В МИРЕ СКАЗОК К.И. Чуковского. (Занятие для детей с ОНР в подготовительной логопедической группе)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В настоящее время большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети любят играть, их не надо заставлять это делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mukha-tsokotukha.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В МИРЕ СКАЗОК К.И. ЧУКОВСКОГО.
Занятие для детей с ОНР в подготовительной логопедической группе.
ЦЕЛИ.
Коррекционно – образовательные:
Учить детей связно и последовательно излагать свои мысли.
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
Совершенствовать навык ведения диалога.
Коррекционно – развивающие.
Развивать моторику, внимание, память, мышление, воображение и фантазию.
Закреплять умение выражать эмоции радости, страха.
Воспитательные.
Воспитывать умение работать и играть в коллективе, проявляя свою индивидуальность.
ОБОРУДОВАНИЕ: Чудо – дерево, выставка с портретом и произведениями К. И. Чуковского, рисунками детей; элементы костюмов для детей, домашняя утварь (самовар, ложки, посуда), блюдо с пирогами и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал.
ЛОГОПЕД:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Сапоги да башмаки,
Словно яблоки!
- Посмотрите, какое Чудо-дерево «выросло» у нас в зале!
- Дети, вы знаете, кто написал эти строки? Правильно. К.И. Чуковский.
Стихи и сказки Чуковского знают и любят дети и взрослые во всем мире, потому что в них всегда добро побеждает зло. Сегодня мы с вами поговорим о сказках К.И. Чуковского, а поможет нам в этом наше волшебное Чудо-дерево. Садитесь на стульчики.
- Посмотрите, сколько здесь туфель, сапог, ботинок..., и на каждой паре, что-то написано. Сейчас посмотрим. Ребята, это вопросы и задания к сказкам К.И. Чуковского.
Задание 1.
- Что вы знаете о К.И. Чуковском?
Задание 2.
- Какие вы знаете сказки К.И. Чуковского?
Задание 3.
- Из какой сказки эти строки?
Задание 4.
- Все сказки Чуковского написаны в стихотворной форме. Поиграйте в рифмы. ( Подобрать рифмы к словам: муха, комарик, паук, блошки).
Задание 5.
- Назовите свою любимую сказку. За что вы ее больше всего любите?
Задание 6.
- Подберите слова-признаки к героям сказки «Муха-Цокотуха».
Муха какая? Комарик какой? и т.д.
Задание 7.
- Придумайте другой конец сказки «Муха-Цокотуха».
Задание 8.
- Покажите спектакль «Муха-Цокотуха».
1-й ребенок
Нам читали книжки
Рассказывали сказки
Скажу вам честно-честно
Все это не напрасно.
2-й ребенок
Садитесь поудобнее,
Слушайте внимательно.
Покажем вам спектакль
Просто замечательный!
МУХА - ЦОКОТУХА!
Звучит музыка. Муха оббегает зал.
МУХА
Ах, какой чудесный день!
Встать с постели мне не лень.
Приглашу я в дом гостей.
Угощу их повкусней.
Схожу-ка я на базар
И куплю я самовар.
«Майский чай» для гостей заварю
И ватрушек с вареньем куплю.
Бежит по залу, видит монетку.
МУХА
Ах, смотрите, там что-то лежит
И на солнышке ярко блестит.
Подойду поближе, посмотрю внимательно.
Это же монетка!
Ах, как замечательно!
Я слышу ярмарки веселой голоса,
Скоморохи там творят любые чудеса!
Коробейники встают по углам с девочками.
1-й скоморох
Для праздничных веселий
Сколько хочешь развлечений!
Веселись, веселись,
У кого деньжата завелись!
2-й скоморох
Ближе, ближе подходите,
Да глаза свои протрите!
Мы - веселые потешники -
Скоморохи да насмешники!
1-й скоморох
Зазываем вас на веселый базар,
Здесь на каждом прилавке -
Затейный товар.
МУХА
Ну и ярмарка богатая,
Полным-полно сластей!
Как бы мне не растеряться
И купить все для гостей?
МУХА
Ну и ярмарка богатая
Полным - полно сластей!
Как бы мне не растеряться
И купить все для гостей?
Стол большой хочу накрыть я,
Где посуду мне искать?
Вижу чашки, вижу блюдца,
Где же ложки? не видать!
1-й продавец
Наши ложки знает целый мир!
Наши ложки - самый лучший сувенир.
2- продавец
Мы можем гжель вам предложить,
Посуду для души купить.
Снежно-белая посуда,
К нам на ярмарку пришла и цветами расцвела -
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
3-й продавец
Самовары! Кому самовары?
Самовары хороши -
Расписные от души!
Там травка вьется, там цветы
Чудесной, дивной красоты!
МУХА
Самовар мне нужен к чаю,
И его я покупаю.
С полною теперь сумой
Возвращаюсь я домой
Продавцы садятся на места. Выдвигается стол. Муха бежит вдоль детей, видит букашек.
МУХА
Эй, тараканы, - бейте в барабаны,
Музыку веселую на весь свет включай,
Муха-Цокотуха всех зовет на чай!
БУКАШКИ
Нас муха в гости пригласила и никого не позабыла!
Музыканты, поскорей, заиграйте веселей!
Веселый танец.
На стол выставляют самовар, посуду, угощение.
Паук прячется в углу.
МУХА
Ах, прошу вас, дорогие гости,
Не стесняйтесь,
Поудобнее рассаживайтесь, угощайтесь!
Гости разливают чай, пьют.
Звучит песня «К нам гости пришли».
Звучит музыка Паука, он выходит из-за угла, тянет Муху в центр зала.
ПАУК
Меня к чаю не позвали,
Самовар не показали,
Я вам это не прощу,
Тебя, Муха, утащу.
МУХА
Дорогие гости, помогите!
От Паука - злодея защитите!
Мы так дружно с вами веселились,
Почему же от меня вы отступились?
БУКАШКИ
Мы боимся с пауком сражаться,
Лучше нам под лавкой отлежаться.
Приседают и трясутся. Паук опутывает Муху веревкой.
БУКАШКИ
Что же делать? Как же быть?
Муху как освободить?
Под музыку залатает Комарик, нападает с саблей на Паука, распутывает Муху.
КОМАР
Я тебя освободил?
ВСЕ: Освободил!
КОМАР: Паука победил?
ВСЕ: Победил!
КОМАР: А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!
ВСЕ: Слава! Слава Комару - Победителю!
Все встают на танец.
МУХА
А сейчас, а сейчас-
Наш веселый перепляс!
Дети пляшут.
ЛОГОПЕД
Вот и сказочки конец.
А кто слушал - молодец!
Вступительное слово.
Успех коррекционно - образовательной работы зависит от того, как построено взаимодействие учителя – логопеда со специалистами дошкольного учреждения, и в первую очередь с воспитателями логопедических групп. Наряду с такими традиционными формами работы, как проведение логопедических пятиминуток, совместное планирование, взаимопосещение занятий, в нашем саду проводятся занятия по закреплению пройденного материала, в подготовке которых принимают участие и воспитатели, и логопед и музыкальный руководитель.
В настоящее время большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети любят играть, их не надо заставлять это делать.
По словам К.С.Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «... на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов». Далее К.С. Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к каждому из людей в отдельности. Лучше всего наблюдать эти приспособления у детей».
Игровая деятельность детей содержит в себе элементы самых разных видов творчества: словесного, двигательного, музыкального, изобразительного. Отличительная особенность драматической формы - соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, т.е. театральное творчество - имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего обучения в школе) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств, в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:
- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);
- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения).
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма коммуникативной речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Включению детей в театрализованную деятельность предшествует подготовительная работа по разучиванию и драматизации небольших стихотворений, которые сопровождаются движениями. Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими перчаточных кукол (театра на рукавичках, пальчикового театра). При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное звукопроизношение, отрабатывается возможность изменять темп речи, высоту, силу и модуляции голоса, использовать различные виды интонаций для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, дети постепенно подготавливаются к участию в театральных постановках, которые начинаются с представления небольших спектаклей (по русским народным сказкам, сказкам С.Я. Маршака).
Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль выполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях: учатся «рычать как тигр», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь» и т.д. «Высший пилотаж» в театрализованной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, внятной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.
Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР и может быть рекомендована в работе с детьми, имеющими отклонения в речевой сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.
Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает умение детей различать между собой глас...
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»
Итоговое занятие по лексической теме "Посуда". Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе « День рождения друга, дедушки Дуба»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. Развитие связной речи, обогащение словаря детей....
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ...
План-конспект занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.
Открытое занятие...
Конспект логопедического занятия в рамках мастер-класса в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР. Тема: "Удивительное путешествие в страну Букварию"
Итоговое занятие, которое показывает знание детей на конец учебного года...
«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского». Конспект коррекционного занятия по развитию речи с детьми подготовительной логопедической группы (игра по станциям)
31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского-замечательного русского писателя. Данная методическая разработка даст возможность повторить с детьми произведения К.И. Чуковского...