Статья "Роль книжной иллюстрации в развитии и воспитании детей"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Бойкова Ирина Николаевна

Это дополнение к альбому с иллюстрациями художника И. Я. Билибина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_knizhnoy_illyustratsii_v_razvitii_i_vospitanii_detey.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №27 Приморского района Санкт-Петербурга

Роль книжной иллюстрации

 в развитии и воспитании детей.

            Как только ребёнок начинает познавать книгу, он постепенно окунается в волшебный мир иллюстраций.

 В. А. Сухомлинский говорил: « Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое».  

          Педагоги и воспитатели отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое.  

           Первые незатейливые песенки - потешки ребёнок привыкает слушать и слышать совсем несмышлёнышем. Позже он с удовольствием рассматривает яркие картинки.

        В 2 года ребёнок читает наизусть любимые стихи, причём держит книжку открытой на «нужной странице». Кажется, что ребёнок читает самостоятельно, но на самом деле это картинки «подсказывают» и  «говорят» вместе с ним.

        В 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинкам о её содержании. Любимую книгу ребёнок легко находит среди других книг, может запомнить название произведения и автора.

        Дети стараются перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Часто придумывают собственные сюжетные повороты.  Всё это благодаря книжным иллюстрациям.

     Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение, которое формирует вкус ребёнка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета. Художник-иллюстратор выступает как соавтор книги лучше помогая понять содержание, быт, героев книги. Таким образом, иллюстрация активно толкует текст, и нередко выступает как самостоятельное произведение. 

     Знакомство детей с художниками-иллюстраторами детских книг позволяет решать задачи нравственного, эстетического, патриотического воспитания, а также  способствует эмоциональному и умственному развитию ребёнка.

    Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него яркая, многокрасочная обложка, цветные рисунки. 

   

       

      Для маленького ребёнка рисунок является основным материалом,

при отсутствии которого ребёнок часто не может понять художественное произведение.

       Чтобы понять более сложное содержание – внутренний смысл произведения, общественное значение поступков героев, нравственный смысл их поведения – на помощь приходит иллюстрация.  

     Иллюстрация в любом возрасте оказывает положительное влияние на понимание содержания художественного произведения.

       Дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведение искусства.

     Иллюстрации многофункциональны, в книге выполняют познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функции.             

  • Познавательная функция обеспечивается посредством отражения

реалий окружающего мира.

  • Воспитательная функция обеспечивается связью иллюстраций

 с воспитательной идеей. Те или иные оценочные моменты более отчётливо понимаются в иллюстрации, которая воздействует на эмоциональную сферу личности через зрительное восприятие и тем самым формирует определённое отношение к героям и их поступкам. Рисунок может помочь расставить акценты, понять суть описанного события. Что такое хорошо и что такое плохо ребёнок не только услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными.   Иллюстрация несёт в себе высокие художественные образы, дающие ребёнку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т. д.

  • Дополняющая функция иллюстраций связана

с возможностью изображения расширенного понимания текста (представить целое составляющими частями или показать часть в границах целого).

  • Эстетическая функция определяется качеством её исполнения.

             Многие замечательные художники реализовали свой талант в детской книге. Среди них И. Я. Билибин, чьи работы отличаются высоким художественным уровнем, показывают глубокое проникновение художника в мир детей.

              Цель альбома с иллюстрациями работ И. Я. Билибина – умственное и эстетическое развитие ребёнка.

         Это иллюстрации, которые способствуют формированию художественного вкуса, развивают у детей интерес к книге, развивают речь детей, обогащают словарный запас, активизируют память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию. Стимулируют желание детей рисовать. А главное – развивают сердце и душу ребёнка.

         Слова В. Г. Белинского о детских книгах в полной мере можно отнести и к иллюстрациям  этих книг.

     «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека».

     

     

Ирина Николаевна Бойкова

Воспитатель

2квалификационная категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение книжной иллюстрации для развития речи у детей раннего возраста.

Маленький ребенок проявляет большой интерес к ярким по цвету картинкам. С этой целью используются книжки - игрушки, в которых художественный образ передан наиболее доступными малышу средствами: крупно...

Цикл занятий для родителей по грамотному развитию и воспитанию детей: "Все о наших детях. Доступные вершины развития"

1. Как помочь детям реализовать свой потенциал?
2. «КАК помочь детям реализовать свой П О Т Е Н Ц И А Л? Сенситивные периоды развития» 3. Темперамент ребёнка. 
4. Общение в жизни ребёнка и взрослых.
5...

«Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей с отклонениями в развитии»

laquo;Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей  с отклонениями в развитии»...

Проект Образовательная область – познавательное развитие (экологическое воспитание детей) «Наши пушистые друзья (кошки)» для детей 2 младшей группы

Актуальность выбранной темы.В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животны...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....