Статья «Использование русской народной сказки и фольклора, как средства воспитания любви к Родине»
статья на тему

Мислимат Шамсудиновна Керимова

Универсальным  механизмом включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации,  являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуальность исследования сказки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 г.Ярцево Смоленской области

        

Статья

«Использование русской народной сказки и фольклора, как средства воспитания любви к Родине»

Автор:

вторая групп раннего возраста

воспитатель

Керимова Мислимат Шамсудиновна

г.Ярцево

2018 год

        Универсальным  механизмом включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации,  являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуальность исследования сказки. 

        Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией.  Они  уходят в глубь истории.

        Сказка является  отражением человеческой культуры. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством  влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.). 

Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает  детей к культуре  своего народа.

1. Познавательное значение русской народной сказки

  • Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.

2. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена

  • стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
  • Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
  • В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением,  т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.
  • Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.

 3. Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:

  • заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль  семьи в сохранении и передаче традиций;
  • познакомить с понятием дом - как  частью культуры,  местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
  • познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством,орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
  • приобщая детей  к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
  • освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами,поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря(Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
  • познакомить со старинными предметами быта.
  • Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.

4.Основной формой и способом реализации этих задач являются:

  • Чтение сказок.
  • Рассказывание сказок.
  • Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
  • Дидактические и медиаобразовательные игры.
  • создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»( картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
  • Проведение досугов  народных праздников.
  • Драматизация сказок.
  • игровые занятия;
  • комплексные занятия;
  • самостоятельная игровая деятельность детей;
  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка и фольклор как средство воспитания любви к Родине

Сказка является  отражением человеческой культуры....

Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».

Мы живём в интересное и непростое  время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.Всё что пришло к нам из глу...

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родинеконсультация для родителей...

«Семейные обычаи и традиции как средство воспитания любви к Родине»

Статья раскрывает один из аспектов патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Доклад к педсовету На тему: «Использование русской народной сказки и фольклера как средства воспитания любви к Родине с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»

Актуальность:Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит в...

Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

Русская народная сказка знакомит детей с чувством доброты, любви к Родине, развивает чувство справедливости, относя ребенка к конкретным историческим событиям, которые происходили на Руси много лет на...