Моя семья - мое богатство
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Ждамарова Елена Ивановна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя семья 42.31 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект интегрированного занятия  по развитию речи в старшей группе

        

     «Моя семья – моё

           богатство»

 Выполнила: Ждамарова  Елена Ивановна

воспитатель МАДОУ детский сад №23 «Золотой ключик»

Город Березовский, Кемеровская область

2014 год

Тема: «Моя семья»

Цель: Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.

Задачи:

• Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

•Расширять представление детей о семье

• Закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

•Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.

Предварительная работа:

• выставка фотографий  на тему «Семейный фотоальбом»

• обсуждение пословиц о семье

• сюжетно – ролевые игры «Семейные хлопоты», «Дочки матери»

• чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама»

Литература:

"Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание

    НОД

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты- мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Елена Ивановна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Машенька,Варенька…).

Ребята, по дороге в детский сад я встретила добрую  Фею и она мне рассказала такую сказку о маленькой девочке, мне сказка очень понравилась и я бы хотела её рассказать вам. Садитесь  пожалуйста поудобней  и послушайте:

-Маленькая девочка горько плакала на улице, ей было одиноко и холодно. Добрая волшебница фея увидела её в своём волшебном зеркальце, и ей стало так жалко бедную девочку. Она подошла  к девочке и спросила: - Что с тобой, милый ангелочек?

-Я совсем одна, у меня нет никого. -  и  девочка ещё горше заплакала

- Иди сюда скорее  мой милый ангелочек, я сделаю тебе подарок, я подарю тебе  близких людей.

- А кто это такие?  - спросила девочка

- Это люди, самые добрые на свете, они будут  тебя любить и заботиться о тебе.

- А как мне их называть?

- А называть ты их будешь папа и мама

- А как мы будем вместе называться?

- А вместе вас будут звать семья.

Фея взяла девочку за руку и привела её в семью. Мама с папой встретили её ласково и приветливо. На заплаканном лице девочки появилась благодарная и  счастливая улыбка.

Глядя на неё фея подумала: «Какое счастье, что на свете у всех людей есть семья»

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?

Дети: Ответы

Воспитатель: А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.

Дети: Семья

Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?

Дети: - Это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди и т. д.

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое приготовила вам Юля Л..

Ребенок:

 Что такое семья? Вам скажу по секрету
 - Это папа и мама всех дороже на свете!

Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.

Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!

Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,

Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Их люблю я сильней с каждым днем год за годом!

Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?

Дети: чтобы жалели, хвалили, любили

Воспитатель: А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?

Дети: Уважать, защищать, ухаживать, любить.

Воспитатель: Ребята,  а еще всех членов семьи называют родственниками.

Воспитатель: Кто такие родственники?

Дети: -Это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы.

Воспитатель: - Ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников ! Давайте с вами поиграем в игру кто из этих людей не является родственником?

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Воспитатель: - Молодцы, занимайте свои места. А мы продолжаем.( Рассказ сопровождается показом слайдов.)

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки . проведенные в древних пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами.( Слайд №1) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь, добывали себе еду и защищались от диких зверей. ( Слайд №2)

Потом образ жизни людей стал меняться.( Слайд №3) Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях.( Слайд №4) Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Воспитатель: - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Развитие лексико-грамматических категорий. (Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч каждому ребенку и задает вопрос, а ребенок бросает мяч воспитателю с ответом)

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Упражнение «Из семени в дерево» (поставить спокойную музыку, «Музыка Цветов»)

Воспитатель: Давайте, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево»

Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.

Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове)

С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)

У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.

Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.

Воспитатель: Вот и вы для своих родителей, как эти маленькие семечки, за которыми они ухаживают, оберегают их от всех бед и невзгод.

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"( со стульчиком) Дети по очереди подходят к стульчику садятся на него и называют одним словом, какие они родные люди

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Воспитатель: - Ребята, про семьи пишут картины, сочиняют сказки, песни, а еще в народе слагают пословицы, вот например:

«При солнышке тепло, при матери – добро»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете  пословицы о семье?

Дети: «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Когда семья вместе… (так и душа на месте).

«Мой дом -моя крепость».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«Как родители жили, так и нас  благословили».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».

«Согласье в семье — богатство».

«Человек без семьи, что дерево без плодов».

«Семья в куче, не страшна и туча».

«Материнская молитва со дна моря достает».

«Дерево держится корнями, а человек семьей».

«В дружной семье даже в холод тепло».

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Воспитатель: Давайте с вами еще раз поиграем, на этот раз мы поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика (стоя)

- Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стихотворения  в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе

1-Ребенок: Семья – это труд, друг о друге   забота,
2-Ребенок: Семья – это много домашней   работы.
3-Ребенок: Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному  невозможно!

3-Ребенок: Всегда будьте вместе, любовь  берегите,
4-Ребенок:Обиды и ссоры подальше гоните,
5-Ребенок: Хочу, чтоб про вас говорили  друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: - А давайте с вами нарисуем свою семью.

Дети самостоятельно выбирают материал для изображения. Нарисованные   портреты семьи помещаем на выставку.( Включает не громко  детские песни о семье)

Страница  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"

проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....

Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....

«МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» сценарий праздника, посвящённого дню семьи для детей старшего дошкольного возраста

Семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать, например, книгу или сделать открытие. Поскольку семья -  Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и з...

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)

Материал для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Логическая игра предполагает обучение детей разгадыванию простых ребусов на примере знакомых слов и значений. Это развивающее...

Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал.

Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал....

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ "Моя семья - мое богатство"

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педаг...

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)...