Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Девяткова Елена Валентиновна

Уважаемые педагоги! Консультация содержит игровой материал для родителей по звуковой культуре речи, грамматике, по формированию связной речи, упражнения для развития артикуляционного аппарата. Игры использую в своей работе и готова поделиться вами!

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                         « Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»              

                                                                                              

                        Консультация для родителей

Развиваем красивую устную речь ребенка

           старшая группа №1 «Ручеек»

                                                        Автор:  Девяткова Е. В., воспитатель                                                         второй  квалификационной категории

                                

                                                                           

                              2014 год

Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитания звуковой культуры речи;

-обогащения, закрепления и активации словаря;

-совершенствования грамматически  правильной  речи;

-  формирования разговорной (диалогической), связной речи;

-воспитания интереса к художественному слову;  

-подготовке к обучению грамоте.

У детей дошкольного возраста большого внимания требует звуковая сторона речи, так как  она влияет на дальнейшее развитие навыков произношения. Необходимо внимательно оценить звуковое произношение ребенка, выявить трудности, которые он с ним испытывает. Поэтому в этот период особое внимание стоит уделять речи ребенка, которая должна быть внятной, неторопливой и в достаточной степени громкой. Нужно обращать внимание ребенка на четкость произносимых им звуков, слов и фраз. Применяя игровые приемы необходимо обращать внимание ребенка на звучания звукоподражаний при произнесении их с разной громкостью, в разном темпе, с разной высотой голоса.

Для  произношения подойдут различные стишки, скороговорки, стихотворные тексты на все звуки алфавита, пальчиковая гимнастика. Упражняться с ними можно в следующем плане:

  1. Кто быстрее произнесет скороговорку;
  2. А сейчас расскажи скороговорку быстро – медленно – быстро;
  3. Кукла хочет, чтобы стишок ты рассказала громко, затем тихо, а потом снова громко;
  4. Расскажи стишок так, чтобы мы все услышали звук «ж»;
  5. Пальчиковая гимнастика «Как на пишущей машинке…» с увеличением силы голоса и темпа и т. д.
  6. Пальчиковая гимнастика «Лошадка» - ритмический рисунок речи.

Обращая внимание на различия в звучании звукоподражаний, ребенок не только будет четко артикулировать звуки, но и воспроизводить соответствующую интонацию, ритмический рисунок речи.

Формирование у ребенка внимания к звуковой стороне речи играет огромную роль в овладении им правильным произношением и интонационной выразительностью, то есть тесно связано с лексикой и грамматикой и их усвоением.

Следующей важной задачей является  - обогащение словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный, т. е. набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно,  пассивный словарь в значительной степени превышает активный.  Задача педагога перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью мы предлагаем использовать следующие речевые игры и упражнения:

  1. Игры в слова с мячом: «Назови…холодное, мокрое, кислое, вкусное, белое, пушистое, красивое, страшное, веселое, и интересное…»;
  2. Игра с мячом: «Ты катись веселый мячик…» у кого мяч останавливается, называют «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Мебель», «Посуду», «Домашних животных» и т. д.
  3. Игра «Наоборот», упражнять в названии антонимов (день – ночь, печаль – радость);
  4. Подбирать синонимы по картинке , мяч (какой?)- большой, огромный, громадный;
  5. Узнавать предметы по описанию – зеленая, кудрявая ,белоствольная. Что это?- береза;
  6. Подбирать предметы к действию – На небе сверкает, землю согревает. Что это? – солнце;
  7. Находить пропущенные слова – Пришел почтальон, он принес…;
  8. Называть составные части целого – Дерево – ствол, ветки, сучья;
  9. Составлять предложения с определенным словом;
  10.  Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Игра: «Назови детеныша» (курица – цыпленок, цыплята; лошадь – жеребенок, жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе;
  11.  Сделать ласковыми имена своих близких в игре «Назови ласково»
  12. Подбирать слова: шить…платье, завязывать…шнурки, вязать…шарф;
  13. Игра «Бюро находок»( вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…)
  14. Подбирать слова, какая в сказке лиса – рыжая, хитрая…;сказка «Лиса и козел»какой козел? – глупый, недогадливый, невнимательный;
  15. Произносить предложение «Я пойду гулять» по-разному: радостно, грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
  16.  Игра «Новые слова» - у лисы длинный хвост, как одним словом сказать – длиннохвостая; у зайца длинные уши – длинноухий;
  17. Имитация с показом движений голоса животных – корова, лиса, медведь;
  18. Предложить детям придумать слова-дразнилки, созвучные именам девочек и мальчиков: Андрей-воробей, Маша-каша, Зинка-корзинка, Сережка-картошка, матрешка и т.д.
  19.  Научить детей повторять стишки-страшилки таким голосом, с такими движениями, чтобы стало страшно:

            Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

            Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп,

            Кто каши не ест, молока не пьет,

            Забодает, забодает, забодает.

  1. Потешки, заклички, приговорки, перепутаницы:

Повар готовил обед, а тут отключили свет.

Повар леща берет и опускает в компот.

Бросает в котел поленья, в печку кидает варенье,

Мешает суп кочерыжкой, угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон, и очень доволен он.

То-то был винегрет, когда починили свет.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

  1.  Упражнение, рассмотрите рисунки и скажите, на каких рисунках художник передал радость, грусть, печаль, удивление?

Для развития словарного запаса ребенка важно иметь под рукой тематические наборы картинок и игрушки разной величины, разного цвета и материала. Для упражнений вначале применяются слова, которые обозначают предметы посуды, одежды, мебели и действия с ними в жизни, а затем признаки предметов, животных и их детенышей, овощи, фрукты, растения, трудовые действия.

Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым  сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

 «Сказки, по-новому», сразу ребенку сложно сочинять свои сказки, нужна подготовительная работа, которая заключается в следующем: познакомить детей со сказками в рамках их возраста, причем лучше не читая, а рассказывая, развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Вопросы должны быть не только (что? кто? где?), но и поискового характера (почему? По какой причине? Как ты думаешь?)

Формировать связную речь. Доказано наукой и практикой, что  у дошкольника знания и представления идут несколько раньше и лучше, чем связная речь. Зачастую ребенок стремится что-то рассказать, объяснить, но останавливается, часто использует не нужные паузы, повторяется. Значит, нужно помочь перенести слова из пассивного словаря, в тот, которым постоянно пользуется. С этой целью советуем следующие речевые игры: «Найди словечко» (в воде..., на кухне…); «Вместе придумаем красивые слова» (мама красивая, прекрасная, котенок…); «Назови по-разному одну и ту же игрушку» (заяц, зайчишка, косой, беляк, трусишка…); «Угадай по описанию» (описывает ребенок – отгадывает взрослый).

Постепенно подводим детей к придумыванию сказок и историй, через рассматривание картинок, лучше если это будут 2-3 картинки, последовательно раскрывающие действия персонажей, причем сразу же нужно соблюдать жанровые особенности сказок (начало «Жили-были…» далее должны быть сюрпризы и превращения…). Внести кукольный и другие виды театра. Можно предложить сочинить сказку «по говорящим рисункам» («Красная шапочка»).

Сказка тем и хороша, что всесторонне влияет на ребенка.

Затем подводим детей к моделированию сказок. Дети, ориентируясь на символы, должны угадать, о какой сказке идет речь. Например, мы показываем три одинаковых по величине и цвету кружка, значит, эти кружки означают сказку «Три поросенка»; или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка, они говорят о сказке «Три медведя»; или семь одинаковых треугольников – это может быть сказка «Волк и семеро козлят»; может быть дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди»; или «Репка».

Продолжая тему очень важного для детей понятийного мышления, советуем обучить ребят составлению сказки или истории по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, для того, чтобы разыгралась детская фантазия.

Художественная литература

Очень важно в процессе развития детей знакомить их с литературными произведениями, учить рассматривать иллюстрации в книге, отвечать на вопросы, связанные с ее содержанием. В результате у ребенка развивается интерес, а затем и любовь к слушанию доступных его пониманию литературных произведений. Развитие навыка слушания способствует формированию у ребенка умения следить за развитием событий в сказке, небольшом рассказе, а затем за появлением других персонажей в произведениях с большим количеством действующих лиц, за их отношениями и т.д. Эмоциональный отклик ребенка на какое-либо художественное произведение говорит о его полном восприятии этого произведения.

Для того чтобы поставить детей в более активную позицию и выяснить, как они сопереживают в том или ином эпизоде, советуем использовать карточки-символы. Для этого нужны кружки различных цветов, условных:

-красный кружок – добро или радуюсь;

-синий- мне жалко;

-желтый – хочу помочь;

-зеленый – справедливо;

-коричневый – несправедливо;

-черный или серый – зло.

Подготовке к обучению грамоте.

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. 

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч,Щ,Д –ДЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й)

Фрагмент «Сказки о Веселом Язычке»

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик-рот. Двери в домике то открываются, то

закрываются (рот открыть-закрыть). Непоседливый Язычок не сидит на

месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел

погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык высунуть

"лопаткой"). Подул легкий ветерок. Язычок спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть)

Динамические упражнения для языка

Иголочка: напряженный язык вытянуть как можно дальше вперед,

удерживая в этом положении несколько секунд.

Трубочка: напряженный язык свернуть внутрь трубочкой и вытянуть

как можно дальше вперед, удерживая в таком положении несколько

секунд.

Желобок: края напряженного языка слегка подвернуть кверху и

удерживать в таком положении несколько секунд.

Лопаточка: расслабленный широкий язык положить на нижнюю

губу и удерживать в таком положении несколько секунд.

Грибок: кончиком напряженного языка коснуться верхнего неба, при

этом нижнюю челюсть напряженно оттягивать вниз.

Динамические упражнения для губ.

Катушка: края языка подвернуть кверху, при этом одновременно

кончик языка подвернуть книзу, после чего под счет выкатывать язык

вперед, то назад.

Футбол: упражнение выполняется почти так же, как статическое

упражнение “Спрячь конфетку”, но кончик языка динамично

перекатывается от левой щеки к правой и обратно.

Лошадка: кончик языка поднимается строго вертикально к верхнему

небу, затем прерывистым движением отталкивается от неба и в течение

нескольких секунд производится движение, напоминающее цоканье копыт.

 Пропеллер: упражнение выполняется так же, как статическое

упражнение "Стенка", но язык в динамике переворачивается с левого

ребра на правое и наоборот.

Качели: упражнение выполняется так же, как статическое

упражнение "Водопад", но кончик языка попеременно касается то

подбородка, то тянется к носу.

Маятник: губы слегка растянуты в улыбку; кончик языка

попеременно движется от левого уголка губ к правому и наоборот,

имитируя движение маятника.

Трубочка-цилиндр: упражнение выполняется в динамике с

чередованием статических упражнений "Трубочка" и "Цилиндр


Игровые приемы формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Упражнение 1

Перед ребенком выставляется несколько звучащих игрушек:

бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Педагог

предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета.

Перед ребенком ставится задача: только на слух, без зрительной опоры,

определить, что звучит, при этом название каждого звучащего предмета проговаривается вслух. Количество звучащих предметов увеличивается

постепенно, с трех до пяти.

Упражнение 2

Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например:

металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик,

деревянная шкатулка и т.п.). Перед ребенком ставится задача: постукивая

деревянной палочкой по этим предметам (постукивание производится как

однократно, так и многократно), внимательно прислушаться к звукам и

запомнить звучание каждого предмета. Начинается упражнение с двух

контрастных звучаний при зрительной опоре, затем ребенок должен только

на слух определить, что звучит.

Упражнение 3

Перед ребенком выставляется несколько предметов (например:

карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, наждачная бумага и т.п. ). Ребенка просят на выбор произвести несколько элементарных действий с

данными предметами (например: резать бумагу ножницами),

прислушиваясь, какими звуками сопровождается данное действие. Затем

перед ребенком ставится задача: без зрительной опоры определить, какие

действия производит педагог с данными предметами.

Упражнение 4

В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие

продукты различной величины (например: манная крупа, гречневая крупа,

горох, фасоль и др.). Ребенку предлагается внимательно послушать и

запомнить звучание каждого продукта внутри металлической банки

(производится действие – встряхивание банки). Затем перед ребенком

ставится задача: без зрительной опоры (банки закрыты), определить,

какой из продуктов находится внутри.

Упражнение 5

Педагог предлагает ребенку воспроизвести звукокомплексы

различным по силе голосом (тихо, громко):

- кричат дети в лесу АУ - поет петух КУ-КА-РЕ-КУ

- лает собака АВ - квакает лягушка КВА

- мяукает кошка МЯУ - каркает ворона КАР- мычит корова МУ - блеет овечка БЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"содержит речевые игры и упражнения и памятку для родителей....

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Не все родители знают как помочь ребенку правильно и грамотно разговаривать. Этот материал поможет им в решении проблемы....

развиваем красивую устную речь ребенка

консультация для родителей...

Консультация для родителей «Развивающие игры для развития устной речи ребенка 5-7 лет.»

Когда ребенок начинает учиться в школе, ему приходится много говорить: рассказывать урок, объяснять разные ситуации, общаться с учителями и сверстниками. Иногда ребенок готов для этого, обладая природ...

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков  у дошкольников корректируются не только логопедами, но и могут исправить эти нарушения речи родители детей....

"Развиваем красивую устную речь"

Консультация для родителей о том, с помощью каких упражнений можно развить у дошкольника красивую устную речь....

Консультация для родителей Развиваем устную речь ребенка

     Я.Корчак писал, что родной язык не должен быть просто сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа....