Литературный репертуар в младшей группе.
статья (развитие речи, младшая группа) на тему

Черепанова Ирина Владимировна

Ознакомление детей младшей группы с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров.

В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_repertuar_v_mladshey_gruppe.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный репертуар в младшей группе.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребёнка третьего года жизни.

Ознакомление детей младшей группы с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать детское внимание на образный язык произведений, привлекая к повторению отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если дети повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Работа по ознакомлению с художественной литературой ставит задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных её героев. Например, после слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенку действующих лиц.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и т.п.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, эмоциональное настроение. Это несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выражено в простой доступной форме: смежная рифма, короткие стиховые строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха и легко воспринимают текст.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети начинают запоминать стиховые строчки, усваивают смысл стихотворения, обогащают свою речь тем, что запоминают отдельные слова и выражения.

Работа по развитию речи детей проходит в определённой последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитывается звуковая культура речи, формируется грамматический срой, проводится словарная работа, развивается связная речь.

В программный перечень произведений для рассказывания и чтения детям третьего года жизни вошли народные сказки и потешки, авторские произведения и небольшие рассказы классиков.

Сказки.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую, но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия. Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.

Чтение сказок не стоит рассматривать как просто приятное времяпрепровождение. По сути своей это не так. Сказка – это существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т.д.

Первое знакомство со сказкой – это рассказывание ее всем желающим детям. Воспитатель заворожил малышей своим повествованием, и кто-то из детей готов слушать ещё и ещё. Рассказывать сказку повторно в этот день не следует. Воспитатель помогает малышам заняться игрой и подзывает к себе ребёнка, пожелавшего послушать сказку второй раз, рассматривает с ним иллюстрации к сказке, отвечает на вопросы малыша, даёт пояснения. Обычно ещё два или три ребёнка приходят посмотреть книжку и поговорить.

Воспитатель рассказывает детям эту же сказку через два-три дня.

Дети уже знают содержание сказки, охотно договаривают отдельные слова и фразы. Теперь можно показать им спектакль, используя фигурки настольного театра или куклы бибабо. Для начала лучше выбрать знакомую сказку, которую воспитатель сможет показать один или с помощником. Подойдут сказки «Курочка ряба», «Колобок», «Снегурушка и лиса». (Сказочные персонажи должны появляться по очереди.)

О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой. Так, например, последовательность ознакомления со сказкой ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок") может быть такой:

1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.

2. Показ настольного кукольного театра "Курочка Ряба" с одновременным рассказыванием.

3. Игра-инсценировка по сказке "Курочка Ряба"

4. Игра-драматизация по мотивам сказки "Курочка Ряба”

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся в тексте действий.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание детей. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, мимику, настроение, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информационную роль.

Осуществляя принцип наглядности, можно пользоваться различными приемами:

- Прием инсценирования произведения, который синхронно сочетается с рассказыванием, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

- Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают, например, постучать кулачком: "Дед бил-бил, не разбил!"

Этот принцип помогает ребенку стать соучастником событий, о которых идет речь.

- Динамический акцент на фрагментах текста, сочетающийся с показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение разных частей игрушки.

- Прием усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько видоизмененном виде. Например, чтобы привлечь внимание к курочке Рябе, педагог показывает игрушку вначале близко, затем курочка взлетает на жердочку. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния.

Потешки, песенки, заклички.

Использование различных жанров способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность  в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, чёткой дикции, выработки нормального темпа речи и её обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать весёлых, жизнерадостных детей.

Очень важно, чтобы начало занятия было необычным, интересным, чтобы детям всё время хотелось узнавать что-то новое. Педагоги должны быть внимательны ко всем детским высказываниям, ответам. Очень важно поддерживать ощущение успешности, помнить о развитии речевых навыков малышаей во всех видах деятельности.

Есть масса житейских ситуаций, в которых то или иное произведение оказывается к месту. С помощью поэтического текста дети зовут солнышко-ведёрышко, если оно внезапно спряталось или вовсе сегодня не показывалось. За завтраком (полдником) педагог напоминает малышам потешку «Травка-муравка». По дороге на прогулгу дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (т-о-оп, т-о-оп) и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Чтение потешки «Ладушки, ладушки…» помогает завязать разговор о том, как дети были в гостях у бабушек, как бабушка их встречала, чем угощала.

Предварительная работа, предшествующая восприятию новой песенки или потешки, может осуществляться в разных формах.Приведём несколько примеров:

  1. Детям  показывают иллюстрацию (предмет, игрушку). Они рассматривают игрушку, высказывают свои впечатления. Затем педагог читает потешку «Как у нашего кота…»
  2. Воспитатель демонстрирует картинки, используя фланелеграф. Например, к потешке «Вот и люди спят…» - изображения спящих людей и зверюшек. По просьбе пдагога малыши поазывают на картинках лис, зайчиков, уточек, детишек. Запоминают, кто где спит, после чего с удовольствием слушают потешку, помогают взрослому читать её.
  3. Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию.например, прежде чем познакомить детей с потешкой «Травка-муравка…», воспитатель организует игру «Кто что ест?».

В ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке. Как правило, после первого чтения педагог повторяет потешку ещё 3-4 раза. При этом возможны следующие вариенты:

  • Воспитатель использует те же приёмы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;
  • Педагог читает потешку, не прибегая к наглядности;
  • Воспитатель использует новый наглядный материал или видоизменяет перждний, варьирует игровые ситуации.
  • Стимулирует подражательные движения: дети показывают, как бабка пекла оладушки, как вперевалочку ходят уточки, как вытягивают шеи гуси;
  • Педагог адресует потешку определённому ребёнку, т.е. там, где возможно по тексту, называет его имя.

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира.  Особенно детей привлекает в загадках,  своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование.

Загадывая загадки, предпочтительнее объединять их по темам, так детям легче найти ответ. Например, перед тем, как загадать загадку, пояснить, что это предмет в доме, или, это растет в огороде, или, этот зверь живет в лесу.

Загадка может послужить темой разговора с детьми о каком-либо предмете или явлении природы, как предлагает К. Д. Ушинский. Сначала загадывается загадка, после отгадывания взрослый подробно рассказывает о тех предметах, растениях, явлениях природы, о которых была загадана загадка. В таком случае дети лучше запоминают учебный материал, так как он связан с яркими воображаемыми впечатлениями.

Авторская поэзия и проза.

На третьем году жизни детей знакомят с небольшими и понятными ребёнку авторскими стихотворениями. Некоторые из них малыши охотно и легко запоминают. Любимые – это стихи А. Барто из цикла «Игрушки», С. Маршака из книжки «Детки в клетке», В. Берестова («Петушки», «Котёнок», «Гуси») и др.

Как показала практика, почти каждый двух-трёх летний ребёнок их хорошо знает: он слышал эти стихи дома, в предыдущей возрастной группе. Малыши охотно рассматривают иллюстрации к стихам, читают их наизусть или пересказывают их содержание. Поэтому на занятиях, опираясь на знания самих детей, можно знакомить их сразу с двумя-тремя стихотворениями цикла.

Дети впервые пробуют читать стихи на праздниках. Совсем не обязательно, чтобы это были стихотворения праздничной тематики, например новогодние. Главное, чтобы у ребёнка было желание и силы прочесть, что он хочет, и не стушеваться в нестандартной ситуации.

Наблюдения в природе дают повод для чтения поэзии – это позволяет почувствовать поэтичность образов, понять, что в будничных явлениях можно рассказать красиво, почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стихотворной речи.

Ребёнку не просто запомнить то, что оставляет его равнодушным, что не связано с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением, поэтому всегда надо стараться подобрать такие стихи, которые помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.  

Именно стихи всегда помогут найти путь к любому детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «…поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже, потом передаётся голове».

Включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходим ещё и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования. И если мы сумеем научить  детей ощущать красоту, изумляться дивным творениям рук человеческих, красотой природы, то вырастим человека высокой культуры чувств, а открывать детям красоту мира можно и нужно через музыку слова, которое несёт радость и грусть.

Группы детей третьего года жизни отличаются друг от друга, особенно после декабря-января, когда становятся заметными результаты педагогического влияния на детей. Во многих  группах дети с удовольствием слушают сказки С. Маршака, К. Чуковского и договаривают слова, завершающие стихотворную строчку.

При каждом удобном случае воспитатель просит воспроизвести действие персонажа.

Детям этого возраста надо ежедневно о чём-то рассказывать. Они с удовольствием и по нескольку раз готовы слушать нехитрую житейскую историю. Можно узнать о том, что произошло в детском саду, в частности, с самим ребёнком, узнать много нового об игрушках, знакомых зверятах, приключениях литературных героев. Во-вторых, полезно. Развивается способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения.

Можно:

  • Рассказывать детям об одном и том же событии два-три раза, постепенно усложняя повествование, например рассказы Л. Славиной, рассказ К. Ушинского «Гуси» и др.;
  • По два-три раза повторять текст, соблюдая авторское изложение, например рассказы Я. Тайца;
  • Излагать каждый день по маленькому рассказу о знакомом персонаже, например Ёлочке («Приключения Зелёной Ёлочки. В. Гербова), присоединяя его уже к известному малышам.

Заключение

Таким образом, методика знакомства младших дошкольников с художественной литературой (потешками, сказками, стихами) отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.

Народные песенки, потешки, прибаутки, сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок, потешек, прибауток заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг 2 младшая группа

Конспект занятий тема "Игрушки"...

Музыкально-литературное развлечение в младшей группе «Сказочная страна А. Барто»

Цель: формировать положительное отношение к поэзии.Задачи: развивать память, речь детей, воспитывать интерес к стихам и желание их рассказывать. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям у...

Конспект нод по развитию речи "Литературный калейдоскоп" 2 младшая группа

Конспек нод по развитию речи  на тему "Литературный калейдоскоп" для работающих по программе "Радуга" с учетом рекомендации В.В. Гербовой....

Развлечение по развитию речи: "Литературная викторина" для младшей группы

Материал будет полезен педагогам, музыкальным руководителям и родителям с целью организации литературной викторины с детьми младшей группы....

Методика пересказа литературных произведений в младшей группе

Методика пересказа литературных произведений в младшей группе...

Музыкально-литературный досуг в младшей группе"В гостях у бабушки"

Музыкально - литературный досуг в младшей группе«В гостях у бабушки».Воспитатель предлагает детям поехать в гости к бабушке, проведать её.-На чем поедем?-На машине /дети садятся на стульчики, имитирую...

Зимний и новогодний репертуар для младшей группы

Репертуар для младшей группы может быть интересен музыкальным руководителям, воспитателям и родителям детей данного возраста...