РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ» (средняя группа)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Алексеева Анна Михайловна

Обучение детей чувашскому является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chuvashskomu_yazyku_srednyaya_gruppa.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ

«ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ»

(средняя группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение детей чувашскому является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.

Национально-региональный компонент включает выполнение задач программы «Воспитание ребенка-дошкольника» (О.В.Драгуновой, г. Чебоксары, 1995г.) подраздела «Чувашский язык» раздела «Речевая деятельность».

Основными задачами работы дошкольного образовательного учреждения в этом направлении являются:

•        воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;

•        развитие способности воспринимать своеобразие ее звучания, чувствовать ее красоту;

•        формирование желания слушать и понимать чувашскую речь, осваивать умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.

Задачи программы «Воспитание ребенка-дошкольника» (О.В.Драгуновой, г. Чебоксары, 1995г.) для детей средней группы:

•        воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к изучению чувашского языка и литературы;

•        развитие познавательных и языковых способностей, памяти, воображения, речевой реакции, наблюдательности относительно языковых явлений в чувашской устной речи;

•        развитие элементарных умений и навыков слушания, понимания чувашской речи и ,говорения на основе имитации и автоматизации определенных речевых образцов в игровых ситуациях по темам: «Приветствие», «Моя семья», «Наш детский сад», «Наши игрушки», «Моя комната», «Части тела», «Животные», «Зима», «Весна».

Программа по обучению чувашскому языку содержит следующие блоки:

•        словарная работа;

•        звуковая культура речи;

•        грамматический строй речи;

•        связная речь;

•        художественная литература.

Национально-региональный компонент будет реализовываться через занятия по обучению чувашскому языку 2 раза в неделю. Длительность занятий 20 минут. Общее количество занятий – 72. Основная форма обучения игровые занятия с подгруппой детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Сентябрь

Тема: № 1 «Приветствие»

7 занятий

Октябрь

Тема: № 2 «Моя семья»

7 занятий

Ноябрь

Тема: № 3 «Наш детский сад»

6 занятий

Декабрь

Тема: № 4 »Зима»

7 занятий

Январь

Тема: № 5 «Части тела»

7 занятий

Февраль

Тема: № 6 «Наши Игрушки»

6занятий

Март

Тема: № 7 «Животные «

7 занятий

Апрель

Тема: № 8 «Весна»

7 занятий

Май

Тема: № 9 «Комната»

6 занятий

Обобщающие занятия по темам

9 занятий

Итоговые занятия

3 занятия

Итого

72

Дата                                 

Тема занятия

Пограммные задачи

Словарь

Методы и приемы

Тема «Приветствие»

Сентябрь

1.Пĕрремĕш тĕлпулу (первая встреча)

Показать красоту звучания чувашской речи, красоту костюма, вышивки. Вызвать интерес к изучению чувашского языка.

Сывă-и?

Cывах

Шупашкар

Чăваш

Сывă  пулăр

1.Вход воспитателя в национальной одежде. Рассматривание костюма.

2.Рассказ воспитателя о Чувашии с использованием иллюстраций

3.Слушание чувашской музыки, пение песни на чувашском языке» Автобус»

4.Чтение стихотворения «Автан»

Сентябрь                         

2.Сывлăх сунни (Приветствие)

Познакомить детей с чувашскими словами: тавтапуç, тархасшăн, сывă пулăр.

Создать у детей представление о чувашском языке, как о средстве общения

тавтапуç, тархасшăн

ларăр        

1.Приход Илемпи  в чувашском национальном костюме.

2.Рассказ Илемпи о себе

3.Вопросы

4, Поощрения

5.Слушание чувашской песни»Автобус»

Сентябрь

3.Атьăр, паллашар

(Давайте знакомиться)

Познакомить с местоимениями: эпĕ,эсĕ. Учить правильно  произносить слова: сывă-и, сывах, тавтапуç, сывă пул.

Формировать умения и навыки понимания вопросительных предложений:

Эсĕ мĕн ятлă?

Упражнять в правильном произношении  звука «ĕ»

Эпĕ,эсĕ.

Ку эпĕ

Ку эсĕ

лар

тăр

1.Приход Илемпи

2.Вспомнить рассказ об Илемпи

3.Диалог между Имлемпи и детьми

4.Песенка веселого язычка ĕ-ĕ-ĕ

5.Физкультминутка ларăр-тăрăр

6.Игра «Ку эпĕ,ку эсĕ»

Сентябрь                                 

4.Атьăр, паллашар.

(Давайте знакомиться)

Учить правильно произносить знакомые слова на чувашском языке. Отвечать на вопросы: Ку  мĕн? Ку кам? Эсĕ мĕн ятлă?

Формировать навыки правильного произношения звуков (п, т), между двумя гласными звуками (кĕпе, тутăр)

Упражнять в произношении чувашских звуков:ă, ĕ

Ку мĕн?

Ку кам?

Тутăр

хитре

1.Фонетическое упражнение

2.Приход Илемпи в национальном костюме.

3.Знакомство с нарядом Илемпи

4.Диалог между Илемпи и детьми

5.Игра «Веселые прятки»

6.Игра «Атя, Ванюк урама»

Сентябрь

5.Атьăр, паллашар.

(Давайте знакомиться)

Продолжать развивать элементарные умения и навыки слушания и понимания чувашской устной речи.

Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă»

Закрепить слова кĕпе, тутăр, хитре.

Ял

Хула

1.Приход  в гости Ванюк

2.Знакомство с детьми: Эсĕ мĕн ятлă?

3.Приглашение  к путешествию.

4.Упражнение звукопроизношения

ă- ă- ă (зуб заболел)

5.Ванюк  приглашает к себе в гости в деревню.

Сентябрь

6.Паллашатпăр

(знакомимся)

Учить применять знакомые слова в диалоге между детьми. Продолжать формировать умение пользоваться знакомыми словами для приветствия. Упражнять в произношении чувашского звука «ç». Познакомить с новыми словами: çапла, çук.

çапла, çук.

1.Приход Ванюк и приглашение покататься на автобусе

2.Песня «Автобус»

Диалог Ванюк с детьми по -чувашски

4.Игра «Телефон»

5.Песенка ветра ç- ç- ç (сильно, слабо)

Сентябрь

7.Паллашатпăр (знакомимся)

Учить понимать и употреблять вопросительные предложения « Мĕн тăвать?»

Упражнять строить предложения с использованием глаголов в единственном и множественном числе тăр - тăрăр, лар — ларăр, лараççĕ, тăраççĕ,. Ввести новые слова: арçын ача, хĕр ача. Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă». Активизировать слова: çапла, çук.. Развивать диалогическую речь.

арçын ача,

хĕр ача.

Мĕн тăвать?

1.Приход Ванюк и Анюк

2.Приветствие

3.Диалог Анюка с детьми

4.Игра «Отгадай» (картинками)

5.Фотографирование

Сентябрь

8.«Приветствие»

(обобщающее  занятие)

Учить понимать и употреблять вопросительные предложения Мĕн тăвать? Ку мĕн? Ку кам? Эсĕ мĕн ятлă?

Упражнять строить предложения с использованием глаголов в единственном и множественном числе тăр - тăрăр, лар — ларăр, лараççĕ, тăраççĕ.

Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă», «ĕ», «ç»

Активизировать слова: кĕпе, тутăр, хитре, тавтапуç, тархасшăн, сывă пулăр, çапла, çук, сывă-и, сывах,тавтапуç, сывă пул.

Развивать диалогическую речь.

кĕпе, тутăр, хитре

тавтапуç, тархасшăн, сывă пулăр, çапла, çук,

сывă-и, сывах,

тавтапуç, сывă пул.

1.Приход Илемпи в национальном костюме.

2.Диалог между Илемпи и детьми

3.Игра «Веселые прятки»

4.Игра «Атя,Ванюк урама»

5.Игра «Телефон»

6.Песенка веселого язычка ĕ-ĕ-ĕ , ă- ă- ă, ç- ç- ç

Тема «Семья»

Октябрь

1.Знакомство с семьей.

Отвечать на вопрос: Ку кам?. Строить диалоги, используя повествовательные и вопросительные предложения. Показать принадлежность чего-либо к определенному лицу. Закрепить: хăна, хăнара. Учить воспринимать небольшое стихотворение и воспроизводить с помощью вопросов содержание.

Атте, анне, аппа,

пичче, манăн, санăн

1.Приход куклы Илемпи с предложением посмотреть ее семейный альбом.

2,Рассматривание фотографий,название членов.

3.Повторение детьми.

4.Лексическое упражнение.

5.Стихотворение «Пукане»А.Тускиля

6.Задание на дом:принести фотографии семьи.

Октябрь

2.«Пирĕн çемье»

Продолжать знакомить с членами семьи.Активизировать лексику предыдущего занятия. Познакомить детей с речевым  образом: «Манăн  атте пур. Санăн кам пур?» Фонетическое упражнение на правильное произношение «ă»

Асатте, асанне,

йăмăк, шăллăм

1.Игровая мотивация:подготовить рассказ о своих семьях.

2.Рассматривание фотографий , называя членов семьи, их имена.

3.Знакомство с новыми членами семьи.

4.Физкультминутка «Сасăран пĕл».

5.Фонетическое упражнение:ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- санăн; ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- манăн;

6.Игра «Камăн»

7.Игра с пальчиками (ку пукане — асанне ….)

Октябрь

3.«Çемье»

Продолжать знакомить с членами семьи. Активизировать лексику предыдущего занятия. Познакомить детей с речевым образом: «Манăн атте пур. Санăн кам пур?» Фонетическое упражнение на правильное произношение «ă»

Асатте, асанне,

йăмăк, шăллăм

1.Игровая мотивация:подготовить рассказ о своих семьях.

2.Рассматривание фотографий , называя членов семьи, их имена.

3.Знакомство с новыми членами семьи.

4.Физкультминутка «Сасăран пĕл».

5.Фонетическое упражнение:ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- санăн; ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- манăн;

6.Игра «Камăн»

7.Игра с пальчиками (ку пукане — асанне ….)

Октябрь

4. Асанне патĕнче.

Закрепить знакомые речевые структуры. Отчетливо произносить знакомые  чувашские слова, пользоваться интонационными различиями для целей обобщения. Расширить словарный запас новыми словами: кил, мăнук, мăнукăм. Отвечать на вопрос: Мĕн тăвать?

Кил, мăнук,

мăнуксем

1.Приход почтальона.

2.Поездка в  деревню на лошади.

3.Фонетическое упражнение.

4.Приезд в деревню, знакомство с новыми словами, закрепление новых слов.

5.Рассматривание семейного альбома.

6.Физкультминутка: «Сфотографируемся на память»

Октябрь

5. Ванюка çемьепе паллашатпăр.

Отчетливо произносить знакомые слова и фразы. Пользоваться интонационными различиями для целей общения(просьба,вопросы).Учить отвечать на вопросы воспитателя, учить задавать друг другу вопросы. Повторяя за воспитателем. Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă»

1.Игровая мотивация: расскажем Ванюк о своих семьях (он тоже хочет познакомиться)

2.Знакомство  с членами семьи: рассказывает Ванюк по фотографиям.

3.Фонетическое упражнение:

ă-ă-ă — заболел  зуб у Ванюк.

4.Диалоги

5.Физкультминутка  «Сасăран пĕл»

6.Игра с пальчиками.

7.Отъезд Ванюк.

Октябрь

6. Çемье

Учить детей отвечать на вопрос «Ăçта». Активизировать местоимения личные и притяжательные эпĕ, эсĕ, манăн, санăн. Учить рассказывать о своей семье по образцу из 2-3 предложений. Упражнять в произношении чувашского звука «ă»

1.Приход бабушки

2.Приветствие

3.Повторение слов: мăнук, мăнукăм.

4.Знакомство с бабушкой.

5. Физкультминутка: «Ларăр- тăрăр»

6.Рассказы бабушки о своей семье (из 2-3 предложений)

Игра «Кам çук»

Октябрь

7. Çемье

Активизировать  лексику по  теме «Семья», познакомить с новыми словами.Развивать  навыки  аудирования.Упражнять в правильном произношении звука «ē».Учить обозначать принадлежность предмета к определенному лицу:пирēн, сирēн (манăн, санăн)

вăл

пирĕн

сирĕн

1.Сюрпризный момент. Приход Ванюк .

2.Повторение «Знакомство»

3.Упражнение (вопрос на ответ) для закрепление  новой лексики.

4.Рассматривание рисунка воспитателя.

5.Игра Ванюк с детьми «Кто живет в этом доме» - на слух  различать знакомые слова.

6.Рассказы детей о своих семьях с использованием фотографий.

7.Игра «Тух-ха, Ванюк урама»

Октябрь

8.Обобщающее «Семья»

«Хăнара»

(в гостях)

Учить задавать и использовать в речи вопросительные предложения со словами: Мĕн тăвать?

Продолжать учить применять знакомые слова в диалогах между детьми, развивать навыки диалогической речи.

 Упражнять в правильном произношении чувашского звука (на усмотрение воспитателя)

1.Слушание чувашской песни «Автобус»

2.Приход в гости Анюк.

3.Игра «Узнай меня с фотографии»

4.Рассматривание картинок

5.Игра «Ят пĕлмелле»

6.Фонетическое упражнение :ă-ăн-ăн-ăн- санăн; ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- манăн;

6.Прощание.

Тема «Наш детский сад»

Ноябрь

1. Пирēн ача сачē.

Учить правильно произносить чувашские слова: ача сачē, пирēн. Учить правильно строить конструкции их различных частей речи: ку  ача сачē (занятие проводится на прогулке)

ача сачē

вылять

вăйă выляççĕ

1.Расмсказ воспитателя о своем д/с. В каком городе живем,, как называется д/с, на какой улице находится, обходят здание. На чувашском языке воспитатель знакомит:ача сачē

2.Фонетическое упражнение

3.Наблюдение за играми детей

4.Игры детей

Ноябрь

2.Пирēн ача сачē.

Учить правильно строить  конструкции из различных частей речи: ку пирēн  ача сачē,  ача сачē пысăк, хитре. Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ĕ». Материалы: альбомы, фотографии д/с,детей,игрушечный фотоаппарат.

пысăк, хитре

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о нашем д/с

2.Приход Илемпи. Приветствие.

3.Рассматривание альбома «Ача сачē»

4.Диалоги

5.Звуковая культура речи: звук «ĕ»

6.Илемпи фотографирует детей» Ларăр- тăрăр»

7.Рассматривание фотографий, пирēн ача сачē, пирēн ача сачē пысăк, пирēн ача сачē хитре

8.Игра «Кто живет в детском саду?» (в окошечко  вставляется фото) Дети: эпĕ.

8.Чтение стихотворения П.Ялгир «Ача сачē»

9.Илемпи прощается, но хочет познакомиться со всеми детьми.

Ноябрь

3. Илемпине юрлама, ташлама  верентетпĕр.

Учить правильно произносить чувашские  слова: юрă,юрла. Учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов по образцу: употреблять в речи вопросительные предложения со словами: кам? Мĕн тăвать?

 Юрă

ташла

юрла(ть)

параппан

1.Игровая мотивация: познакомит Илемпи  с музыкальным залом.

2.Экскурсия по музыкальному залу.

3.Знакомство с музыкальным руководителем

4.Пение чувашской песни «Автобус»

5.Показ танца и введение новых слов.

6.Фонематическое упражнение

7.Маршируют под звуки барабана Па-па-пан-пан-параппан

Ноябрь

4. Ача сачē тăрăх çурени.

Продолжать работу по составлению повествовательных предложений с известными конструкциями. Учить задавать вопросы: Ку мĕн?, отвечать на вопросы. Упражнять в произношении чувашского звука «ă»

Апат, яшка.пăтă,

чей ĕç

1.Маленький концерт детей.

2.Разговор по  телефону с Илемпи

3.Экскурсия на кухню

4.Приветствие. Знакомство с поваром.

5.Рассказ, что здесь готовят, знакомство с блюдами (яшка. пăтă, чей) Побуждать детей  задавать вопросы: ку  мĕн?

6.Шутки - чистоговорки :ă-ă-ă-пăтă

тă-тă-тă-пăтă; лă-лă-лă-тутлă; тă-тă-тă-пăтă тутлă

7.Определение вкусовых качеств. (тутлă, ĕç,çи)

Ноябрь

5.Ача сачēнче хăнасене кĕтме  хатĕрленеççĕ.

Учить правильно произносить слова: унта, кунта, мĕн. Составлять правильно повествовательные  предложения из конструкций: ку унта, кунта, ку мĕн? Учить задавать друг другу вопрос: ку  мĕн? Закрепить слова : апат, яшка, пăтă, тутлă, чей, ĕç, çи, пысăк.

Çăкăр,

сахăр

курка

чашăк

кашăк

пĕчĕк

1.Письимо от бабушки и дедушки

2.Приготовить обед для гостей

3.Беседа,что будем готовить (яшка,чей)

4.Накроем стол (курка, чашăк, кашăк), ставим сахăр

5.Фонематическое упражнение

6.Игра «Съедобное - несъедобное)

Ноябрь

6. Ача сачēнче хăнара.

Использование знакомой лексики. Составлять предложения из конструкций: имя существительное + глагол, имя существительное + прилагательное. Вести диалоги. Упражнять в различении  одушевленных и неодушевленных предметов в чувашском языке.

тархасшăн

1.Вăйă «Кам? мен? (с картинками)

2.Проверяют, все ли правильно расставили посуду. Закрепление: курка,чашăк, кашăк, пĕчĕк, пысăк.

3.Приезд дедушки и бабушки. Приветствие, знакомство

с новыми детьми.

4.Бабушкин гостинец.

5.Угощение (çи, тархасшăн, ĕç тархасшăн, ку мĕн?)

6.Рассказывают бабушке и дедушке про  детский сад. (Пирēн ача сачē пысăк, хитре. Кунта ачасем. Ачасем выляççĕ, ташлаççĕ, юрă юрлаççĕ)

Ноябрь

7.Обобщающее занятие по теме «Наш детский сад»

Эпир сывă тата çирĕп ачасем.

Учить правильно произносить чувашские слова. Продолжать учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов. Продолжать работу по усвоению личных местоимений: эпир, эсир, вĕсем. Упражнять  в произношении звука «ĕ». Закрепить слова: выля, ут, ташла, параппан.

вырт(ăр)

чупăр,чуп

вĕçĕр

мечĕк

1.Предложить Илемпи посмотреть

какие  наши дети сильные,смелые.

2.Показ по телевизору «Веселые ребята» (показ картинок) сикет, чупать, выртать .

3.Приглашение в физкультурный зал.

4..Игры с мячами.

5.Игра  «Будь внимателен»(под разные удары барабана- шагать, бегать , летать.

6.Игра «Делай как я»

Ноябрь

8.Итоговое занятие «Ача сачēнче теттесен магазинĕ»

Закреплять знакомые слова с предыдущих  занятий. Продолжать учить отчетливо и ясно произносить чувашские  слова.

1.Вăйă «Кам? мен? (с картинками)

3.Рассматривание альбома «Ача сачē»

4.Диалоги

5.Звуковая культура речи: звук «ĕ»

6.Илемпи фотографирует детей «Ларăр- тăрăр»

7.Рассматривание фотографий,пирēн ача сачē, пирēн ача сачē пысăк, пирēн ача сачē хитре

8.Игра «Кто живет в детском саду?» (в окошечко вставляется фото) Дети :эпĕ.

9.Чтение стихотворения П.Ялгир «Ача сачē»

Тема «Зима»

Декабрь

1.Хĕлле (Зима)

Продолжать учить составлять повествовательные предложения из знакомых конструкций.

Познакомить с новыми словами: хĕлле, юр, сивĕ.

Упражнять в произношении чувашского звука «ĕ».

Закрепить : ача сачē,пирĕн ача сачē, ку пирĕн ача сачē. Ача сачē пысăк, хитре.

хĕлле,юр,

сивĕ.

1.Прогулка вокруг детского сада. Закрепить: ача сачĕ, пирĕн ача сачē и т.д.

2.Беседа с детьми о времени года.

3.Рассматривание снега.

4.Игры со снегом.

5.Чтение стихотворения П.Эйзан «Хĕлле»

6.Игры по желанию детей

Декабрь

2.Хĕлле (Зима)

Развивать умения и навыки слушания, понимания чувашской устной речи.

Упражнять в произношении звука «ĕ».

Обогащать активный словарный запас детей новыми словами урам.

Урам

1.Игровая мотивация: приход Анюк и Илемпи, хотят узнать чему научились (принесли картинки)

2.Рассматривание картинок, иллюстраций

3.Фонетическое упражнение:

девочка  замерзла: ĕ-ĕ-ĕ

4.Вопросы, диалоги.

5.Наблюдение  из окна.

6.Песня «Хĕлле» (слова и музыка А.Петрова)

Декабрь

3.Хĕлле (Зима)

Учить составлять повествовательные предложения (ситуативные высказывания) из конструкций пур-и? Пур?

Учить задавать друг другу вопросы.

Познакомить с новыми словами: алсиш, хĕлле, юр, сивĕ, урам.

Закрепить произношение звуков :«ă», «ĕ».

 алсиш, кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

1.Игровая мотивация (поможем Анюк собраться на прогулку)

2.Дидактическая игра «Оденем Анюк на прогулку»

3.Показ предметов одежды, внесение  новых словосочетания

4.Фонетическое упражнение:

девочка  замерзла: ĕ-ĕ-ĕ

5.Вопросы

6.Повторение  стихотворения П.Эйзан «Хĕлле»

Декабрь

4.Хĕлле (Зима)

Учить составлять повествовательные предложения (ситуативные высказывания) из конструкций пур-и? Пур?

Учить задавать друг другу вопросы.

Познакомить с новыми словами: алсиш, хĕлле, юр, сивĕ, урам.

Закрепить произношение звуков :«ă», «ĕ».

 алсиш, кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

1.Игровая мотивация (поможем Анюк собраться на прогулку)

2.Дидактическая игра «Оденем Анюк на прогулку»

3.Показ предметов одежды, внесение  новых словосочетания

4.Фонетическое упражнение:

девочка  замерзла: ĕ-ĕ-ĕ

5.Вопросы

6.Повторение  стихотворения П.Эйзан «Хĕлле»

Декабрь

5. Хĕлле урамра (Зимой  на прогулке)

Учить правильно составлять повествовательные предложения (ситуативные высказывания)

Познакомить со словами: çунашка, ярăн.

Закрепить слова : хĕлле, юр, сивĕ, урам, алсиш, кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

Çунашка,

ярăн.

çул(дорога)

1.Игровая мотивация: поможем зайчику.

2.Фонетическое упражнение: греем руки - ă- ă- ă

3.Показ предметов

4.Вопросы

5.Художественное слово П.Эйзан «Хĕлле»

6.Рассматривание картин, диалоги

Декабрь

6. Хĕлле урамра (Зимой  на прогулке)

Учить правильно составлять повествовательные предложения (ситуативные высказывания)

Познакомить со словами: çунашка, ярăн.

Закрепить слова : хĕлле, юр, сивĕ, урам, алсиш, кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

Çунашка,

ярăн.

Çул (дорога)

1.Игровая мотивация: поможем зайчику.

2.Фонетическое упражнение: греем руки - ă- ă- ă

3.Показ предметов

4.Вопросы

5.Художественное слово П.Эйзан «Хĕлле»

6.Рассматривание картин, диалоги

Декабрь

7. Елкăна  капăрлататпăр (Наряжаем елку)

Продолжать учить детей строить повествовательные и вопросительные предложения.

Учить составлять короткие высказывания.

Ввести новые слова: çĕнĕ, чăрăш

Закрепить слова: симēс, хитре, хитрелет, ташла, вăйă, выля, юрă, юрла.

Çĕнĕ,

чăрăш

1.Сюрпризный момент: Почтальон приносит посылку

2.Рассматривание елки, елочных игрушек.

3.Беседа

4.Действия детей (наряжают елку)

5.Песня «Хĕлле» (слова и музыка  А.Петрова)

Декабрь

8.Эпир елкăра

(обобщающее)

Продолжать учить детей строить повествовательные и вопросительные предложения.

Учить составлять  короткие высказывания.

Закрепить слова: симēс,хитре,хитрелет,ташла,вăйă,

выля,юрă,юрла,çĕнĕ,чăрăш

1.Сюрпризный момент: Почтальон приносит посылку. Приглашение на елку.

2.Рассматривание костюмов на елку.

3.Беседа

4.Действия  детей (танцы, игры)

5.Песня «Хĕлле» (слова и музыка  А.Петрова)

Тема: «Части тела»

Январь

1.Части тела.

Познакомить детей с частями тела на чувашском языке. Учить отвечать на вопросы воспитателя: Ку мĕн? Мĕнле?

Упражнять в произношении чувашского звука «ç» (изолированно, в слогах и словах)

Хăлха

сăмса

куç

пуç

Çÿç.

1.Экскурсия в медкабинет

2.Приветствие (как чувствует себя Илемпи? У нее болит еще голова?)

3.Введение  новых слов.

4.Диалоги.

5.Рассматривание волос у Анюк. Хотите узнать как будет по-чувашски волосы? Çÿç.

6.Работа по звуковой культуре речи.

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

Январь

2.Части тела.

Продолжать знакомить детей с частями тела на чувашском языке. Учить отвечать на вопросы воспитателя: Ку мĕн? Мĕнле? Упражнять в произношении чувашского звука «ç» (изолированно, в слогах и словах)

Хăлха

сăмса

куç

пуç

Çÿç.

 

1.Предложить Илемпи посмотреть как наши дети усвоили части тела.

2.Рассматривание фотографий детей — назвать по-чувашски части тела

3.Фонематическое упражнение

4.Шутки - чистоговорки: ÿç- ÿç-ÿç-çÿç

5.Игра с Илемпи «Ку мĕн?»

Январь

3. Части тела.

Продолжать знакомить с частями тела (тута ) Учить обозначать множественность  предметов, используя окончание имен существительных (ура — урасем, алă- алăсем.).

Учить правильно строить конструкции из различных частей речи: Ку манăн куçсем, куçсем  хитре.

Закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее.

алă,ура

тута

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи. Приветствие.

3.Рассмаривание  частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемп и «Ку мĕн?»

Январь

4.Части тела

Продолжать знакомить с частями тела (алă,ура) Учить обозначать множественность  предметов, используя окончание имен существительных (ура — урасем, алă- алăсем.). Закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее.

алă,ура

1.Приход врача. Он привел Илемпи, так как  она выздоровела.

2.Илемпи: тавтапуç, сирĕн ылтăн алăсем.

3.Диалоги.

4.Физкультминутка «Пляшите, пляшите»

5.Игра с Илемп и «Ку мĕн?»

6.Зарисовка «Чего не хватает» (на закрепление частей тела)

Январь

5.Части тела.

Продолжать знакомить с частями тела (тута ). Учить обозначать множественность  предметов, используя окончание имен существительных (ура — урасем, алă- алăсем.).

Учить правильно строить конструкции из различных частей речи: Ку манăн куçсем, куçсем  хитре.

Закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее.

алă,ура

тута

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи. Приветствие.

3.Рассмаривание  частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура  речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемпи «Ку мĕн?»

Январь  

6.Части тела.

Продолжать знакомить с частями тела (тута ) Учить обозначать множественность  предметов, используя окончание имен существительных (ура — урасем, алă- алăсем.).

Учить правильно строить конструкции из различных частей речи: Ку манăн куçсем, куçсем  хитре.

Закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее.

алă,ура

тута

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи. Приветствие.

3.Рассмаривание частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура  речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемпи «Ку  мĕн?»

7.Игра с Илемпи «Ку  мĕн?»

8.Зарисовка «Чего не хватает»(на закрепление частей тела)

Январь

7. Илемпи  чирлерĕ

Учить правильно произносить чувашские слова: Калпак, шурă, пуç, итлет.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету. Активизировать знакомые слова. Материал: фонендоскоп,белая шапка,белый халат. Упражнять в произношении чувашских звуков «ĕ», «ç»

Калпак

шурă

пуç

итлет

1.Игры мячами с Илемпи.

2.Илемпи заболела, надо помочь вылечить.

3.Илемпи  повели в медкабинет к врачу.

4.Рассматривание одежды врача (калпак, калпак шурă, шурă халат)

5.Наблюдение за работой врача (Итлет - слушает. Мĕн ыратать ? Пуç.) Рассматривание частей тела у куклы.

6. Фонематическое упражнение (звуки «ĕ», «ç»)

7.Илемпи остается у врача.

Январь

8. Обобщающее по теме

 «Части тела»

Продолжать учить правильно произносить чувашские  слова: алă, ура, тута куç, пуç, хăлха, сăмса, çÿç.

 Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету. Активизировать знакомые слова. Материал: фонендоскоп,белая шапка,белый халат. Упражнять в произношении чувашских  звуков  «ĕ», «ç»

алă,ура,тута куç,пуç,

хăлха

сăмса,

çÿç.

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи. Приветствие.

3.Рассмаривание частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемп и «Ку  мĕн?»

Тема  «Игрушки »

Февраль

1.Игрушки

Учить отчетливо произносить чувашские слова, правильно составлять предложения  из конструкции: ку унта, кунта.

Закрепить: мечĕк, пукане.

Хампа, пăравус, тетте, упа, параппан

1.Игровая мотивация «Едем поздравлять с днем рождения Упанка»

2.С/р игра «Полетим на самолете»

3.Вопросы

4.Показ, рассматривание игрушек

5.Фонетические упражнения

Февраль

2. Переждем нелетную погоду.

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании игрушек.

Учить строить конструкции из различных частей речи: существительное, прилагательное, глагол.

Упражнять в использовании глаголов повелительного наклонения типа «тăр- тăрăр»

Формировать  правильное произношение  чувашского звука «ă»

тăр

1.Разговор с детьми о нелетной погоде. Описание погоды.

2.Знакомство с куклой Кĕтерук.

3.Вопросы

4.Фонетическое  упражнение

5.Закрепление названия игрушек

6.Физкультминутка «Играем с Кĕтерук.

7.Рассказы детей о д/с

8.Пение песни «Кĕтерук.»

Февраль

3.Продолжаем полет.

Продолжать работу в упражнении детей задавать вопросы друг другу и введении несложного диалога.

Строить конструкции из различных частей речи: существительное + прилагательное.

Учить отвечать на вопрос «Мĕнле?»

Кăвак,

хĕрлĕ

сарă,

симĕс

1.Фонетическое упражнение

2.Отгадывание загадок

3.Рассматривание подарка Кĕтерук.

4.Чтение стихотворения Е.Афанасьев «Самолет»

5.Закрепление названия игрушек,хзнакомство с цветами.

6.Встреча с Упанка. Диалоги о жизни  в детском саду.

Февраль

4.День рождения Упанка.

Продолжать работу по составлению предложений из известных конструкций: существительное, глагол, существительное + прилагательное: ку мĕн? Ку кашкăр. Кунта кашкăр, унта …

Формировать навыки  правильного произношения звуков «ă», «ĕ».

Парне

тилĕ

кашкăр

1.Знакомство с друзьями  Упанка

2.Рассматривание  подарка для Упанка

3.Фонетическое упражнение

4.Пение песни «Параппан»

5.Вручение подарков Упанка

6.Ситуативные высказывания обигрушках.

7.Пение песни «Каравай»

8.Игра «Чудесные превращения»

Февраль

5.Магазин игрушек.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании игрушек, подтверждая в ответе соответствующие названия дополнительных предметов.

Учить составлять ситуативные высказывания из 3-х предложений об игрушке, строить конструкции имя существительное + глагол, имя существительное + прилагательное.

Учить определять величину (пысăк, пĕчĕк)

Пысăк

пĕчĕк

çĕнĕ

1.Игровая мотивация:покупка игрушек для группы (требуется знание чувашского языка)

2.Поедем в магазин игрушек

3.Рассматривание игрушек , введение новых слов.

4.Физкультминутка «Пысăк-Пĕчĕк»

5.Диалог с Кĕтерук.

6.Чтение стихотворения П.Ялгир «Мечĕк»

Февраль

6.Рассматривание картины из серии «Мы играем»

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя и самим задавать вопросы, составлять ситуативные высказывания из 3-4 предложений об игрушке.

Формировать правильне произношение звуков ĕ, ă, ÿ в словах.

Закрепление: пирĕн, ача сачĕ, названия знакомых игрушек, çĕнē.

çĕнĕ

1.Игровая мотивация: «Илемпи просит показать новые игрушки и рассказать о них»

2.Показ новых игрушек и рассказы.

3.Фонетическое упражнение на правильное произношение  звуков ă, ē, ÿ

4.Подарок Илемпи (картины из серии «Мы  играем)

5.Рассматривание картины. Закрепление слов: пирĕн, ача сачĕ,кунта,унта. Диалоги детей к тому, чтолбы они сами задавали друг другу вопросы.

6.Физкультминутка «Параппан»

7.Игра «Шыра» (унта,кунта)

Февраль

7.Обобщающее занятие по теме «Игрушки»

Продолжать работу в упражнении детей задавать друг другу вопросы и ведении несложного диалога.

Закрепить умение называть величину (пысăк, пĕчĕк), цвет предметов, местоположение (унта,кунта)

Закрепить умение строить конструкции из различных частей речи существительное + глагол, существительное + прилагательное. Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

1.Игровая мотивация: покупка игрушек для группы (требуется знание чувашского языка)

2.Поедем в магазин игрушек

3.Фонетическое упражнение

4.Отгадывание загадок

5.Физкультминутка «Параппан»

6.Диалог с Кĕтерук.

7.Чтение стихотворения  П.Ялгир

8.Пение песни «Кĕтерук»

9.Игра «Шыра» (унта ,кунта)

Тема «Животные»

Март

1.Прогулка по лесу.

Закрепить умение называть части  тела животных. Продолжать учить правильно отвечать на вопросы и самим задавать их. Формировать практические умения и навыки правильного произношения звуков «ă», «ĕ». в потоке речи.

мулкач

1.Игровая мотивация «Заяц просит помочь расколдовать зверей

2.Загадки

3. Закрепление названия  зверей и введение нового слова «мулкач»

4.Фонетическое упражнение

5.Знакомство с зайцем, рассматриваниечастей тела, диалог  детей.

6.Игра «Мулкач питне çăвать»

Март

2.У нас  в гостях Ванюк.

Закрепить умение называть величину, цвет игрушек при рассматривании.

Учить отчетливо произносить слова при заучивании стихотворения «Лаша»

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя составлять ситуативные высказывания из 3-4  предложений  об игрушках.

Учить воспринимать небольшое по объему стихотворение «Лаша», понимать содержание произведения.

Лаша

Приход Ванюк.

1.Игровая мотивация: Поможем Ванюку выбрать подарок для дедушки

2.Рассматривание новой игрушки

3.Заучивание нового стихотворения «Лаша» П.Ялгир

4.Закрепление название игрушек, ситуативные высказывания об игрушке, диалог детей.

5.Физкультминутука «Лошадки скачут»

6.Рисование по темам: «Игрушки», «Животные»

Март

3. Поедем к дедушке и бабушке.

Закрепить умение называть величину предмета (пысăк, пĕчĕк), частей тела.

Продолжать учить составлять ситуативные высказывания из 3-4 предложений о животных, вести диалог.

Формировать правильное произношение звука «ă» в коротких фразах.

Кушак

йытă

хÿре

1.Приход Ванюк

2.Приглашение в гости детей бабушкой и дедушкой

3.Фонетическое упражнение «Едем на поезде»

4.Пение песни «Тух-ха, Ванюк урама»

5.Знакомство с новыми игрушками.

6.Введение новых слов кушак, йытă .

7.Загадывание загадок

8.Игра «Кил, выляма»

9.Диалог, отъезд.

Март

4.Спешим на помощь.

Продолжать учить отвечать на вопросы при рассматривании картин, подтверждая в ответе соответствующее  название данному предмету.

Учить отчетливо произносить короткие фразы, пользоваться интонационными различиями при подражании голосам животных.

Учить воспринимать небольшое по объему произведение, рассказ «Автан». Понимать смысл произведения,Ю воспроизводить в правильной последовательности с помощью вопросов воспитателя.

Ĕне

качака

автан

чăх

1.Игровая мотивация (поможем бабушке с дедушкой отыскать животных)

2.Рассматривание альбома «Домашние животные», «Птицы»

Знакомство с новыми животными: автан, чăх, ĕне, качака и закрепить ранее изученные: кушак, лаша,йытă

3.Диалоги

4.Игра «Чĕрчунсем  мĕнле кăкăраççĕ?»

5.Загадывание загадок

6.Чтение рассказа «Автан» И.Яковлев

7.Игра «Качака»

8.Отъезд

Март

5.У нас в гостях Анюк

Продолжать работу по составлению высказываний. Отчетливо произносить знакомые слова, задавать друг другу вопросы.

Автан авăтать

чăх

1.Рассказ по-чувашски «Чему научились дети»

2.Раьбота с картинками - закрепление пройденного материала

3.Загадывание загадок, и  введение новых слов.

4.Дидактическая игра «Кто как кричит»

5.Фонематическое упражнение

6.Чтение «Автан» И.Яковлев

7.Работа по содержанию сюжета.

8.Д/и «Кто в домике живет?»

Март

6. «Животные заболели»

Закрепить умение называть часть тела, местоположение (унта, кунта.) животных.

Учить отчетливо произносить короткие фразы, пользоваться интонационными различиями при подражании голосов птиц.

Учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету.

1.Кам? Мĕн?

2.Игровая мотивация: просим Айболита вылечить животных.

3.Закрепление ранее изученных слов: Ĕне, качака, автан, чăх, кушак, йытă, лаша

4.Ведение диалога Айболита с детьми.

5.Фонетическое упражнение.

6.Загадывание  загадок.

7.Игра «В прятки»

8.Пение песни «Итлĕр халĕ ачасем» слова и музыка Корсакова

9.Уход доктора.

Март

7.»Бабушкина сказка»

Продолжать учить называть местоположение предмета (унта, кунта)

Учить обозначать множественность предметов, используя окончания имена существительные: шãши- шãшисем

Учить отвечать на вопросы воспитателя и самим задавать (диалог)

Учить воспринимать небольшое по объему произведение — сказку «Сармантей». Понимать смысл  произведения.

Формировать правильное произношение чувашских звуков.

Шãши

Сармантей

1.Игровой прием «У нас в гостях бабушка — сказочница»

2.Предложение послушать сказку.

3.Работа по содержанию после чтения сказки.

4.Рассматривание картин и закрепление называния животных во множественном числе.

5.Игра «Курица с цыплятами»

6.Пение песни «Итлĕр халĕ ачасем» слова и музыка Корсакова

Март

8.Обобщающее  занятие по теме «Животные »

Продолжать работу в упражнении детей задавать друг другу вопросы  и ведении  несложного диалога.

Закрепить умение называть местоположение предмета (унта, кунта)

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя и самим задавать (диалог), воспринимать небольшое по объему произведение

Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

1.Игровая мотивация:покупка игрушек для группы (требуется знание чувашского языка)

2.Поедем в магазин игрушек

3.Фонетическое упражнение

4.Отгадывание загадок

5.Физкультминутка «Параппан»

6.Диалог с Кĕтерук.

7.Чтение «Автан» И.Яковлев

8.Пение песни «Кĕтерук.»

9.Игра «Шыра» (унта ,кунта)

Март

9.Итоговое занятие «У нас в гостях зверушки»

Закрепить умения определять величину предмета (пысăк, пĕчĕк), местоположение (унта, кунта.)

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, самим задавать вопросы, вести несложный диалог.

Формировать навыки правильного произношения звуков ĕ,ă.

Закрепление раннее изученных слов: упа, кашкăр, тилĕ, пысăк, пĕчĕк, унта.

1.Игровая мотивация: приход гостей с целью познакомиться с д/садом

2.Рассказывание гостям о д/с, об игрушках.

3.Закрепление названий игрушек, составление ситуативных высказываний, диалог.

4.Фонетическое  упражнение маленький и большой медведь ă,ĕ

5.Игра «Ятне пĕлмелле»

Тема «Весна»

Апрель

1.Çуркунне кĕтĕтпĕр (Ждем весну)

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца.

Составлять ситуативные высказывания по содержанию картины.

Познакомить с новыми словами: çуркунне, хĕвел, кайăк.

Закрепление знакомого слова хĕлле.

Фонетическое упражнение на произношение чувашских звуков ĕ,ç

Çуркунне,

хĕвел, кайăк.

1.Сюрпризный момент (письмо от весны)

2.Загадывание  загадок

3.Рассматривание картин.

4.Фонетическое упражнение

5.Художественное слово: потешка « Хĕвел тух, хĕвел тух»(по картине)

6.Д/и «Когда это бывает»

7.Ситуативные высказывания по картине

Апрель  

2.Çуркунне

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца.

Составлять ситуативные высказывания по содержанию картины.

Закрепить слова: çуркунне, хĕвел, кайăк.

Закрепление знакомого слова хĕлле.

Фонетическое упражнение на произношение чувашских звуков ĕ,ç

Çуркунне,

хĕвел,

кайăк.

1.Игровой прием «У нас в гостях Весна — красавица»

2.Загадывание  загадок

3.Рассматривание картинок

4.Чтение стихотворения П.Ялгир «Хĕвел»

5Повторение потешки « Хĕвел тух, хĕвел тух»

6.Д/и «Когда это бывает»

7.Ситуативные высказывания по картине

Апрель  

3.Ждем весну.  Çуркунне кĕтĕтпĕр.

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца.

Познакомить с новыми словами: курак, хура.

Закрепить слова : çуркунне, хĕвел, кайăк вēçет.

курак, хура.

Çуркунне,

хĕвел, кайăк вēçет

1.Приход волщшебницы

2.Показ волшебства

3.Рассматривание картины с изображением  грача

4.Игра  «Перелет птиц»

5.Поощрения

6.Фонетическое упражнение « Хĕвел тух, хĕвел тух»

7.Д/и «Грачи летают»

Чтение потешки «Курак, курак»

Апрель

4.Çуркунне килет.

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца.

Составлять ситуативные высказывания по содержанию картины.

Закрепить слова: çуркунне, хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

Закрепление знакомого слова хĕлле.

Фонетическое упражнение на произношение чувашских звуков ĕ,ç

çуркунне,

хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

1.Игровой прием «У нас в гостях Весна — красавица»

2.Загадывание  загадок

3.Рассматривание картинок

4.Чтение стихотворения П.Ялгир «Хĕвел»

5.Поощрения

6.Фонетическое упражнение « Хĕвел тух, хĕвел тух»

7.Д/и «Грачи  летают»

Чтение потешки «Курак, курак»

Апрель

5.Çурхи вăрманта.

Продолжать учить задавать друг другу вопросы.

Закрепление слов по темам «Весна», «Животные».

Составлять ситуативные высказывания.

Упражнять в правильном произношении чувашских  звуков.

Формировать умение понимать и употреблять формы повелительного  наклонения.

1.Игра «Итлĕр-тăвăр»

2.Сюрпризный момент «Приход зайца»

3.Фонематическое упражнение на закрепление чувашских звуков.

4.Название зверей

5.Диалоги о  весне между зверями

6.Беседа

7.Игра «В прятки»

8,Потешка с движениями «Мулкач ална çуп»

9.Поощрение

Апрель

6.Çурхи вăрманта.

Продолжать учить задавать друг другу вопросы.

Закрепление слов по темам «Весна», «Животные».

Составлять ситуативные высказывания.

Упражнять в правильном произношении чувашских  звуков.

Формировать умение понимать и употреблять формы повелительного наклонения.

çуркунне,

хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

1.Игра «Итлĕр-тăвăр»

2.Сюрпризный момент «Приход зайца»

3.Фонематическое упражнение на закрепление чувашских звуков.

4.Название зверей

4.Чтение стихотворения П.Ялгир «Хĕвел»

5.Поощрения

6.Фонетическое упражнение « Хĕвел тух, хĕвел тух»

7,Потешка с движениями «Мулкач ална çуп»

8.Поощрение

Апрель

7. Çуркунне килчĕ

(Пришла весна)

Продолжать учить понимать речь воспитателя на чувашском языке и отвечать на вопросы.

Закрепить  знакомые слова: çуркунне, хĕвел, кайăк.

Закрепить произношение  звука ç

çуркунне,

хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

1.Игровая мотивация: рассказать о весне на чувашском  языке все, что  изучили

2.Приход весны

3.Знакомство  с весной

4.Фонетическое упражнение на произношение звука «ç»

5.Игра « çуркунне — хĕлле»

6.Пение песни «Пришла весна»

7.Чтение «Курак-курак!»

Апрель

8.Обобщающее занятие по теме «Весна »

Продолжать работу в упражнении детей задавать друг другу вопросы и ведении несложного диалога.

Закрепить умение называть местоположение предмета (унта, кунта)

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя и самим задавать(диалог), воспринимать небольшое по объему произведение

Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

1.Игровая мотивация: рассказать о весне на чувашском  языке все, что изучили

2.Приход весны

3.Знакомство с весной

4.Фонетическое упражнение на произношение звука «ç»

5.Игра « çуркунне — хĕлле»

6.Пение песни «Пришла весна»

7.Чтение «Курак-курак!»

8.Игра «Шыра» (унта , кунта)

Тема «Комната» - «Пÿлĕм»

Май

1.«Комната» - «Пÿлĕм»

Продолжать работу по закреплению умения строить конструкции: ку, унта, кунта, япала ячĕ.

Ввести новые слова: пÿлем,алăксем.

Учить правильно произносить чувашский звук «ÿ»

Упражнять в обозначении множественности предметов, используя окончания имен существительных

Пÿлĕм

алăксем

чÿрече

сĕтел

пукан

кравать

1.Приход в гости (приветствие, знакомство)

2.Рассказы детей с фотографиями о детском саде

3.Знакомство с групповой комнатой

4.Фонематическое упражнение ÿÿÿ-пÿлĕм, ÿÿÿ-чÿрече

5.Д/и «Тĕрĕс ил» (закрепление образов. Множ. числа имен существительных)

Май

2.«Комната» - «Пÿлĕм»

Ввести новые слова: сĕтел, чÿрече.

Закрепить слова: пÿлĕм, алăксем,

Продолжать учить задавать друг другу вопросы, строить диалоги из 3-4 слов.

Сĕтел,

чÿрече.

пÿлĕм

алăксем,

1.Помочь медведям.

2.Фонематическое упражнение ĕĕĕ- медведь

ÿÿÿ - пÿлĕм

3.Конструирование: стол, стул, кровать

4.Вопросы: Ку мĕн? Пукан пысăк-и? Ку пукан камăн? (атте, анне, Упанка). Сĕтел мĕн тĕслĕ?

5.Вăйă»Упа, упа утаман»

Май

3. «Комната» - «Пÿлĕм»

Ввести новые слова: пукане, кравать

Закрепить слова: сĕтел, чÿрече.

Продолжать работу по закреплению умений и навыков самостоятельно употреблять в речи вопросительные предложения со словам  кам? мĕн?

Учить отчетливо произносить чувашские слова и короткие фразы, пользоваться интонационными различиями для целей общения (просьба, вопрос)

Сак

çÿлĕк

ÿс

1.Звонок от Илемпи: получили новую квартиру, просит расставить новую мебель

2.Поездка на автобусе. Пение песни «Автобус» сл. Калкана, муз. Степанова

3.Фонематическое упражнение «Алăк уç»

4.Помочь расставить мебель..Вводятся новые слова: сак, ку мĕн? Ку çÿлĕк. Ку çÿлĕк-и?

5.Фонематическое  упражнение:

ÿ-ÿ-ÿ-пÿлĕм

ÿ-ÿ-ÿ-çÿлĕк

Май

4. Пуканесен пÿлемне майлатпăр

(Наведем порядок)

Закрепить слова по теме «Комната». Строить предложения из разных конструкций. Учить  задавать друг другу вопросы. Закрепить умения и навыки понимать и употреблять местоимения: манăн, санăн.

манăн, санăн.

1.В группе беспорядок. Поможем навести порядок.

2.Установка мебели. Собрать игрушки на полку, на стол положить хлеб, сахар. Диалоги.

3.Игра «Цепочка» (каждый ребенок получает картинку и обращаясь к рядом сидящему говорит: «Манăн  пукан пур». Санăн пукан пур-и? Манăн пукан çук, манăн сĕтел)

Май

5.Асанне юмахē.

Бабушкина сказка.

Закрепление лексики по теме.

Учить воспринимать сказку, воспроизводить в правильной последовательности с помощью воспитателя содержание произведения.

1.Приход бабушки. Приехала на новоселье к Илемпи и решила заглянуть. Узнать чему научились по-чувашски.

2.Рассказы детей о д/с, о комнатах,они играют,спят,моют руки.

3.Физкультминутка «Сасăран пел».

4.Рассказывание сказки «Çарăк» с картинками. Ку мĕн? Ку çарăк. Ку çарăк-и? Çарăк мĕн тĕслĕ? Çарăк тутлă-и?

5.Фонетическое упражнение :ăк-ăк-ăк- çарăк

6.Рассказывание сказки

7.Работа по содержанию.

8.Повторение строчек: Туртаççĕ-туртаççĕ, туртса кăлараймаççĕ

Май

6.Илемпи патēнче хăнара.

В гостях у Илемпи.

Закрепление знакомых слов. Учить задавать друг другу вопросы.

Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

çăкăр,чей,

çăмарта,

кашăк)

1.Звонок Илемпи с приглашением на новоселье.

2.Поездка на автобусе. Встреча Илемпи с бабушкой.

3.Фонетическое упражнение.

4.Приезд Илнемпи.

Рассматривание комнаты.

5.Угощение (çăкăр, чей, çăмарта, кашăк)

Май

7.Асанне юмахĕ.

Бабушкина сказка.

(обобщающее занятие)

Учить воспринимать произведения (сказку, смысл, воспроизводить в правильной последовательности с помощью вопросов). Различать на слух и называть слова  с определенным звуком.

1.Игра «Угадай правильно»

(различать на слух и называть слова со звуками ă,ĕ,ÿ,ç

2.Игра «Что лишнее» на классификацию (игрушки,мебель,животные)

3.Рассказывание сказки «Сармантей» (с использованием настольного театра)

4.Работа по содержанию.

5. Игра.

Май

8.Хăнара.

В гостях.

(Итоговое занятие)

Учить задавать и использовать в речи вопросительные предложения со словами: мĕн тăвать? Продолжать учить применять знакомые слова в диалогах между детьми, развивать навыки диалогической речи.

Упражнять в правильном произношении чувашского звука.

хăна хăнара

1.Слушание песни

2.Приход в гости Анюк

3.Игра «Узнай меня» с фотографий

4.Рассматривание картинок

5.Игра «Ят пĕлмелле»

6.Фонематическое упражнение.

7.Чтение знакомых стихотворений

К концу года дети средней группы могут:

-Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, их признаками, действиями и местоположением в пространстве, объединенным в группы по смысловому признаку.

-Активно употреблять слова, обозначающие части предметов (пуканен  аллисем), качества предметов (величину, цвет — пысăк пÿлем, хĕрлĕ мечĕк), местоположение предмета (унта, кунта), личные местоимения эпĕ, эсĕ, вăл, эпир, эсир, вĕсем, принадлежность предмета определенному лицу (манăн, санăн, пирĕн), элементы правил речевого этикета: сывă-и? cывах, сывă пулăр, тавтапуç, тархасшăн.

-Осмысленно работать над собственным произношением чувашских звуков (ă ,ĕ, ÿ, ç), произношением шумных согласных (п, к, с, ç, т, х, ч, ш) между двумя гласными звуками (пукане), между сонорными согласными и гласными (кунта, унта),ударением в чувашских словах (пукане) .

-Понимать речь воспитателя на чувашском языке и отвечать на вопросы, используя конструкции из различных частей речи (Кунта сĕтел. Пирĕн ача сачĕ.), обозначая множественность предметов, используя окончания имен существительных (пукане — пуканесем), употребляя в речи вопросительные предложения со словами ăçта? Кам? Мĕн? Мĕнле? Мĕн тăвать? используя форму повелительного наклонения глаголов вылять — выля, употребляя в речи вопросительные предложения со словами кам? (кто?) как вопрос о человеке, мĕн (что?) как вопрос об одушевленных (кроме человека) и неодушевленных предметах.

-Отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании игрушек, предметов, картин и сам задавать вопросы, повторяя за воспитателем. Составлять ситуативные высказывания из 3-4 предложений об игрушке, предмете или содержанию картины.

-Активно воспринимать небольшие по объему произведения чувашского народного творчества, сказки, художественные произведения, воспроизводить в правильной последовательности с помощью воспитателя, содержания произведения.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Педагогический анализ проводится 2 раза в год  по методике, разработанной в ЧРИО г.Чебоксары М.А.Капустиной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Артемьева Т.В,Трофимов Г.Ф. Пĕчĕккисен кĕнеки. Хрестоматия./Шупашкар Чăваш кĕнекеиздательстви, 2001.

2.        Воспитание и обучение детей средней   группе детского сада /  под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М.Мозайка-Синтез, 2006.

3.        Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические /В.В.Гербова – М.мозайка-Синтез, 2008.

4.        Программа «Воспитание ребенка-дошкольника»/ под ред. О.В.Драгуновой – Чебоксары- Чувашское книжное издательство, 1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для детей 5-6 лет (старшая группа) на 2013-2014 учебный год

Пояснительная запискаРабочая учебная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – четвертое из...

Рабочая учебная программа для детей 4-5 лет (средняя группа)

Рабочая учебная программа для детей 4-5 лет (средняя группа) на 2012-2013 учебный год МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное Петровского района Ставропольского края...

Рабочая учебная программа кружка «Я и моя семья» (средняя группа)

Основное содержание работы кружка - знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ....

Рабочая учебная программа познавательного проекта «Мир вокруг нас» (старшая группа)

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, други...

Рабочая учебная программа на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина в средней группе на 2018-2019 учебный год воспитателя Бельской Е.В.

Рабочая программа разработана на основе основной  общеобразовательной программы муниципального  дошкольного  образовательного учреждения детский сад «Родничок» г. Улан-Удэ Р...

Рабочая учебная программа комбинированного вида для детей II младшей группы

Рабочая учебная программа комбинированного вида для детей II младшей группы...

Рабочая учебная программа «Моя республика – Коми» для старшей, подготовительной группы

Рабочая учебная программа «Моя республика – Коми» для старшей, подготовительной группы...