Главные вкладки

    Комплексное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Выкачко Елена Александровна

    Цель. Повторять и закреплять уже приобретенные знания, умения детей; создавать положительный эмоциональный фон на занятиях; развивать навыки общения ребенка со сверстниками; формировать у детей представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей; способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей. Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.

    Задачи. Образовательные. Закреплять правильное произношение звука; учить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием, понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение влияет на поведение человека. Развивающие. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в словах), навыки звукового анализа и синтеза, связную речь, подвижность речевого аппарата, умение действовать по образцу, целостность зрительного восприятия, память, внимание, мышление, воображение, речь; координацию, двигательную и эмоциональную выразительность, навыки социальной коммуникации; стимулировать сенсорное развитие детей. Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, умение занять себя делом, внимание и доброжелательное отношение к окружающим. Оздоровительные. Создать положительный эмоциональный фон, оптимизировать состояние нервной системы.

    Материал. Шапочки для героев сказки (заяц, сорока, паук, лягушка, белка, ёж); предметные картинки, названия которых содержат звук [Ш] (матрешка, шуба, карандаш, петушок, мишка, шапка, шарик, кошка); схема короткого рассказа; пиктограммы эмоций  изображенных на ложках (радость, грусть, злость, удивление, спокойствие, страх); аудиозапись спокойной мелодии; чудесный мешочек; сумка почтальона.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_skazku.docx22.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексное занятие по развитию речи

    «Путешествие в сказку»

    Старшая группа

    Цель. Повторять и закреплять уже приобретенные знания, умения детей; создавать положительный эмоциональный фон на занятиях; развивать навыки общения ребенка со сверстниками; формировать у детей представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей; способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей. Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.

    Задачи. Образовательные. Закреплять правильное произношение звука; учить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием, понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение влияет на поведение человека. Развивающие. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в словах), навыки звукового анализа и синтеза, связную речь, подвижность речевого аппарата, умение действовать по образцу, целостность зрительного восприятия, память, внимание, мышление, воображение, речь; координацию, двигательную и эмоциональную выразительность, навыки социальной коммуникации; стимулировать сенсорное развитие детей. Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, умение занять себя делом, внимание и доброжелательное отношение к окружающим. Оздоровительные. Создать положительный эмоциональный фон, оптимизировать состояние нервной системы.

    Материал. Шапочки для героев сказки (заяц, сорока, паук, лягушка, белка, ёж); предметные картинки, названия которых содержат звук [Ш] (матрешка, шуба, карандаш, петушок, мишка, шапка, шарик, кошка); схема короткого рассказа; пиктограммы эмоций  изображенных на ложках (радость, грусть, злость, удивление, спокойствие, страх); аудиозапись спокойной мелодии; чудесный мешочек; сумка почтальона.

    Ход занятия

    1. Разминка «Песенка – приветствие»

    2. Организационный момент (массаж биологически активных зон)

    Цель. Мобилизовать организм, настроится на занятие.

    Воспитатель. Давайте подготовимся к занятию. Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб – все посторонние мысли уходят. Растираем ушки – голова будет лучше думать. «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем за ушками – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными.

    3. Сообщение темы занятия

    Воспитатель. Сегодня мы будем артистами: покажем нашим гостям сказку «Как зайчишке Тошке скучно было». Сначала назовите героев этой сказки (ответы).

    4. Развитие эмоций.

    Игра «Узнай пиктограмму!»

    Цель. Учить определять эмоциональное состояние по схематическому изображению.

    Воспитатель. Посмотрите на пиктограммы. Какая подходит Зайцу, Ёжику и т.д.? (Ответы.)

    Игра «Чудесный мешочек»

    Цель. Учить определять настроение по выражению лица.

    Воспитатель. Поиграем! Я положу ложки  с изображением на них пиктограмм в чудесный мешочек. Вы по очереди будете вынимать ложку и показывать мимикой эмоцию. А мы постараемся угадать героя, к которому эта эмоция относится. (Выполняют.) Молодцы! Теперь следующее задание.

    5. Артикуляционная гимнастика «Ежёнок»

    Воспитатель. Каждый актер умеет красиво и понятно говорить. Давайте потренируем наши язычки и пальчики.

    6. Работа по теме.

    Дети садятся. Вхождение в сказку.

    Воспитатель. Пора отправляться в сказку! Закройте глаза. Почувствуйте, как волшебная сила окутывает нас. (Звучит спокойная мелодия, создающая эффект волшебства.) Открывайте глазки – вот мы и в сказке (звучит сказочная мелодия). Сказка начинается (дети надевают шапочки животных – героев сказки).

    Инсценировка сказки с выполнением различных заданий

    В зале декорации: лесная опушка, болото, лес.

    Воспитатель. Жил – был Заяц. Звали его Тошка. Он был такой зануда, вечно всем был недоволен. Вот сидит он на пеньке, под нос себе бормочет …

    Заяц. Хороши штанишки у нашего малышки.

    Фонетическая разминка

    Воспитатель. Да это же скороговорка! Давайте покажем Зайцу, как ее говорить! (Скороговорку дети проговаривают шепотом, сначала медленно, потом постепенно ускоряя темп.) Хорошо у нас получается! А заяц все равно недоволен. Вдруг откуда ни возьмись, летит Сорока.

    Сорока. Ты что, Заяц, такой хмурый?

    Заяц. Да … Тоска меня берет, ничего интересного вокруг не вижу!

    Сорока. Да ты что, Заяц! Пока я по лесу почту разношу, столько интересного вижу. Одни картинки на конвертах чего стоят! Рассмотри их.

    Воспитатель. Давайте мы с вами рассмотрим картинки.

    Работа по развитию фонематического слуха

    Дидактическая игра «Найди звук»

    Воспитатель. Назовите картинки (матрешка, шуба, петушок, сапоги, краски, карандаш), в названиях которых есть звук [Ш]. Определите, где он звучит в словах – в начале, в середине, в конце (Ответы.) Давайте сочиним песенку с этими словами. Я начну, а вы помогайте, дополняйте:

    Шок – шок – шок –

    Петушок.

    Аш – аш – аш –

    Карандаш.

    Ёшка – ёшка – ёшка –

    Матрёшка.

    Какое слово мы забыли вставить в нашу песенку? (Шуба.)

     Сорока. Ну что, Заяц, понравилось?

    Заяц (недовольно). Ай!

    Воспитатель. Только махнул рукой Заяц и побежал прочь. Бежит, по сторонам не глядит, чуть с разбегу в паутину не угодил, да вовремя остановился.

    Паук. Добрый день, сосед!

    Заяц (ворчливо). Ничего в нем доброго нет – тоска зеленая.

    Паук. Давай научу тебя в моих узорах разбираться, тогда и скучать перестанешь.

    Заяц. Ладно! Показывай свои узоры.

    Воспитатель. Согласился Заяц, давайте и мы поучимся.

    Работа по развитию целостного зрительного восприятия.

    «Игра «Узнай предмет!»

    Паутина представлена в виде наложенных друг на друга изображений предметов.

    Воспитатель. Какие предметы вы видите в паутине? (По мере называния – мишка, кошка, шапка, шарфик), предметные картинки выкладываются на квадратное полотно).

    Игра «Подбери слово»

    Воспитатель. К каким картинкам подходят слова: плюшевый? (Мишка.) Пушистая? (Кошка.) Шерстяная? (Шапка.) Воздушный? (Шарик.)

    Воспитатель. Вот и рассмотрели паутину, и распутали ее. Много узоров паучок знает, да только у косого терпения не хватает их распутывать.

    Заяц (зевая). Как только тебе не надоедает целый день нитки путать? Тоска зеленая …

    Лягушка. Конечно, тоска! Кругом лес дремучий, разве здесь интересную жизнь найдешь!

    Заяц. Уж не ты ли, пучеглазая, знаешь, где ее искать?

    Лягушка. А квак же? На болоте! Вот где жизнь! Днем охотимся, по вечерам концерты закатываем. Культурный отдых!

    Физкультминутка. «Танец с лягушкой»

    Заяц (ворчливо). Ну и концерт … Тоска зеленая.

    Воспитатель. Чуть не заплакал от обиды Заяц. Лапой махнул и назад в лес подался. Бежит по тропинке – вдруг шишка шлеп прямо ему по макушке. Задрал Заяц голову и увидел Белку.

    Развитие связной речи

    Заяц. Эй, ты! Что, со скуки шишками бросаешься?

    Белка. Ну и сказал, со скуки! Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов натаскай. Мне скучать некогда. Вот для бельчат урок приготовила. Может быть, и ты справишься.

    Воспитатель. Давайте вместе с Зайцем выполним задание. (Составление рассказа по схеме.) Рассмотрите схему. А теперь попробуйте составить предложения, используя слова: белка – дупло; белка – шишка; белка – шишка – дупло (рассказы детей). Решил Заяц на дерево полезть – интересной жизни поискать. А Белка рассмеялась.

    Белка. Смешной ты! Интерес надо в себе искать! Тогда нигде скучать не будешь (сказала и поскакала по своим делам).

    Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.

    Воспитатель. Заяц насупился.

    Заяц. Ишь выдумала: смешной я!

    Воспитатель. Тут из норки ёжик вылез.

    Ёж. Что ты там бормочешь, Заяц?

    Заяц. Белка насмехается, говорит, интерес надо в себе искать. А где же он прячется – в ушках или на хвосте?

    Воспитатель. Ёжик ответил Зайцу …

    Ёж. В руках да в голове!

    Воспитатель. Как вы это понимаете? А как вы думаете, где прячется интерес? (Ответы.) Если руки да голова делом заняты, то и скучать некогда!

    7. Итог занятия.

    Упражнение «Продолжи предложение»

    Воспитатель. Что вы делаете, чтобы не было скучно? Продолжите предложение: «Чтобы не было скучно, я …» (Дети передают друг другу игрушку – микрофон, договаривая предложение.) Сказка подошла к концу. Волшебная сила иссякла, и мы снова в детском саду. Но прежде, чем попрощаться, хотим пожелать, чтобы вы всегда были заняты интересным и полезным делом.

    Дети дарят поделку «Солнышко» гостям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по развитию речи "Путешествие по русским народным сказкам"

    Итоговое занятие по русским народным сказкам. Проводилось с подгруппой детей....

    План-конспект занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам"

    Обобщение знаний детей русских народных и авторских сказок и составление сказки конфликтного характера...

    Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"

    Формировать интерес к художественной литературе; развивать артистические способности детей....

    Конспект занятия по развитию речи" Путешествие в сказку"

    Занятие предназначено для детей средней группы. Оно включает в себя народные игры, драматизацию отдельных отрывков русской народной сказки"Маша и медведь", дидактические игры....

    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку».

    Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умени...