ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сорокина Анастасия Олеговна

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon for_logoped.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Тема:

Творческое рассказывание. Самостоятельное придумывание сказки детьми.

Цели:

  • Закрепление и расширение знаний детей о русском народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках.
  • Закрепление навыка словообразования.
  • Закрепление умения правильно называть притяжательные прилагательные.
  • Закрепление умения правильно согласовывать существительные и прилагательные в родительном падеже в единственном числе.
  • Развитие связной речи, умения ориентироваться в наглядном материале при составлении собственного рассказа.
  • Развитие словесно–логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.
  • Использование метода противоречия для выявления противоречивых свойств, характеристик предметов и явлений.
  • Дифференциация близких по звучанию звуков, закрепление навыка самоконтроля за собственным произношением.

Оборудование: сундучок с костюмами детей, сюжетные картинки с изображениями несуществующих животных, рисунки детей, лапоток, схемы: оценка рассказов детей, два круга – черный и белый для игры «Зато», предметы – заместители, фишки, грамоты.

Предварительная работа: тематическое украшение группы рисунками детей по мотивам русских народных сказок, чтение сказок, изготовление костюмов, припоминание пословиц, поговорок, считалок.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Приветствуют гостей.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка.

Логопед:

- Ребята, в какой стране мы живем? (В России).

- Значит мы кто? (Россияне).

- Русский народ всегда был богат пословицами, поговорками, прибаутками и, конечно, сказками. А вы сказки любите? Знаете?

Ребята просматривают выставку рисунков.

Логопед:

- Какие замечательные рисунки. Кого ты нарисовал?

Дети:

- Я нарисовал Бабу–Ягу и т. д.

ИГРА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Логопед предлагает рассмотреть еще один рисунок, на котором изображено несуществующее животное.

Логопед:

- Смотрите, какое необычное животное. Ребята, в сказках часто и животные сказочные, такие которых не встретишь на самом деле.

- Назовите, чьи части тела у этого животного? Лапы у него чьи? (Ослиные). Голова чья? (Свиная).

- Давайте придумаем ему имя. (Ослосвинобык).

Логопед:

- А каких несуществующих героев сказок вы можете назвать?

Дети припоминают несуществующих героев сказок (Змей–Горыныч, Кощей Бессмертный, Колобок, Водяной, Русалка, Баба – Яга и т. д.)

Логопед:

- Какие красивые рисунки. Я вижу, ребята, сказки вы знаете.

- А сами хотите научиться сочинять сказки? Но сначала расскажите о самих сказочных героях: назовите все положительное, что есть в герое, и все отрицательное».

Дети садятся на стулья у доски.

ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ТРИЗ:

«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ» ИЛИ

«ЗАТО» ПО СХЕМЕ                

Ребята просматривают выставку своих рисунков.

Заяц: трусливый, зато быстроногий, добрый, прыткий, безобидный.

Медведь: неповоротливый, медлительный, опасный, зато очень сильный.

Иван–царевич или богатырь: сильный, смелый, скромный, трудолюбивый, верный, добрый.

Кощей: злой, коварный, воинственный, зато умный, сильный, бессмертный.

Василиса Премудрая: умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая.

Лиса: хитрая, умная, ловкая, зато ненадежная, коварная.

Баба-Яга: быстрая, зато старая, немощная, ненадежная.

Змей Горыныч: огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, зато злой, коварный,

Царь: властный, старый, зато добрый, справедливый

ФИЗМИНУТКА

Логопед:

- Вставайте со стульчиков. Давайте отдохнем.

Физминутку проводит один из детей. Дети проговаривают слова вслух.

«Раз» - подняться, потянуться.

«Два» – согнуться, разогнуться.

«Три» – в ладошки три хлопка, головою три кивка.

На «четыре» – руки шире.

«Пять» – руками помахать.

«Шесть» – за столик сесть опять.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

Логопед знакомит детей со схемой рассказа № 1:

Логопед:

- Ребята, у рассказа должно быть начало, середина и конец. Как начинаются все знакомые вам сказки?

Дети:

- «Жили-были…», «В далекие времена…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Логопед:

- А какими словами заканчивается?

Дети:

- «Вот вам сказка, а мне крынка масла…», «И стали жить-поживать и сейчас живут…», «Живут-поживают добра наживают…», «И я там бывал, вместе уху хлебал, по усам текло, а в рот не попало…», «И стали жить припеваючи…», «И теперь живут – хлеб жуют…», «Стали жить-поживать лиха не знать…».

Логопед знакомит со схемой рассказа № 2, зарисовывает план сказки с помощью символов.

Логопед:

- Наша история произошла где, как вы думаете? (В лесу, во дворце, в тридевятом царстве…). Рисуем лес. Представим, что в лесу.

- А какое время года было? (Весна, зима, лето, осень). А как в сказках об этом говорится? (Давным-давно…).

- Что произошло? (Наводнение, пожар, гроза, война…). Рисуем пламя.

- Надо спасать лес, давайте найдем героев сказки среди ваших рисунков.

- Каких героев можно взять, чтобы предупредить всех? (Можно позвать зайца, потому что он быстро бегает. Я думаю, можно позвать Бабу-Ягу, потому что в ступе быстро долетит).

- Кто даст мудрый совет? (Василиса Премудрая). Какую пословицу могла сказать Василиса? (Один в поле не воин).

- Кто сильный и будет носить воду? (Медведь и богатырь).

- Кто сможет командовать всеми? (Король, Баба-Яга всех направлять, водой сверху заливать).

- А, если богатырь не справится, кого еще можно позвать? (Деда, бабу, внучку, и т. п.).

Вот поэтому и говорят: «Один в поле не воин»

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ «ПО ЦЕПОЧКЕ». УСТАНОВКА НА СВЯЗНОЕ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ, ЛОГИЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Логопед:

- Ребята, рассказы должны быть интересными, волшебными, непохожими. Не забывайте правильно расставлять слова в предложениях, отвечать громко, четко, внимательно слушать товарищей.

Примерный рассказ:

«В далекие времена в некотором царстве, в некотором государстве случилась беда: напал на царство Змей Горыныч - огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, злой, коварный. Загорелся сказочный лес. Беда – могут погибнуть все сказочные животные! Бросился зайчик к Василисе Премудрой за советом. Она умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая. Хотели они медведя позвать, потому что он сильный, могучий, но Василиса сказала: «Один в поле не воин, надо всех жителей сказочной страны позвать тушить пожар». Полетела Баба–Яга на своей ступе и предупредила всех сказочных жителей. Собрались они у реки с ведрами: бабка за дедкой, внучка за бабкой, Жучка за внучкой, кошка за Жучкой, мышка за кошкой. Водяной им воду подает. Они водой огонь заливают. Три медведя им помогают. Баба–Яга сверху дорогу указывает. Потушили пожар. Собрались богатыри русские и стали со Змеем бороться. И победили его. И стали жить все сказочные жители припеваючи».

ПОВТОРЕНИЕ СКАЗКИ ПОЛНОСТЬЮ (1-2 ЧЕЛОВЕКА)

ФИЗМИНУТКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЙ ЛАПОТОК»

Цель: закрепление скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, развитие слухового внимания.

Под музыку дети передают друг другу лапоток. На котором из детей музыка остановится - тот встает в круг и рассказывает скороговорку, пословицу, поговорку или считалку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАССКАЗОВ ДЕТЬМИ ПО СХЕМЕ

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Дети получают грамоты как настоящие сказочники.

Логопед:

- Давайте откроем наш сундучок, и я помогу вам надеть форму сказочников.

Логопед:

- Какие вы молодцы. Сказка получилась волшебная, удивительная и очень добрая. Даже злые герои сегодня спасали лес вместе со всеми и совершали добрые поступки.

Прощание с гостями. Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе « День рождения друга, дедушки Дуба»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. Развитие связной речи, обогащение словаря детей....

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»

Данное занятие было представлено мною на городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2014".  В занятии использованы методы и приёмы наглядного моделирования и ИКТ....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Осень золотая"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группеРассказывание по теме «Золотая осень» Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.С...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Наш детский сад"

Дети учатся составлять связный рассказ о своём детском саду, опираясь на мнемотаблицу....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»...