Русская народная сказка и фольклор как средство воспитания любви к Родине
статья по развитию речи

Сказка является  отражением человеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklorr.odt13.1 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка и фольклор как средство воспитания любви к Родине

 

1. В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества,включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т.д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений,сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость,уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т.е. развитие межэтнических отношений. Формирование культуры мира и межличностных отношений.

Универсальным  механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации,  являются педагогические технологии, при работе со сказкой.

Этим обусловлена актуальность исследования сказки. 

Как объект научного анализа она давно привлекает к себе внимание и лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и многих исследователей, каждый из которых находитсвой специфический срез исследования. Подобная специфичность сказки объясняетсяее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.

Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией.  Они  уходят в глубь истории.

Сказка является  отражением человеческой культуры.

У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством  влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям,верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.). 

Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает  детей к культуре  своего народа.

2. Познавательное значение русской народной сказки

  • Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.
  • Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
  • Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
  • В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза,калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением,  т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.
  • Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.

 3. Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм. как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:

  • заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль  семьи в сохранении и передаче традиций;
  • познакомить с понятием дом - как  частью культуры,  местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
  • познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством,орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
  • приобщая детей  к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
  • освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами,поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
  • познакомить со старинными предметами быта.
  • Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.

3.Основной формой и способом реализации этих задач являются:

  • Чтение сказок.
  • Рассказывание сказок.
  • Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
  • Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»
  • Дидактические и медиаобразовательные игры.
  • создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»( картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
  • Создание и пополнение «Короба сказок»
  • Проведение досугов  народных праздников.
  • Драматизация сказок.
  • игровые занятия;
  • комплексные занятия;
  • самостоятельная игровая деятельность детей;
  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • посещение кукольного и драматического театра.
  • Занятия в кружке «Мастерская Ляп Лепыча» (изготовление поделок из соленого теста идругих пластических материалов  по сюжетам сказок)
  • Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки).

4.Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

  • элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -экспериментирования с предметами и материалами;
  • моделирование сказочных сюжетов;
  • творческие задания;
  • пластические игры и упражнения;
  • элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности,формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям.с помощью которых осуществляется творчество.

используемая литература: 

  1. Грекова Л.В. «Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» // Образовательные технологии XXI века /Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С. 196-199.
  2. Журнал"Дошкольное воспитание", №5, 2005 / «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Зимина И. К.
  3. Коточигова Е.С;  Травина Т.С. «  Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками» /Ярославль/
  4. И. Кольцова. « Анализируя сказку»  / материализ Интернета, страничка «Воспитание сказкой»/
  5. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой» / Москва АСТ,2000/
  6. Л.А.Григорович, М.А.Ковардакова, « Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
  7. Р.Ю.Белоусова  «Педагогические условия ипрограмма использования сказок в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
  8. В.Пропп  "Исторические корни волшебной сказки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование русской народной сказки и фольклора, как средства воспитания любви к Родине»

Универсальным  механизмом включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации,  являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуал...

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родинеконсультация для родителей...

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

«Семейные обычаи и традиции как средство воспитания любви к Родине»

Статья раскрывает один из аспектов патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Доклад к педсовету На тему: «Использование русской народной сказки и фольклера как средства воспитания любви к Родине с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»

Актуальность:Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит в...

Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

Русская народная сказка знакомит детей с чувством доброты, любви к Родине, развивает чувство справедливости, относя ребенка к конкретным историческим событиям, которые происходили на Руси много лет на...