В МИРЕ СКАЗОК К.И. Чуковского. (Занятие для детей с ОНР в подготовительной логопедической группе)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Акимова Елена Николаевна

В настоящее время  большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети любят играть, их не надо заставлять это делать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mukha-tsokotukha.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

В МИРЕ СКАЗОК К.И. ЧУКОВСКОГО.

Занятие для детей с ОНР в подготовительной логопедической группе.

ЦЕЛИ.

Коррекционно – образовательные:

 Учить детей связно и последовательно излагать свои мысли.

 Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

 Совершенствовать навык ведения диалога.

Коррекционно – развивающие.

Развивать моторику, внимание, память, мышление, воображение и фантазию.

Закреплять умение выражать эмоции радости, страха.

Воспитательные.

 Воспитывать умение работать и играть в коллективе, проявляя свою индивидуальность.

         

ОБОРУДОВАНИЕ: Чудо – дерево, выставка с портретом и произведениями К. И. Чуковского, рисунками детей;  элементы костюмов для детей, домашняя утварь (самовар, ложки, посуда), блюдо с пирогами и т.д.

                                ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал.

ЛОГОПЕД:

                Как у наших у ворот

                Чудо-дерево растет.

                Чудо, чудо, чудо, чудо

                Расчудесное!

                Не листочки на нем,

                Не цветочки на нем,

                Сапоги да башмаки,

                Словно яблоки!

- Посмотрите, какое Чудо-дерево «выросло» у нас в зале!

- Дети, вы знаете, кто написал эти строки? Правильно. К.И. Чуковский.

Стихи и сказки Чуковского знают и любят дети и взрослые во всем мире, потому что в них всегда добро побеждает зло. Сегодня мы с вами поговорим о сказках К.И. Чуковского, а поможет нам в этом наше волшебное Чудо-дерево. Садитесь на стульчики.

- Посмотрите, сколько здесь туфель, сапог, ботинок..., и на каждой паре, что-то написано. Сейчас посмотрим. Ребята, это вопросы и задания к сказкам К.И. Чуковского.

Задание 1.

        - Что вы знаете о К.И. Чуковском?

Задание 2.

        - Какие вы знаете сказки К.И. Чуковского?

Задание 3.

        - Из какой сказки эти строки?

Задание 4.

        - Все сказки Чуковского написаны в стихотворной форме. Поиграйте в рифмы. ( Подобрать рифмы к словам: муха, комарик, паук, блошки).

Задание 5.

        - Назовите свою любимую сказку. За что вы ее больше всего любите?

Задание 6.

        - Подберите слова-признаки к героям сказки «Муха-Цокотуха».

Муха какая?  Комарик какой? и т.д.

Задание 7.

        - Придумайте другой конец сказки «Муха-Цокотуха».

Задание 8.

        - Покажите спектакль «Муха-Цокотуха».

         

1-й ребенок

                Нам читали книжки

                Рассказывали сказки

                Скажу вам честно-честно

                Все это не напрасно.

2-й ребенок

                Садитесь поудобнее,

                Слушайте внимательно.

                Покажем вам спектакль

                Просто замечательный!

                  МУХА - ЦОКОТУХА!

Звучит музыка. Муха оббегает зал.

МУХА

                Ах, какой чудесный день!

                Встать с постели мне не лень.

                Приглашу я в дом гостей.

                Угощу их повкусней.

                Схожу-ка я на базар

                И куплю я самовар.

                «Майский чай» для гостей заварю

                И ватрушек с вареньем куплю.

                

Бежит по залу, видит монетку.

МУХА

                Ах, смотрите, там что-то лежит

                И на солнышке ярко блестит.

                Подойду поближе, посмотрю внимательно.

                Это же монетка!

                Ах, как замечательно!

                Я слышу ярмарки веселой голоса,

                Скоморохи там творят любые чудеса!

Коробейники встают по углам с девочками.

1-й скоморох

                Для праздничных веселий

                Сколько хочешь развлечений!

                Веселись, веселись,

                У кого деньжата завелись!

2-й скоморох

                Ближе, ближе подходите,

                Да глаза свои протрите!

                Мы - веселые потешники -

                Скоморохи да насмешники!

1-й скоморох

                Зазываем вас на веселый базар,

                Здесь на каждом прилавке -

                Затейный товар.

МУХА

                Ну и ярмарка богатая,

                Полным-полно сластей!

                Как бы мне не растеряться

                 И купить все для гостей?

МУХА

                Ну и ярмарка богатая

                Полным - полно сластей!

                Как бы мне не растеряться

                И купить все для гостей?

                Стол большой хочу накрыть я,

                Где посуду мне искать?

                Вижу чашки, вижу блюдца,

                Где же ложки? не видать!

1-й продавец

                Наши ложки знает целый мир!

                Наши ложки - самый лучший сувенир.

2- продавец

                Мы можем гжель вам предложить,

                Посуду для души купить.

                Снежно-белая посуда,

                     К нам на ярмарку пришла и цветами расцвела -

                Голубыми, синими, нежными, красивыми.

3-й продавец

                Самовары! Кому самовары?

                Самовары хороши -

                Расписные от души!

                Там травка вьется, там цветы

                Чудесной, дивной красоты!

МУХА

                Самовар мне нужен к чаю,

                И его я покупаю.

                С полною теперь сумой

                Возвращаюсь я домой

Продавцы садятся на места. Выдвигается стол. Муха бежит вдоль детей, видит букашек.

МУХА

                Эй, тараканы, - бейте в барабаны,

                Музыку веселую на весь свет включай,

                Муха-Цокотуха всех зовет на чай!

БУКАШКИ

                Нас муха в гости пригласила и никого не позабыла!

                Музыканты, поскорей, заиграйте веселей!

Веселый танец.

На стол выставляют самовар, посуду, угощение.

Паук прячется в углу.

МУХА

                Ах, прошу вас, дорогие гости,

                Не стесняйтесь,

                Поудобнее рассаживайтесь, угощайтесь!

Гости разливают чай, пьют.

Звучит песня «К нам гости пришли».

Звучит музыка Паука, он выходит из-за угла, тянет Муху в центр зала.

ПАУК

                Меня к чаю не позвали,

                Самовар не показали,

                Я вам это не прощу,

                Тебя, Муха, утащу.

МУХА

                Дорогие гости, помогите!

                От Паука - злодея защитите!

                Мы так дружно с вами веселились,

                Почему же от меня вы отступились?

БУКАШКИ

                Мы боимся с пауком сражаться,

                Лучше нам под лавкой отлежаться.

Приседают и трясутся. Паук опутывает Муху веревкой.

БУКАШКИ

                Что же делать? Как же быть?

                Муху как освободить?

Под музыку залатает Комарик, нападает с саблей на Паука, распутывает Муху.

КОМАР

                Я тебя освободил?

ВСЕ:                Освободил!

КОМАР:        Паука победил?

ВСЕ:                Победил!

КОМАР:        А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!

ВСЕ:                 Слава! Слава Комару - Победителю!

Все встают на танец.

МУХА

                А сейчас, а сейчас-

                Наш веселый перепляс!

Дети пляшут.

ЛОГОПЕД

                Вот и сказочки конец.

                А кто слушал - молодец!

Вступительное слово.

Успех коррекционно - образовательной  работы зависит от того, как построено взаимодействие учителя – логопеда со специалистами дошкольного учреждения, и в первую очередь с воспитателями логопедических групп. Наряду с такими традиционными формами работы, как проведение логопедических пятиминуток, совместное планирование, взаимопосещение занятий, в нашем саду проводятся занятия по закреплению пройденного материала, в подготовке которых принимают участие и воспитатели, и логопед и музыкальный руководитель.

        В настоящее время  большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети любят играть, их не надо заставлять это делать.         

        По словам К.С.Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «... на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов». Далее К.С. Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к каждому из людей в отдельности. Лучше всего наблюдать эти приспособления у детей».

        Игровая деятельность детей содержит в себе элементы самых разных видов творчества: словесного, двигательного, музыкального, изобразительного. Отличительная особенность драматической формы - соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, т.е. театральное творчество - имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.

        Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего обучения в школе) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств, в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения).

        В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма коммуникативной речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

        Включению детей в театрализованную деятельность предшествует подготовительная работа по разучиванию и драматизации небольших стихотворений, которые сопровождаются движениями. Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими перчаточных кукол (театра на рукавичках, пальчикового театра). При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное звукопроизношение, отрабатывается возможность изменять темп речи, высоту, силу и модуляции голоса, использовать различные виды интонаций для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, дети постепенно подготавливаются к участию в театральных постановках, которые начинаются с представления небольших спектаклей (по русским народным сказкам, сказкам С.Я. Маршака).

        Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль выполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях: учатся «рычать как тигр», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь» и т.д. «Высший пилотаж» в театрализованной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, внятной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

        Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР и может быть рекомендована в работе с детьми, имеющими отклонения в речевой сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.

Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает  умение детей различать между собой глас...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе « День рождения друга, дедушки Дуба»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. Развитие связной речи, обогащение словаря детей....

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ...

«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского». Конспект коррекционного занятия по развитию речи с детьми подготовительной логопедической группы (игра по станциям)

31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского-замечательного русского писателя. Данная методическая разработка даст возможность повторить с детьми произведения К.И. Чуковского...