Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Шептунова Ольга Витальевна

Данное занятие было представлено мною на городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2014".  В занятии использованы методы и приёмы наглядного моделирования и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurszanyatie_po_formirovaniyu_leksiko.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»                                                                                                                          (с использованием метода наглядного моделирования и мнемотехники)

Учитель-логопед                                                                                                                                      МБДОУ детский сад №4                                                                                                            Шептунова О.В.

Образовательная область:  «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

Форма проведение: фронтальное занятие  с использованием ИКТ

Тип занятия: обобщение, систематизация знаний

Вид занятия: познавательно- практическое

Технология: личностно - ориентированная

Цель: закрепление представлений о зиме и ее приметах, расширение и активизация словаря по теме;  употребление родственных слов; согласование прилагательных с существительными;  составление предложений по картинкам; составление рассказа по опорным картинкам и с опорой на схемы предложений; развитие словесно-логического мышления, слухового  и зрительного внимания, памяти, интонационной выразительности речи.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие длительного, плавного выдоха, тонкой и общей моторики, коррекция речи с движением; совершенствование слоговой структуры слова

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, ноутбук, презентация по лексической теме «Зима»,  ЖК-монитор, предметные картинки по теме «Зима», музыкальный центр, запись концерта  П.И. Чайковского «Времена года» (Зима), бутылочки с тертым пенопластом и соломинками по числу детей,  подносы с манной крупой,  карточки-схемы предложений, картинки с изображением примет времён года (виде ёлочных шаров).

Ход занятия

Логопед: Ребята давайте пожелаем друг другу «Доброго утра» и  поделимся хорошим настроением. Посмотрите и послушайте, как это сделаю я. (логопед приветствует рядом стоящего ребёнка «Доброе утро…….» и улыбается ему, далее дети приветствуют по очереди друг друга).

Логопед: А  на  улице  зима,

                Наступили  холода!  Чтобы нам в мороз не мерзнуть предлагаю сделать массаж     (Самомассаж  (су-джок))

Да – да – да – наступили холода    (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да - превратилась в лёд вода  (мягко проводить большими пальцами рук по шее         сверху вниз)

 Ду  – ду – ду – поскользнусь я на льду(указательными пальцами массировать крылья носа)

 Ду – ду – ду – я на лыжах иду (растирать ладонями уши)

 Ды – ды – ды – на снегу есть следы (приставить «козырьком» ладони ко лбу, энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Ди – ди – ди – от мороза беги!   (надавливать      указательным пальцем на точку под носом)

 Логопед: Ко мне на стол через открытое окошко прилетели снежинки. Вы снежинки возьмите, на картинки посмотрите и с ними покружитесь: Мы снежинки, мы пушинки покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, мы танцуем день и ночь. (Звучит музыка «Зима»  П.И. Чайковского,  дети свободно кружатся). Снежинки кружились и на два сугроба  опустились.

 (У 1-ой  группы  детей на снежинках картинки времён года, с ними проводится игра «Соседи» (называние «соседей» того или иного времени года). У 2-ой группы детей на снежинках буквы, из которых они составляют слово «ЗИМА».)

Логопед: Сегодня мы будем говорить о зиме. Подойдите к своим рабочим местам и напишите на «заснеженных» подносах слово «ЗИМА»

 (Дети пишут пальчиками на подносах с манной крупой – круппотерапия).

 А давайте выложим из «волшебных» фишек слово «ЗИМА». (Детьми самостоятельно проводится звуковой анализ слова, затем дают характеристику каждому звуку в слове).

Логопед: Ребята, а какой ваш, самый любимый праздник зимой? (Новый год) А что наряжают в этот праздник? (Ёлку). Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Выберите и повесьте  на ёлку шары, на которых изображены приметы  зимы. (Дети вешают шарики на ёлку и составляют предложения о зиме).

Логопед: Вы сказали, что зимой можно кататься на лыжах. Как называют человека, который едет на лыжах? (Лыжник) Что держит лыжник в руках? (Лыжные палки)  Как называется его путь? (Лыжня) (Закрепление навыка образования родственных слов).

Физминутка: Предлагаю покататься на лыжах. Представьте, что вы отталкиваетесь лыжными палками. (Имитация езды на лыжах).

   На  лыжне нас ждет успех.

   Кто бесстрашен, скажет «Эх!»

   Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»

   У кого захватит дух, произносит слово «Ух!»

   Кто в сугробе с головой, произносит слово «Ой!»

(Логопед  говорит начало фразы, дети договаривают слова в конце фразы, придавая им различную эмоциональную окраску, регулируя силу и высоту голоса).

 

Логопед: Вы наряжали новогоднюю ёлку шарами и составляли предложения о приметах зимы. Вспомните каждый своё предложение и выберите к нему подходящую схему. (Дети произносят предложения, выбирают к ним схемы из предложенных логопедом).  

Логопед: Мы составили предложения о зиме. Давайте объединим их в рассказ. Какое предложение будет первым? Какое следующим? и т.д.

(Если дети затрудняются логопед предлагает им рассказать сначала  о зимних явлениях  природы, затем о жизни диких животных и птиц зимой, после про зимние забавы. В соответствии с ответами детей схемы предложений располагаются на доске в нужной последовательности. Ребёнок  называет предложение, после этого на мониторе появляется соответствующий слайд презентации.)

Логопед: У нас получился рассказ. Как мы его назовём? (Зима). Кто может рассказать весь рассказ о зиме? (Один ребёнок составляет рассказ о зиме с опорой на схемы предложений и предметные картинки (последний слад презентации объединяет все ранее продемонстрированные).

Логопед: Знаю, что вы любите отгадывать загадки.

Кто в трубе печной завыл?                                                                                                

  Кто ворота отворил?                                                                                                          

 Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?  (вьюга)

Логопед: А хотите, мы с вами тоже устроим небольшую вьюгу?  (Дети берут тренажёры для речевого дыхания: бутылочки наполненные пенопластом)

Логопед: Встаньте  прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в вертикальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте короткий глубокий вдох, и плавно  выдыхайте в бутылочку, не надувая щек и не поднимая плечи. (Звучит музыка. Упражнение проводится 2-3 раза).

 Логопед: Посмотрите, сколько снега намело. У нас в группе даже снежный ком образовался. А что же в нём?  Ну конечно снежинки. Ребята, вы сегодня меня порадовали, вы все получили звёздочки за правильные ответы и поэтому вам достаются эти снежинки с картинками-раскрасками. Мне было приятно с вами работать, жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»

Данное занятие направлено на  закрепление представления  детей с ОНР  об основных приметах осени,  развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...