Конспект познавательной игры "Что? Где? Когда?"
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме


Игра направлена на познавательно-речевое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

             

Цель: развитие познавательной активности детей.

Основные задачи:

  1. Образовательные задачи:

* продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы); вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

* поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

     2.   Развивающие задачи:

           * развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

     3. Воспитательные задачи:
           * воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.

Материалы к занятию:

  1. Игровое поле (круг, разделенный на 8 цветных секторов с белыми стрелками).
    2) Большой волчок со стрелкой
    3) Маленькие круги (с изображением сказочных героев - 8 штук).
    4) Черный «ящик» (шкатулка).
    5) Конверты - 8 штук.
    6) Карточки, с отпечатанными вопросами и ответами (7 шт. + 1 с  - музыкальная пауза).
    7) Глобус, карта с материалами, лампа.
    8) Картинки с животными на магнитах (белый медведь, пингвин, жираф, кенгуру, зебра, лев).
    9)  Семена овса и картина овсяного колоса.
    10) подбор музыки из телепередачи «Что? Где? Когда?»
    11) ноутбук с записью музыкального произведения «Солнышко лучистое».

12) игрушка  Сова
13) Призы участникам игры

Подготовительная работа:

1) Чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций.
2) Проведение познавательных занятий, дидактических игр и бесед с детьми.
3) Подбор познавательной и энциклопедической литературы для детей в библиотеках.
4) Исследовательская деятельность с детьми (проведение опытов).

                                                       

                                                 

                                                  Ход игры

Звучит песня «Ужасно интересно» муз. В. Шаинского, сл. Г.Остера

Под музыку дети заходят в группу и встают полукругом.

Ведущий. Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе №9 «Бабочки» проводится игра «Что? Где? Когда?» (Звучит музыка)

Посмотрите, какая птица прилетела к нам на игру.

Как она называется? (Сова).

Сова считается символом мудрости. Мудрый человек – человек, который много знает, может ответить на любой трудный вопрос.

В детском саду вы получаете много новых знаний. Сегодня вы будете знатоками. Знатоки должны уметь отвечать на любые вопросы. Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои мы узнаем в ходе игры.

Объяснение правил игры.

На столе игровое поле (круг с 8  секторами)
На каждом секторе - конверт с карточкой-вопросом и ответом.
Кружок с иллюстрацией сказочного героя.
Два сектора заняты черным ящиком и скрипичным ключом (обозначающим музыкальную паузу).
В центре игрового поля - волчок со стрелкой.
Ведущий - воспитатель.
Ведущий:

  • Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, зрители и гости!  Команда «Знатоки» сразится с командой «Сказочные герои», которые уже приготовили свои хитрые вопросы, трудные задания и спрятали их в конверты на нашем игровом поле.
  • Готовы играть? Прошу команду «Знатоков» занять свои места.

Напоминаю правила игры.

  • Первый ребенок крутит волчок, стрелка останавливается, я достаю из конверта карточку с вопросами. Начинаем нашу игру. Звучит музыка. Ведущий крутит волчок.

• Сектор №1. Письмо от Емели.  Почему бывает день и ночь?
Ответ: 
«Все знают, что днем светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повернута к Солнцу и освещается его лучами.
Можно доказать это 
опытом:
(свет лампы, глобус - вращение «Земли» вокруг своей оси).
Другая половина земного шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар все время вращается, как волчок, только не так быстро. Поэтому день и ночь сменяют друг друга».
Ведущий (воспитатель):
- Это правильный ответ. И опыт нам это доказывает.
Продолжаем нашу игру.
- Прошу следующего игрока закрутить волчок.
- Внимание, знатокам!
Вопрос от сказочного героя Оловянного солдатика..

• Сектор №2. «Почему белые медведи не едят пингвинов?»
Ответ: «Медведи не могут охотиться на пингвинов, так как живут эти животные далеко друг от друга. Медведи живут в Арктике, а пингвины - в Антарктиде. Главные враги у пингвинов - это кит, касатка и морской леопард (тюлень).
Ведущий: 
- Прошу знатоков доказать свой ответ у карты.
(Ребенок показывает на карте Северный полюс и Арктику, помещает туда фигурку-магнит белого медведя, затем показывает Южный полюс и Антарктиду и прикрепляет фигурку-магнит пингвина).
Ведущий: 
- Это правильный ответ.
(Крутится волчок и воспитатель по стрелке просит помощника внести 
Черный ящик).(Звучит музыка)
Ведущий: 
- Внимание команде знатоков!

• Сектор №3. Вопрос от Дюймовочки. Что находится в черном ящике? Слушаем внимательно:

 В нем находится то, что может спать долго, спать до тех пор, пока не появится тепло, свет, вода.
Отгадайте, что же находится в черном ящике?
Ведущий:
Ответ: «В черном ящике мы думаем находятся семена растений, одно семечко. Зимой вся земля покрыта снегом, холодно. И семена могут спать долго, укрытые снежным одеялом. Но придет весна, пригреет солнце, побегут ручьи и семена проснутся и оживут. Семена растений начнут прорастать, ведь у них будет и тепло, и свет, и вода».
Ведущий: 
- Замечательный ответ дали знатоки. Откроем черный ящик. Действительно это семена.
- Могут ли знатоки дать ответ, семена какого растения лежат в черном ящике?
(Семена овса).

Ведущий: 
- Давайте снова повернем волчок. Звучит музыка
 Сектор №4

 Стрелка указывает на письмо, который приготовил нам Чиполлино.
- Что означает значок на карточке?
Скрипичный ключ!
Чиполлино предлагает команде знатоков музыкальную паузу.
Включается музыка и дети выполняют ритмичные движения.
(Ведущий благодарит команду и предлагает занять игрокам свои места).
Крутится волчок.(Звучит музыка)
Ведущий:
- Внимание игрокам!
Кот в сапогах приготовил для вас 
загадку.

• Сектор 5. Загадка: 
«Что не имеет своей формы.
Но колется, лепится,
Поднимается вверх.
Этим можно обжечься, но
Без этого невозможно жить!»
Ведущий: 

- Прошу дать правильный ответ.
Ответ: 
«Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!
Ведущий: 
- Молодцы Знатоки! Вы правильно разгадали загадку Кота в сапогах.
- Прошу повернуть волчок.(Звучит музыка)
Нас встречает сказочный герой - девочка Красная Шапочка.
Сектор № 6. Блиц-опрос

 Красная Шапочка задает свои вопросы  команде Знатоков.

* У кого из лесных животных детёныши рождаются 2 раза в год - весной и осенью?

/у зайца/

* У какой птицы птенцы выводятся зимой?

/у клеста/

* Какие цветы появляются весной первыми?

/подснежники/

* Какое животное перегрызает дерево, а потом строит из них

плотины, хатки?

/бобёр/

* Какая птица прилетает к нам с Севера?

/снегирь/

* Какой полевой цветок закрывается, как только солнце сядет

за тучи?

/одуванчик/

* Какое морское животное помогает человеку, оказавшемуся в

беде?

/дельфин/

* Какую пользу приносит лиса?

/уничтожает мышей и полевок/

* Какая самая большая рыба?

/акула/

* Что надо сделать, чтобы помочь птицам зимой?

/развесить кормушки и подкармливать/

* Какая птица самая любопытная, знает и всем сообщает самые

лесные последние новости?

/сорока/

* Как называется болотная птица, которая любит стоять на одной

ноге?

/цапля/

* Есть такое лекарственное растение мать-и-мачеха. Почему оно

так называется?

/одна сторона листа гладкая холодная, другая -мягкая тёплая/

* Её называют королевой цветов, хотя она каждого старается больно уколоть. Как зовут эту королеву?

/роза/

* Каких насекомых называют санитарами леса?

/муравьев/

* Какую птицу называют "лесным доктором"?

/дятла/

* У кого при необходимости отпадает хвост, а потом вырастает

новый?

/у ящерицы/

* Какую пользу приносят дождевые черви?

/рыхлят землю/

* Кого называют "кораблем пустыни"?

/верблюда/

* Какие птицы днём спят, а ночью летают, всех пугают?

/сова, филин/

* Птенцы, какой птицы не знают своей матери?

/птенцы кукушки/

* Куда "лицом" обращена головка подсолнечника?

/ к солнцу/

* Какой хищный зверь любит малину?

/медведь/

Ведущий: 
- Сложные были вопросы, но вы справились с ними и дали правильные ответы.
- Продолжаем нашу игру. (Крутится волчок. Звучит музыка.
Ведущий: 
- Внимание, Знатоки! Письмо  от Буратино, а в нем вопрос игрокам.

«В моей сказке я ухаживаю за коровой, за это она помогает мне выполнить задание мачехи: наткать полотно. Я уже столько наткала полотна, что не успела его сложить. Помогите мне свернуть полотно в рулон. Кто герой сказки? Задание :свернуть бумажные ленты по5-10 метров рулончиком.»

Сектор 7 Найдите лишнее слово: Жираф, кенгуру, зебра, лев.
Ответ: 
а)  это кенгуру, т.к. живет в Австралии, а остальные - в Африке;
б)  или это лев, т.к. он хищник, а остальные - травоядные.
(Ребенок показывает на карте Австралию и Африку - по просьбе ведущего).

- Молодцы, Знатоки, вы сумели ответить на все вопросы, справились всеми заданиями. И победили в этой игре.
Команда Сказочных Героев награждает вас призами.
Ведущий; «Мы все сегодня подружились за нашей умною игрой. И вот игра кончается, а дружба продолжается».

Литература:

  1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» (Издательство «Педагогика», Москва, 1975)
  2. «Астрономия в картинках» (Б. Левин).
  3. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет» (Р.А. Жукова, Волгоград, 2006 г.)
  4. «Дошкольнику - об истории и культуре России» (Г.Н. Данилина, Москва, 2005).
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» (№ 5 за 2006 г.).
  6. «В союзе с природой» Л.И. Грехова (Учебно-методическое пособие, Москва-Ставрополь, 2002 г.)
  7. «Математика в детском саду» (В.П. Новикова, Москва, 2002 г.).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....