественное слово.

    Слайд №13. Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

    Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

    Игровые ситуации как средство развития речи детей раннего возраста

    В настоящее время я работаю с детьми младшей группы. Социальное положение группы благополучное, дети в основном из полных семей....

    Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.

    Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....

    План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

    Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

    План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

    В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

    "Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

    Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...