мини-проект "Ах, как речь-то говорит" (январь 2014 г.)
проект по развитию речи (средняя группа) по теме

Азизова Саида Гарибхан кызы
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить
назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него
играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным
(антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и
явления, применяют обобщающие слова (существительные с
собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники
средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и
повествование. Речь детей становится более связной и последовательной;
совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая
структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения,
которые необходимы для развития связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию речи в средней группе

    «Хитрая лиса, где ты?»

Подготовила  и  провела:

воспитатель  группы №9

Азизова С. Г.

Москва 2013. Январь

Занятие в средней группе по развитию речи                                              

«Хитрая лиса, где ты?»

Цель

Расширить и уточнить  представления детей о хищных животных (лисице), ее внешнем виде и образе жизни.

Задачи:

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные».

2. Совершенствовать грамматический строй  речи  (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами  во множественном числе, притяжательных прилагательных от названий животных,  согласование существительных с прилагательными;

 упражнять в подборе  родственных слов).

3. Упражнять детей в умении составлять предложение по картинке

 4. Развивать связную речь,   умение координировать речь с движением, подражательность.

 5. Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь.

 Индивидуальная работа:

  •  Лера С. образование притяжательных прилагательных;
  • Никита О. подбор родственных слов к слову «Лиса».

Оборудование:

Демонстрационное  панно  «Где, чьи следы», плоскостной домик  лисы, игрушки: петушок, лиса.

 Ход занятия.

Звучит музыка: «В гости к нам пришли». Воспитатель собирает детей вокруг себя  и говорит. – Нас приглашают в гости  в сказку. Для того, чтобы  узнать что это за сказка вы должны отгадать загадку.

Кукарекает с утра
Хватит спать, вставать пора.
Шпоры, красный гребешок,
Что за птица? (
Петушок)

 

Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня  нам почтальон принёс письмо. Давайте посмотрим, что за письмо ( вскрывает письмо) . Тут книжка «Кот, лиса и петух » . Посмотрите, дети на картинке петуха белое пятно, кто скажет кто пропал из сказки? ( ответы детей). Правильно, петух из сказки куда – то исчез. Как вы думаете, куда он мог деться? Может лиса утащила петуха.  

Ответы детей.

Воспитатель. Согласно с вами. Скорее всего, в этом виновата лиса. Ребята, нам надо спасти петуха, а чтобы спасти петуха нам надо узнать лису получше: какая она? Где живёт?

(воспитатель выставляет картинку « Лиса с лисятами »)

Воспитатель. Но чтобы найти лису мы должны составить словесный портрет. Узнать где она живет, найти ее домик и освободить петушка. Садитесь. Ребята,  а кто такие хищники и каких хищников вы знаете: лиса… Как лиса выглядит? Где живёт лиса? Как называется детёныш лисы? Что любит кушать лиса?

Ответы детей.

1. Это лиса.                                2. Лиса рыжего цвета.

3. Лиса живет в лису, в норе. Лиса дикое животное.    

4. У лисы длинный нос, маленькие, острые ушки,  длинный, пушистый хвост и т.д.

5. Лиса охотится на мышей, зайцев, питается мясом.

6. У лисы есть враги – волк, медведь.       7. Лиса сказочный герой.

8. Весной у лисы появляются лисята.       

Воспитатель.  Нельзя бросать друга в беде. Ребята!  Вы согласны отправиться на поиски петушка?

Да.

Воспитатель. (воспитатель предлагает подойти  к планшету и рассмотреть  «Где, чей след?»).

 Ребята нам нужна помощь, я предлагаю вам  рассмотреть следы диких  животных и узнаем чей это след. Давайте поищем, не осталось ли здесь следов петушка, петушиное перо (воспитатель ставит картинку с изображениями следов зверей: кабана, птиц, медведя и лисы).

Просит по очереди показать диких животных и следы которые они оставили, называя где чей след – лисий, медвежий. Обращают внимание на то, что некоторые следы похожи, но отличаются по размеру: волчий и лисий.

Ответы детей.

(воспитатель ставит картину с дикими животными).

Воспитатель. Каких диких животных вы знаете? Как кричит ёж, волк, медведь и т.д.? ( упражнять детей в подражании  - ф, - у, - р )

 

Воспитатель. Молодцы! Теперь пора выручать петушка! Птичка - синичка рассказала мне как домик лисы найти.

(встаньте спиной к окну, слушайте волшебные слова «Вокруг себя повернись и в лесу очутись» закройте глаза,  откройте глаза, не поворачивая головы, посмотрите направо и т. п).

Обнаруживают следы неизвестного зверя. Дети пытаются догадаться, кто это.

Приходят к выводу, что лиси следы.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Вот мы и в лесу вижу я полянку а на полянке, дикие животные, пойдемте подойдем поближе и посмотрим нет ли там лисы  вставайте в круг мы поиграем в игру «Звери шли на водопой».

А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись,

                        «Звери шли на водопой»

Как-то раз лесной тропой                                         (идут по кругу друг за

Звери шли на водопой                                                    друг за другом)

За мамой медведицей шли? (медвежата)                 (идут в перевалку)  

За мамой лисицей крались  Кто? (лисята)               (крадутся, на носочках)

За мамой ежихой катились  Кто? (ежата)              (двигаются в полуприседе)   

 За мамою белкой скакали Кто? (бельчата)              (прыгают)

За мамой зайчихой - косые  Кто? (зайчата)(прыгают, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою Кого? (волчат)                (крадутся большими шагами)

Все – мамы и дети напиться хотят       (лицом в круг, встать на четвереньки)

Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.

Вот мы и пришли к домику лисы. Только тихо! Подойдем поближе. Присядьте. Лисичка хитра, а мы хитрее. Выманим ее из домика и освободим петушка.

Давайте позовем ее: «Лисичка, выходи!»  

Лиса. Кто там? Что вы хотите?

Дети. Это мы. Отдай нам петушка!

Лиса. Как это вы меня нашли?

Воспитатель. Мы узнали, как ты выглядишь, и нашли тебя по твоим следам.  

Лиса. Ах! Я так торопилась, что забыла свои следы хвостом замести!

Дети. Лиса отдай нам петушка. Мы знаем он у тебя.

Лиса. Хорошо, хорошо, отдам, только назовите ласково  мое имя.

Дети. (лисонька, лисичка, лиска, лис, лисята, лисица, лисенок).

Бери своего петушка, но только не рассказывайте никому, где мой домик- норка.

Воспитатель. Молодцы ребята, и лису нашли и петушка освободили.

Пора возвращаться в д/с.

На одной ножке покрутись,

В детский садик возвратись!

Воспитатель: ребята, теперь мы нашли петушка. Давайте оторвём белое пятно из книжки.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Ах, как речь – то говорит…»

http://www.yaruga.belnet.ru/cgi-bin/picture/3948.jpg

                               Выполнила:

      Воспитатель группы  №9

Азизова С. Г.

 

        

        Москва 2014 г.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

- у некоторых недостаточно развита интонационная

  выразительность:

- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и

числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

ПОМНИТЕ!

  • Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
  • Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
  • Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение  с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

        Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью

Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности.

«Семейная олимпиада»

Задачи: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Ах, как речь – то говорит…»

Благодаря  играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели  плоть». По мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы.http://bukabench.com/assets/images/book_covers_1/4d3e093c3a281a7c77be3c91588f6347.jpg

К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает о виденном  и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию. Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам. Если вы читаете или рассказываете торопливо, невнимательно, малыш поправляет вас. Затем ему становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. Сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке, он «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которых еще не знает.

Старайтесь говорить с ним ровным, спокойным голосом, чтобы успокоить, «погасить» ненужную торопливость. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Сложности могут быть лишь с некоторыми звуками (например, «р», «л»).

 Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи:http://www.edu.cap.ru/home/3713/img/ds.jpg

Вез корабль карамель,

 Наскочил корабль на мель,

 И матросы две недели

 Карамель на мели ели.

Говорит попугай попугаю:

 - Я тебя, попугай, попугаю!

 - Попугай ты меня, попугай, -

 Говорит попугай попугаю.

У маленькой машины цвет мышиный.

 И шины шуршат, как мыши.

У Потапки на лапках по тапку.

 Купил в лавке по тапку Потапка.

Бублик, баранку,

 Батон и буханку

 Пекарь из теста

 Испек спозаранку.

Ребенок должен правильно произносить все звуки и уметь четко выражать свои мысли. Если какой-то звук (особенно часто «р») ему не дается, он его совсем опускает или произносит неправильно, родителям не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различные слова, в которых содержится  неудачно произносимый звук. Важно при ребенке самим  говорить  правильно, четко, и обычно он сам справляется со своим недостатком.

Произношение звуков, по мнению специалистов, самостоятельно исправляется до пятилетнего возраста. Если же этого не произошло, следует обратиться в детскую поликлинику к специалисту-логопеду. Чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для будущего школьника. Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки произношения.

Правильно говорить — это одна сторона дела. С ребенком необходимо дома проводить занятия, способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, доступных для детского понимания, обращать внимание на тонкое восприятие оттенков их значения, на образное их употребление.

Очень важно научить ребенка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребенка, предлагая ему заучивать небольшие стихотворения,  потешки.

http://s45.radikal.ru/i109/1101/a4/39f7ad79e7b9.jpg

Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим  вопросом  подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности.

Игры для развития речи дошкольников

«Похожие слова»

Задачи: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

 Приятель — друг — враг;                        Грусть — радость — печаль;                

 Еда — очистки — пища;                        Труд — завод — работа;

 Танец — пляска — песня;                        Бежать — мчаться — идти;

 Думать — хотеть — размышлять;                Шагать — сидеть — ступать;

 Слушать — глядеть — смотреть;                 Трусливый — тихий — пугливый;

 Старый — мудрый — умный;                Смешной — большой — огромный.

 «Два приятеля»

Задачи:  развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

 «Назови ласково»

Задачи: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

 Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

 Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

 Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

 Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

 Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

 Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

 Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

 Дом низкий, а домик … (низенький).

 Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Магазин посуды»

Задачи: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания  всей  имеющейся  посуды, можно поменяться  ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Найди по цвету»

Задачи: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

 Красное — яблоко, кресло, платье.        Желтая — репа, краска, сумка.        

Синий — василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

 Задачи: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

 Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

 На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

 Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

 Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

 Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

 Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Найди картинку»

Задачи: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

 аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

 рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

 причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

 эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

«Скажи наоборот»

Задачи: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ                                                    ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ДЕНЬ … НОЧЬ                                                   ВЫСОКО … НИЗКО

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)                    МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ЖАРА … ХОЛОД                                               ТРУДНО … ЛЕГКО

ЗЛО … ДОБРО                                                    БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ПРАВДА … ЛОЖЬ                                             ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ХОРОШО … ПЛОХО                                         ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

 

 

 

 

 

Как научить ребенка связно рассказывать?

 С чего начать развитие речи?  Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

 Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

 Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.." После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью. Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.   Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

 Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.  Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

 Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

 Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил». В ответ вы услышите: «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

 Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

 Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

Протокол родительского собрания №2 в средней группе

ПРОТОКОЛ

родительского собрания № 2

Форма проведения : «Круглый стол»

Родительское собрание от 29.09.2012г.

Председатель : Панкина Н. А.

Секретарь : Ныркова Н. А.

Присутствовало: 12 человек

Повестка дня :

1. Особенности развития детей 4-5 лет. Ознакомление с сеткой занятий средней группы. Отв. Панкина Н. А.

2. О необходимости соблюдения режима дня. Отв. Панкина Н. А.

3. Выбор родительского комитета группы. Отв. Родители гр. №11

4. Разное

Подведение итогов. Решение.

1. Слушали:

Панкина Н. А. познакомила с возрастными особенностями детей 4-5 лет. дала рекомендации по развитию у детей организованности, самостоятельности, творчества, умению поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Решили:

Создавать дома благоприятные условия для всестороннего развития детей.

2. Слушали :

Панкина Н. А. Она рассказала о том, какое значение имеет режим дня в жизни и здоровье ребенка.

Решили :

Стараться соблюдать режим дня дома в выходные и праздничные дни.

3. Слушали :

Родители обсудили и выдвинули кандидатуры членов и председателя родительского комитета.

Решили :

Путем голосования ЗА – 12 человек, ПРОТИВ – 0, выбрать:

Председатель родительского комитета – Ныркова Н. А.

Члены родительского комитета – Якунина Н. Н., Галкина М. С., Ирошина Е. С.

4. Слушали:

Якунина Н. Н. предложила делать подарки детям на день рождения

Решили :

Купить детям на день рождения настольные игры путем голосования – единогласно.

Слушали :

Панкина Н. А. проанализировав принятые решения предложила проект решений родительского собрания. Председатель родительского комитета вынесла проект решения родительского собрания №1 на голосование.

Голосовали : за – 12 человек

против – 0 человек

Решение родительского собрания №1

1. Создавать дома благоприятные условия для всестороннего развития детей.

2. Стараться соблюдать режим дня дома в выходные и праздничные дни.

3. Путем голосования выбрали : председатель родительского комитета – Новосадова Н. А.

члены родительского комитета – Якунина Н. Н., Галкина М. С., Ирошина Е. С.

4. Купить детям на день рождения настольные игры путем голосования – единогласно.



Предварительный просмотр:

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЕКТУ

«Ах, как речь – то говорит…»

Дни недели

Мероприятия

 Задачи

Понедельник

13.01.2014

Сказка «Репка»

1. Рассказывание сказки.

2. Отгадывание загадок.

3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку»

4. Развивающая игра «А если бы...»

5. Придумывание нового названия сказки.

6. Придумывание нового конца сказки.

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарь.

Развивать мелкую моторику.

Активизировать творческое воображение и мышление.

Упражнять в решении творческих задач.

Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать

Вторник

14.01.2014

  

Чтение сказки.

«Колобок»

Беседа.

Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово»

Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Систематизировать представление о значении слов.

Активизировать словарь.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные.

Активизировать творческое воображение и мышление.

Чтение сказки.

Сочинение загадок.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

      Среда

15.01.2014

  

Чтение сказки.

«Маша и Медведь»

Пересказ с помощью иллюстрации.

Придумывание загадок.

Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое». «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов.

Активизировать словарь.

Продолжать развивать умение составлять связное высказывание.

Активизировать творческое воображение, мышление.

Придумывание загадок.

     Четверг

16.01.2014

 Сказка «Гуси-лебеди»

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку»

Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.

Систематизировать представления о значении слов.

Активизировать словарь.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.

Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

    Пятница

17.01.2014

Чтение сказки.

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Беседа.

Изображение героев

геометрическими фигурами.

Рассказывание сказки по схеме.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Придумывание истории.

Придумывание загадок.

Развивающие игры: «Хорошо-плохо» «А если бы...»

Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы.

Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки.

Активизировать словарь, творческое воображение и мышление.

Развивать умение строить связное высказывание.

Упражнять в решении творческих задач.

Дни недели

Мероприятия

 Задачи

Понедельник

20.01.2014

Показ открытого занятия по развитию речи «Хитрая лиса, где ты?»

Расширить и уточнить  представления детей о хищных животных (лисице), ее внешнем виде и образе жизни. Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные». Совершенствовать грамматический строй  речи  (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами  в множественном числе, притяжательных прилагательных от названий животных,  согласование существительных с прилагательными)

Вторник

21.01.2014

Придумывание новой сказки.

Дорисовывание кляксы на бумаге.

Дидактические игры: «Бывает - не бывает» «Речевые ситуации»

Придумывание сказочной истории про Кляксу.

Активизировать знания и представления.

Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление.

Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.

 Среда

22.01.2014

Дорисовывание кляксы на бумаге.

Дидактические игры: «Бывает - не бывает» «Речевые ситуации»

Придумывание сказочной истории про Кляксу.

Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику.

Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.

    Четверг

23.01.2014

 Придумывание сказки по сюжетной картинке.

Дидактические игры: «Какое что бывает?» «Что умеют делать звери?»

Рассмотривание картинки.

Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.

Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания.

Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.

  Пятница

24.01.2014

Итоговое

 занятие.

 по пройденным сказкам.

Дидактическая игра «Разные слова».

Самостоятельное составление рассказа о любимом герое.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать.

Активизировать и развивать мышление и память.

Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

Дни недели

Мероприятия

 Задачи

        Понедельник

27.01.2014

 

Рассказ по картине «Дикие животные»

Расширить и уточнить  представления детей о хищных животных, внешнем виде и образе жизни. Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные». Совершенствовать грамматический строй  речи  (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами  во множественном числе, притяжательных прилагательных от названий животных,  согласование существительных с прилагательными)

Вторник

28.01.2014

 

Просмотр мультфильма «Колобок»

Развивать умение составлять связное высказывание.

Активизировать творческое воображение, память и мышление.

       Среда

29.01.2014

 Показ театрализованной постановки для малышей «Кот, лиса и петух»        

 Учить работать в коллективе, развивать артистичность. Воспитывать любовь к народным сказкам.

    Четверг

30.01.2014

 Конкурс чтецов

«Ах, как речь – то

говорит»

Активизировать пассивный и активный словарь детей. Развивать дикцию, память, внимание. Научить рассказывать стихи с интонацией.

  Пятница

31.01.2014

 Чтение сказки «Лиса, заяц и петух»

Учить детей не отвлекаясь, внимательно слушать сказку, делать выводы. Развивать умение составлять связное высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект "Музеи дальних стран"(апрель 2014)

Наступает выходной день. Куда пойти с ребёнком? Может в парк?Конечно же решающее слово остаётся за ребёнком, это один из моментов,когда ребёнок чувствует свою сопричастность со взрослым в семье и раст...

Мини - проект по развитию речи «Мир сказок»

Цель проекта: Приобщать детей к чтению сказок.Знакомить с различными видами театра Задачи для детей:1.   Развивать у детей умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь нап...

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи, через реализацию исследовательских мини-проектов (из опыта работы)

В тезисной статье рассказывется о реализации исследовательских мини - проектов с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....