Доклад к педсовету На тему: «Использование русской народной сказки и фольклера как средства воспитания любви к Родине с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»
консультация

Актуальность:

Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Аленушка» АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Доклад к педсовету

                                                                                                                                                                                 

 На тему: «Использование русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»

                                                                                                                     Выполнила: Вдовинова Т. А.

                                                                                                                               

                                       

                                                       

Мытищи 2022 г.

Актуальность:

Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

 Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

 Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

 Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

 Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

 Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

 Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

 Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Чрезвычайно помогают в сказке - развивающие игры В.В. Воскобовича. Они органично вписываются в структуру любой сказки. Элементы конструкторов созданы так, что могут воспроизвести любой сказочный образ, а творческие задания помогают развивать зрительно-моторные координации и пространственное мышление. Позволяют создавать творческие конструкции и выполнять различные задания на развитие всех познавательных процессов.

Проживая вместе с ребенком сказку, мы должны не просто прочитать ее и понять сюжет. Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характера персонажей. Он «примеряет» на себя его поступки и выносит нравственную оценку. Ребенок 4-5 деятелен и ему хочется помочь персонажам сказки, или хотя бы просто увидеть их. Выкладывая героев сказки с помощью игр В.В. Воскобовича, ребёнок создает свою иллюстрацию к сказке, как бы создавая свою «карту проживания» истории. У детей в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление и создание такой иллюстрации не только служит развитию интеллектуальных навыков, но и закрепляет нравственные чувства и ориентиры. Вы наверняка видели, как малыш, пролистывая книгу, хмурится, глядя на медведя, улыбается «как зайчик» и делает «хитрое лицо» при виде лисы. Так и мы, выкладывая персонажей сказки, мы отражаем мимически и жестово их характер, проговариваем их эмоции и примеряем на себя их черты характера. Как писал А.В. Запорожец» у него постепенно складывается эмоциональный образ изображаемых обстоятельств и взаимоотношений действующих лиц».

Используя в сказке развивающие игры мы решаем следующие задачи развития социально-нравственных начал и интеллектуальных сфер у детей. 

  1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в повседневную жизнь детей.
  2. Формировать основные компетенции коммуникативной деятельности, используя сказочные аналоги.
  3. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.
  4. Развивать у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе и своих действиях
  5. Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь.
  6. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.
  7. Развивать посредством работы с играми зрительно-моторные координации, пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, мелкую моторику рук.

Технология использования игр в работе со сказкой, представлена как федеральным, так и национально-региональным компонентами, включающими в себя культуру родного края, через знакомство со сказкой (авторской, народной). Д

Данные произведения занимают очень важное место в воспитательном процессе и при правильном подходе к их использованию, могут стать эффективными средствами общения с ребёнком и донесения до него морально-этических ценностей общества, понятий добра и зла, а также непременными средствами развития воображения у дошкольников.

 Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

 Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.

 Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того чтобы дети усвоили новые слова, например, ухват, веретено, скарб, изба, пастбище и др., необходимо дать доступное пояснение, обязательно познакомить с их изображением; предложить вспомнить в каких еще сказках используются данные слова и попробовать самим нарисовать данные предметы. В соответствии с этим в нашей группе огромное значение уделяется созданию и постоянному пополнению предметно-развивающей среды, имеется уголок русского быта «Русская изба».

 Для лучшего восприятия сказки используем музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей, по возможности владеющих инструментом. Очень интересно проходят викторины не только по названиям сказок, но и по репликам героев.

 Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка и фольклор как средство воспитания любви к Родине

Сказка является  отражением человеческой культуры....

Конспект совместной деятельности в I младшей группе. С использованием технологии сказкатерапия Тема: «Рассказывание русской народной сказки»

Конспект совместной деятельности в I младшей группе.С использованием технологии сказкатерапияТема: «Рассказывание русской народной сказки Колобок» конспект направлен на:-Приучать детей слушать ру...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий

интегрированное занятие в подготовительной к школе группе, по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий ...

Статья «Использование русской народной сказки и фольклора, как средства воспитания любви к Родине»

Универсальным  механизмом включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации,  являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуал...

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родинеконсультация для родителей...