ПРОГРАММА дополнительного образования «Физическое развитие и воспитание детей через организацию занятий по ритмической гимнастике» для детей 4-7 лет
рабочая программа (средняя, старшая группа) на тему

Евушкина Елена Владимировна

Программа составлена по Ритмической мозайке А.И.Бурениной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ritmicheskoy_gimnastiki.rar45.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 20 «АЛЁНУШКА»

                                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                  ЗАВЕДУЮЩИЙ МДОУЦРР

                                                                                                                          Д/С № 20 «АЛЕНУШКА»

                                                                                                                                 _____________/Старых Ю.В./

                                                                                                                          «____» ______________20___ г.

                                                                                                                   ___________________________

ПРОГРАММА

дополнительного образования «Физическое развитие и воспитание

детей   через   организацию   занятий  по  ритмической гимнастике»

для детей 4-7 лет

(Кружок «Спорт – здоровье, спорт – игра!»)

2015-2017 гг.

                                                              Евушкина Елена Владимировна,

инструктор по физической культуре

                                                            I квалификационной категории

п.Биорки, 2015 г.

Пояснительная записка

Представленная Программа дополнительного образования детей по ритмической гимнастике носит физическую направленность.

Актуальность Программы заключается в том, что она позволяет развивать у детей дошкольного возраста  пластику движений, гибкость, способность к импровизации.

Педагогическая целесообразность: дошкольный возраст является началом всех начал - именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к физическим занятиям, раскрываются способности ребёнка. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно и просто необходимо развивать физическую силу ребенка.

Новизна программы состоит в том, что Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Ритмические упражнения, непосредственно воздействуют на весь организм ребёнка. Это движения динамичного характера направленные на работу разных групп мышц. Посильная нагрузка формирует у детей выносливость, ловкость, гибкость и другие качества.

Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию психических процессов, совершенствование речи детей – речь становится ритмичной, четкой; эти занятия воздействуют на организм ребенка не только движением, но и музыкой. Весёлая музыка занятий, высокая двигательная активность детей развивают эмоциональную сферу детей - создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Все это способствует гармоничному развитию дошкольников.

Целями данной Программы являются:

  • психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела;
  • укрепление здоровья детей и формирование интереса к здоровому образу жизни;
  • приобщение детей к нетрадиционным занятиям физической культуры – ритмикой;

Для реализации поставленных целей мне необходимо решить следующие задачи:

  • развивать эмоциональную сферу и умение  выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • развивать способность к импровизации в движении;
  • обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
  • развивать творческое воображение и фантазию;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность;
  • развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать содержание

Отличительной особенностью Программы является развитие у детей  всевозможных телодвижений (из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики и пр.), сопровождаемых музыкой, доступных детям в возрасте от 4 до 7 лет.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 4-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года, 2015-2016 и 2016-2017 уч.гг.

Форма занятий – групповая (кружок)

Режим занятий:

День недели

Кол-во занятий в неделю

Длительность одного занятия

Кол-во занятий в году

1год

понедельник

1

20 мин

32

2 год

понедельник

1

25 мин

32

Ожидаемые результаты.

К концу 1-го года обучения ребенок должен уметь:

  • передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
  • ориентироваться в пространстве - самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
  • самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
  • исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

К концу 2-го года обучения ребенок должен уметь:

  • передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания);
  • ориентироваться в пространстве - самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка, «воротики», «спираль»).
  • сочинять несложные движения и их комбинации;
  • умение изменять движения в соответствии темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
  • вести себя в группе во время занятий, в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых;
  • точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях.

Способы определения результативности ожидаемых результатов:

  • конкурсы (на лучшую импровизацию, четкость выполнения элементов музыкально-ритмических композиций);
  • диагностические исследования (ведение индивидуальных карт развития).

Формы подведения итогов реализации программы:

  • праздники и развлечения (2)
  • концерты(2)
  • выступления на родительских собраниях (2)

          Содержание программы (1 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела, краткое содержание

Сроки

Количество

часов

Примеча

ние

1

Введение

октябрь

1

2

«Марш» - музыкально – ритмическая композиция

Цели: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмического слуха, ловкости и точности движений.

3

В течение месяца проведение диагностических исследований

3

«Чунга-чанга» - музыкально – ритмическая композиция

Цели: развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувства ритма, способности к импровизации.

ноябрь

4

4

Игра «Козочки и Волк»

Цели:  развитие творческого воображения, музыкального слуха, выразительности движений.

декабрь

4

5

«Вместе весело шагать» - музыкально – ритмическая композиция

Цели: формирование навыков ходьбы, исполнения ритмичных подскоков, развитие чувства ритма, координации движений.

январь

4

6

«Наши любимые игрушки» - музыкально – ритмическая композиция

Цели: развитие выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации, умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе.

февраль

4

7

«Танцуй сидя» - музыкально – ритмическая композиция

Цели: развитие координации движений, чувства ритма, произвольного внимания, способности к импровизации.

март

4

8

«Все мы делим пополам» -музыкально – ритмическая композиция

Цели: развитие музыкального слуха, внимания, умения ориентироваться «на себя» и «от себя»

апрель

4

9

Танец – игра «Найди себе пару»

Цели: развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков, способности к импровизации.

май

4

10

Выступление на родительском собрании;

Концерт для родителей

декабрь,

май

1

1

Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Количество часов

1

Вводное занятие «Движение – это жизнь». Ознакомление детей с кружком «Спорт-здоровье, спорт-игра!»

октябрь

1

2

«Марш». Слушание музыки Г.Свиридова

Знакомство с движениями под музыку.

Развитие музыкальности, способности к импровизации.

1

3

«Марш». Обучение детей движениям под музыку, обратить внимание на координацию движений.

1

4

«Марш». Отработка ритмических движений. Обучение гибкости, пластичности движений.

1

5

«Чунга-чанга».Слушание музыки В.Шаинского.

Импровизация в движениях

ноябрь

1

6

«Чунга-чанга».Обучение движений под музыку.

Развитие импровизации, музыкальности, гибкости, координации движений.

1

7

«Чунга-чанга».Закрепление выученных движений. Исполнение композиции целиком в быстром темпе.

Отработка техники выполнения.

1

8

Праздник для детей «Танцевальный ринг»

1

1

9

Игра «Козочки и Волк». Слушание музыки. Импровизация в движениях

декабрь

1

10

«Козочки и Волк». Обучение движений под музыку.

Развитие координации движений, быстроты реакции, чувства ритма.

1

11

«Козочки и Волк». Закрепление выученных движений. Отработка ритмических движений

1

 12

Участие в родительском собрании

1

13

«Вместе весело шагать». Слушание Развитие способности к импровизации

1

14

«Вместе весело шагать». Учить согласовывать ритм движений с музыкой. Развитие ловкости, координации движений.

январь

1

15

«Вместе весело шагать». Закрепление выученных движений.

Отработка техники выполнения.

1

16

«Вместе весело шагать». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности движений.

1

17

«Наши любимые игрушки». Слушание музыкально - ритмической композиции спортивной направленности  Пластические импровизации детей.

1

18

«Наши любимые игрушки». Знакомство с движениями под музыку. Развитие чувства ритма, точности и ловкости движений.

февраль

1

19

«Наши любимые игрушки». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения.

1

20

«Наши любимые игрушки». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности.

1

21

«Танцуй сидя». Слушание музыкально - ритмической композиции муз.Б.Савельева. Развитие творческого воображения и фантазии. Импровизация.

1

22

«Танцуй сидя». Обучение движений под музыку.

Развитие  музыкальности, гибкости, способности к импровизации.

март

1

23

«Танцуй сидя». Обучение техники выполнения.

1

24

«Танцуй сидя». Отработка ритмических движений комплекса «Танцуй сидя».

1

25

«Все мы делим пополам». Слушание музыкально-ритмической композиции муз.В.Шаинского. Импровизация.

1

26

«Все мы делим пополам». Знакомство с движениями под музыку. Развитие умение передавать в движении характер музыки и её настроение.

апрель

1

27

«Все мы делим пополам». Обучение детей движениями под музыку.

1

28

«Все мы делим пополам». Отработка точности и правильности исполнения ритмических движений комплекса «Все мы делим пополам».

1

29

Танец – игра «Найди себе пару». Слушание музыки М.Спадавеккиа.

Импровизация в движениях.

1

30

Танец – игра «Найди себе пару». Обучение движений под музыку.

Развитие импровизации, музыкальности, гибкости, координации движений.

май

1

31

Танец – игра «Найди себе пару». Закрепление выученных движений.

Отработка техники выполнения.

1

32

Танец – игра «Найди себе пару». Исполнение композиции целиком в быстром темпе.

1

33

Диагностические исследования.

1

34

Отчетный концерт для родителей

1

       Содержание программы (2 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела, краткое содержание

Сроки

Количество

часов

Примечание

1

Введение

Октябрь

1

2

«Весёлый дождик» - музыкально-ритмическая композиция.

Цели: развитие выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации, умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе.

4

3

«В осеннем лесу» - музыкально-ритмическая композиция спортивной направленности.

Цели: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.

Ноябрь

4

4

«Аэробика» - развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувства ритма, способности к импровизации. Отработка ритмических движений комплекса «Аэробика»

Декабрь

4

5

«Воздушная кукуруза» - музыкально-ритмическая композиция спортивной направленности.

Цели: развитие чувства ритма, координации, точности и ловкости

Январь

3

6

«Хорошее настроение»

Цели: развитие способности воспринимать музыку, т.е.чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание, умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки.

Февраль

3

7

«В мире животных»

Цели: развитие творческого воображения, фантазии, музыкального слуха, выразительности движений.

Март

4

8

«Цирковые лошадки» - музыкально-ритмическая композиция.

Цели: развитие выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации, умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе.

Апрель

4

9

«Танцкласс» - музыкально-ритмическая композиция.

Цели: развитие чувства ритма, координации, точности и ловкости движений, красивой осанки, гибкости и пластичности.

Май

4

В течение месяца проведение диагностических исследований, заполнение карт

10

 

Выступление на родительском собрании;

Праздник;

Концерт для родителей

январь,

февраль

май

3

Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Количество часов

1

Введение. Проведение диагностических исследований.

октябрь

1

2

«Весёлый дождик». Слушание музыки М.Леграна, мелодия из к/ф «Шербургские зонтики». Импровизация

1

3

«Весёлый дождик». Знакомство с движениями под музыку.

Развитие музыкальности, способности к импровизации.

1

4

«Весёлый дождик». Обучение детей движением под музыку, развитие  координации движений.

1

5

«Весёлый дождик». Отработка ритмических движений комплекса «Весёлый дождик». Обучение гибкости, пластичности движений.

1

6

«В осеннем лесу».

Слушание музыки (композиция на «Французскую песенку» в исполнении Ф.Гойи). Импровизация в движениях.

ноябрь

1

7

«В осеннем лесу». Обучение движений под музыку.

Развитие импровизации, музыкальности, гибкости, координации движений.

1

8

«В осеннем лесу». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения.

1

9

«В осеннем лесу». Исполнение композиции целиком в быстром темпе.

1

10

«Аэробика». Слушание музыки. Обратить внимание на ритмичность музыки.

декабрь

1

11

«Аэробика». Обучение движений под музыку. Развитие координации движений, быстроты реакции, чувства ритма.

1

12

«Аэробика». Закрепление выученных движений

1

13

«Аэробика».  Отработка ритмических движений комплекса «Аэробика»

1

14

«Воздушная кукуруза». Слушание музыкально - ритмической композиции спортивной направленности муз.Т.Спенсера. Пластические импровизации детей.

январь

1

15

«Воздушная кукуруза». Знакомство с движениями под музыку. Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения.

1

16

«Воздушная кукуруза». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности.

1

17

Выступление на родительском собрании

1

18

«Хорошее настроение».

Слушание композиции на музыку П.Мориа. Развитие способности воспринимать музыку, т.е.чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

Импровизация.

февраль

1

19

«Хорошее настроение». Знакомство с движениями под музыку.

Развитие музыкальности, координации движений.

1

20

«Хорошее настроение». Обучение детей движениям под музыку. Умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки.

1

21

Музыкально-спортивный досуг

1

22

«В мире животных».

Слушание музыкально - ритмической композиции муз.П.Мориа. Развитие творческого воображения и фантазии. Импровизация.

март

1

23

«В мире животных». Обучение движений под музыку.

Развитие  музыкальности, гибкости, способности к импровизации.

1

24

«В мире животных». Обучение техники выполнения движений.

1

25

«В мире животных».

Отработка ритмических движений комплекса «В мире животных». Обучение гибкости, пластичности.

1

26

«Цирковые лошадки».

Слушание музыкально-ритмической композиции муз. П.Мориа. Импровизация.

апрель

1

27

«Цирковые лошадки». Знакомство с движениями под музыку. Развитие умение передавать в движении характер музыки и её настроение

1

28

«Цирковые лошадки». Обучение детей движениями под музыку. Обратить внимание на развитие чувства ритма, координации движений

1

29

«Цирковые лошадки». Отработка точности и правильности исполнения ритмических движений комплекса «Цирковые лошадки»

1

30

«Танцкласс».

Слушание музыкально-ритмической композиции муз.Ф.Лоу. Развитие способности к импровизации.

май

1

31

«Танцкласс». Учить согласовывать ритм движений с музыкой. Развитие ловкости, координации движений.

1

32

«Танцкласс». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения.

1

33

«Танцкласс». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности движений

1

34

Отчетный концерт для родителей.

1

Материально-техническое обеспечение программы:

1.Описание  движений музыкально-ритмических композиций.

2.Описание музыкально-ритмических игр.

3.Методические разработки.

4.Спортивное оборудование (гимнастические палки, обручи, мячи).

5.CD и DVD диски.

Методическое обеспечение программы:

1.Описание  движений музыкально-ритмических композиций.

2.Описание музыкально-ритмических игр.

3.Методические разработки. «Музыкально –двигательные фантазии» .Описание импровизаций.

Используемая литература:

1.Бекина С.И. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей).- М.:Просвещение, 1983.-208с.

2.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).-2-е изд., - СПб.: ЛОИРО, 2000.-220с.

3.Елисеева Е.И. Ритмика в детском саду.- М.:УЦ «Перспектива»,2012.-101с.

4.Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: Методика и физиологическое воздействие.-М.:ФиС, 1985.-158с.

5.Лисицкая Т.С.Ритмическая гимнастика Ж.Далькроза.-М.:ФиС, 1987.-86с.

6.Лисицкая Т.С. Пластика, ритм.-М.:Физкультура и спорт, 1985.

7.Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.:Академия, 1999.

8.Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.-М.:Просвещение, 1989.

9.Фарфель В.С. Развитие движений у детей дошкольного возраста.-М.,1974.

10.Фомина Н.А. Сказочный театр физической культуры.- Волгоград:Учитель, 2003.-96с.

11.Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/Психокоррекция: теория и практика.-М.,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

Рабочая программа дополнительного образования физического развития детей

              Цель :Укрепление здоровья воспитанников, развитие двигательной деятельности детей.  Задачи:·     Развитие лов...

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа

Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...

Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебный год

Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебны...