Консультация для родителей - "К логопеду или в песочницу?"
консультация

Рожкова Ольга Викторовна

Консультация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_logopedu_ili_v_pesochnitsu.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

"К логопеду или в песочницу?"

     В середине ХХ века принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Эти игры возможно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Все занятия должны подчиняться следующим требованиям:

• Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей, для чего необходимо расширить ориентировочную часть (особенно на начальных этапах работы);

• Направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействие;

• Обязательное речевое планирование деятельности, когда ребенок выполняет задания под комментарий логопеда, а затем уже в сочетании с собственной речью;

• Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий;

• Использование достаточно большого количества наглядного материала;

• Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;

• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

1. Подготовительные занятия: Направлены на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к дальнейшим занятиям, на установление речевого и эмоционального контакта с логопедом. Проводятся в адаптационный период, чаще всего во время прогулки. Темы занятий дети предлагают сами, давая возможность дошкольникам проявить фантазию и творчество.

2. Занятия на установление и различение неречевых звуков: А) комментарий логопеда + звукозапись + действия ребенка в песке; Б) звукозапись + действия ребенка или группы детей; В) комментарий ребенка + звукозапись (по его желанию) + действия группы детей. На этих занятиях формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, способность дифференцировать неречевые звуки.

3. Занятия на узнавание и различение речевых звуков: А) работа над сохранными гласными и согласными звуками в начале, в середине и в конце слова; Б) работа над дифференциацией звуков в словах; В) работа над звуковым составом слов. На занятиях воспитываются и развиваются навыки слухового контроля как за произношением звуков в чужой речи, так и в собственной; развивается восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков.

4. Занятия, направленные на развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания: На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, деятельность и интенсивность речевого дыхания.

     При игре с детьми в песке могут использоваться предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувственность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира. Дошкольник учится самоанализу; умению понимать себя и других. Так закладываются навыки позитивной коммуникации. Как проходят эти занятия? На песке делаются отпечатки кистей рук и рассказывается о том, что при этом чувствовал взрослый. Затем то же самое проделывают ребята. Постепенно они накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Логопед как бы «прокладывает» в песке тропинки, по которым дети «проходят», чередуя руки справа и слева от дорожек то ладонями, то кулачками, то костяшками пальцев логопед «создает»различные предметы. Потом можно попробовать играть в песке сразу двумя руками, используя все десять пальцев. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Малыш не боится рисовать и писать на песке, ведь если появляется ошибка, ее легко и просто можно исправить, причем делать это можно сколько угодно раз! Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, параллельно ведется работа над речью ребенка – словарным запасом, грамматическим строем, связной речью.

     Ах, как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или лесу, в море или на другой планете. Кроме этого, песок дает возможность «оживлять»абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

Фрагменты занятий по песочной терапии (на развитие фонематического слуха и коррекции звукопроизношения)

«Путешествие в страну звуков». Звук «А» Жили-были люди, очень трудолюбивые, умные и внимательные. Имена этих людей начинались со звука «А». подскажите, какие могли быть у них имена. Построили эти люди большой город, и чтобы не потеряться в нем, нужно было обязательно запомнить название своей улицы и номер дома, т.е. свой… (домашний адрес). Дома в городе были просторные и красивые, почти в се были украшены арками. Горожане и одеваться любили красиво. Поэтому в городе у них было много… (магазинов одежды). Для того чтобы попасть с одного конца города на другой им приходилось ездить на … (автобусах и автомобилях). А если они отправлялись путешествовать в дальние страны, то к их услугам был готов … (аэропорт, ж/д вокзал). С одной стороны город окружали поля, на которых люди выращивали овощи, фрукты и злаки. Придумайте, что могли собирать горожане с этих полей? С другой стороны город был окружен лесом, , в котором обитали разные дикие животные, птицы и насекомые. Назовите их. () все на букву «А». На первом занятии логопед, рассказывая историю, может сам называть и находить нужные предметы, обсуждая место звука в словах и приклеивая буквы на выбранные предметы. Далее сюжет можно развивать, передавая инициативу детям, подбирая лишь предметы на изучаемый звук.

Звук «О». В огромной, пустынной стране Лимпопо Живет одиноко прекрасный звук «О». Он так одинок: ни друзей, ни реки. И чахнет, и чахнет звук «О» от тоски! Что делать ребята? Страну как найти? Как бедный звук «О» поскорее спасти? Детям не даются рекомендации к действию. Они могут проявить творчество и воображение. Главное, чтобы в данном задании они выбирали предметы, в названии которых есть заданный звук «О», и объясняли свой выбор, рассказывали о местоположении звука в словах.

«Два короля». Жили-были два короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой – королевством мягких звуков. Первый король, конечно, любил все твердое, а второй – все мягкое. Как вы думаете, что это были за предметы. Какие? А в покоях Мягкого короля только мягкие предметы. Какие? И подарки короли любили получать разные. Как вы думаете, какие? Помогите мне выбрать каждому королю нужный подарок. Далее сюжет по желанию детей можно развивать, отправляя королей в путешествия, на охоту, в гости друг к другу и другие королевства.

«Мой клад». Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда другие дети отгадывают, дает инструкции, как найти спрятанную вещь, с помощь слов – правее, левее, прямо.

«Откопай разгадку». «Засекречивать» можно предметы, названия которых начинаются с изучаемого звука, буквы, цифры, геометрической фигуры. Эта игра может проводиться как первый этап любого занятия. Найденные предметы используются для объяснения или закрепления изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ответы логопеда на вопросы родителей".

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?   Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?       Может...

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...

Консультация для родителей «Советы логопеда для заботливых родителей»

Родителям, которые заботятся о правильном развитии речи своих детей, предлагаются советы и рекомендации,  способствующие полноценному развитию речи  их малышей на разных возрастных этапах....

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда с родителями детей, имеющих ТНР

Только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!...

Консультация для родителей "Взаимосвязь логопеда и родителей "

Исправить речь у ребенка можно только обьединенными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка - без Вашей помощи исправить речь у него не возможно. ...

Консультация для родителей «Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания»

Консультация для родителей«Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания»...

Консультация для родителей «Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания"

Консультация для родителей «Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания"...