Хлеб-всему голова
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кисилева Наталья Вячеславовна

Конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposredstvenno.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной ситуации

  « Хлеб –всему голова».

Цель: закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Наглядный материал: картины с изображением поля, различных полевых работ; колоски пшеницы и ржи.

Раздаточный материал: по 3 квадрата разного цвета -черного шти коричневого, зеленого, желтого; зерна ржи и пшеницы на подносах.

Методические рекомендации:

Воспитатель. Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)

- Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? {Предложения детей.) Россию называют богатой потому, что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их. (Дети называют пословицы, с которыми они знакомы.) Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу? (Рассуждения детей.) Слово «хлеб» в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб», или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» - то есть обеспечил доход, или «Отнять у кого-то хлеб» - то есть лишиться  места работы.

- Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает  зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу)

- А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью. (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ)

- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастать много ржи и пшеницы. У вас на подносах, на столах лежат зерна.

Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.)

- Посмотрите, все зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом -зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зернышки пшеницы.) А зерна ржи - длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руки зерна ржи) Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

- А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей.) Я принесла вам эта растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они, как и зерна, тоже разные.

- Что вы можете сказать вот про этот колосок? (Показывает колосок ржи.) Он длинный , тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

- А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Он короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.)

- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предположения детей.)

- Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерна нужно посадить в землю.)

- А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой?

(Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.)

Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет -Семь плугов тащит.

- Вспомнили? Да, это трактор.

(Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов)

- На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнев:

По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой.

- Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди торопятся посеять зерна вовремя.

- Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья.

Был крупинкой золотой -Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило.

- Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.)

- Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились зеленые стрелочки -росточки. А когда созрело, превратилось в колос.)

- Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину. (Выставляет картину М. Шишкина «Рожь».)

- Кто написал эту картину? Как она называется?

- Хлебное поле еще называют словом «нива». Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива - от слова «низ», то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановс-

кая написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение.

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе...

- Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на помощь людям? Послушайте загадку:

Шумело на просторе Золотое море. Пароход пришел –выгнал  море и ушел.

- Что же это за пароход? Кто вспомнил? (Выставляет картину с изображением работающего комбайна.) А какое море он выпил? (Убрал пшеницу или рожь.)

- Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

Послушайте рассказ М. Глинской «Прости меня, хлеб».

«Однажды мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Когда вернулись, хлеб уж покрылся плесенью и стал черствым. Я хотел, было, его бросить, но потом вспомнил один случай.

«...Была война. Наша часть освободила деревню. У крайней хаты стояла женщина, а возле нее девочка лет пяти: худая, бледная, на тоненьких ножках, она качалась, как былинка. Ребенок тянул руки к матери и повторял: «Мама, дай кусочек! Мама, дай!».

- Чего она просит ? - спросил я.

- Хлеба. У нас немцы все отняли.

Я вынул из мешка солдатские сухари и подал, женщине. Девочка схватила сухарь дрожащими ручонками и начала его грызть. На глазах женщины сверкнули слезы».

- Прости меня, хлеб! - подумал я. - Бросить тебя - это преступление.

Положил кусок в сумку и вышел на улицу. Походил вокруг дома - куда деть? Увидел высокую ограду сада, стал на скамейку и раскрошил хлеб на столбик. Пусть склюют птицы.

К вечеру я вернулся домой. Заглянул на столбик - хлеба нет. Склевали! Я был рад».

После чтения воспитатель может спросить детей: «Почему мужчина сказал: "Прости меня, хлеб?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....