Рабочая учебная программа познавательного проекта «Мир вокруг нас» (старшая группа)
рабочая программа (старшая группа)

Остапенко Нина Владимировна

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

познавательного проекта  

«Мир вокруг нас»

 (старшая группа)

                                                                                                                   

Вид проекта: Познавательный, исследовательский, информационный.

Тип. Социально - педагогический

Основное направление: экологический проект.

Актуальность.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольника возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально вести ребёнка за город. И в городе, во дворах, скверах и парках, можно знакомить детей с природой.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Загрязнение атмосферы, почвы, воды, шумовые загрязнители. Огромные мусорные свалки! Переизбыток удобрений, химических пестицидов, которые используют для борьбы с вредителями! Кислотные дожди! Главные виновники этого – промышленность, электростанции, автомобили. Вырубка больших лесных массивов! Осушение болот, непрерывное расширение автодорог! Лесные пожары! Кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие. Кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой игрушки, бросает камнем в птицу – развлекается.

Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны.

Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т. д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.

В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга.

            Цель проекта.

Формирование бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего социального, природного окружения

Задачи проекта.

  • Создать условия для закрепления и расширения знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе.
  • Дать детям представление о разнообразии природы.
  • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой неживой природе.
  • Перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать
  • охраняемых;  объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.
  • Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью
  • создана Красная книга.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;
  • Прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
  • Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.

Проблемы.

  • незаинтересованность родителей в ознакомлении с природой.
  • неосведомленность родителей о важности общения детей с природой.
  • недостаточность знаний родителей о том, как познакомить ребенка с окружающим миром.
  • нежелание родителей знакомить детей с красотой природы.
  • невнимание родителей к отношению детей к окружающему миру.

Деятельность педагога: Учить мыслить путем создания и расширения проблемных ситуаций, организации исследовательской деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний.

Целевая группа. Старшая группа 

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. 

Основная форма реализации проекта:

НОД, беседы, игры, мини-выставки, выставки детских рисунков, экскурсии, опыты.

 Продолжительность проекта: долгосрочный

 Материально-техническое обеспечение:  карта Хакасии, фото и видео съёмка, фотоальбом, канцелярские принадлежности, детские книги о природе, энциклопедии о растениях и животных, материалы для проведения бесед.

План реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

Октябрь

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Составление перспективного плана 

Воспитатели

2. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

Воспитатели

3.Сбор коллекции «Семена»

Дети

Родители

4. Сбор и анализ литературы по данной теме.

Воспитатели

5. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников.

Воспитатели

Родители

Основной этап

5.Родительское собрание: «Участвуем в проекте «Мы защитники природы».

Ноябрь

1.  Беседа «Волшебный лес»

Воспитатели

2.  Общение с родителями на тему участия в проекте

Воспитатели

3. Чтение и обсуждение литературных произведений.

«Зеленая страна» Е. Серова

Воспитатели

4. Рассматривание картин и плакатов на экологическую тематику

Воспитатели

Дети

5. Просмотр презентации «Главная книга природы»

Воспитатели

Дети

Декабрь

1. Поиск информации в детских электронных книгах и энциклопедиях 

Дети

Родители

2.НОД «Что нас окружает? "

Воспитатели

3. Акция совместно с родителями «Принеси книгу о природе»  

Воспитатели

Родители

4.Слушание и пение песни В.Скрипкиной «Елочке не холодно зимой»

Воспитатели

Дети, муз.рук.

Январь

1. Сделать в книжном уголке выставку  художественной детской  литературы о растениях и животных

Воспитатели

2. Рисование «Животные и растения из Красной книги»

Воспитатели

Дети

3. Чтение произведений  художественной литературы. «Осинка и ветерок» М. Скребцова.

Воспитатели

Муз. рук

 

Февраль

1. Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо?»

Воспитатели

2. Заучивание песни В. Караваевой 

«Земля – наш общий дом»

Воспитатели

Муз. рук.

3.Экскурсия в зимний лес

Родители

4.Общение «Природа и люди»

Воспитатели

Март

1. Беседа «Для чего растут цветы»

Воспитатели

2. Выставка рисунков детей 

«Мы защитники природы»

Воспитатели

3. Создание папки «Целебные свойства деревьев»

Семья Горевых

4.Беседа «Восхищаемся красотой природы»

Воспитатели

 Апрель

1. Беседа «Раскрой нам, лес свои секреты»

Воспитатели

3. Оформление папки «Враги леса»          

Семья Горевых

4.Дидактические игры:

 «Что где растёт?»

Воспитатели

5. Фотовыставка «Я, лес – друзья!»

Воспитатели

Завершающий этап

2. НОД «Через добрые дела можно стать юным экологом»

Май

1. Беседа «Не обижайте муравья»

Воспитатели

2. Пение Г. Гладков «Не обижайте муравья»

Муз.рук

4.Консультация для родителей: «Прогулки в природу»

Воспитатели

5.Создание Красной книги для детского сада

Воспитатели

6.Создание презентации «Красная Книга Хакасии»

Воспитатели

Предполагаемый результат:

Дети.

  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
  • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

Родители.

  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
  • Заинтересованность  в формировании бережного отношения детей к природе, знакомстве детей с окружающим миром дома.

Педагоги:

  • Обогащение предметно – пространственной среды группы дидактическими материалами экологического направления.
  • Повышение педагогической компетентности по расширению экологических знаний у детей.

Продукт проективной деятельности:

Создание Красной книги для детского сада

Презентация проекта:

Создание презентации «Красная Книга Хакасии»

Список литературы.

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/ З. Ф. Аксенова - издание: Сфера- 2011.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 5-6 лет (Старшая группа)» Издание: Детство-Пресс.- 2008.

3. Горькова Л.Г.  Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л.Г.Горькова , А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Издание: МОСКВА "ВАКО" Год. 2010.

4. Гороховатская Н. В. Экологическое образование / Авт.-сост. Н. В. Гороховатская и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.

5.Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009.- 126 с.

6.Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М:АРКТИ-2005.

7.Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / гл. ред. А.П. Савченко (общая редакция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей 5-6 лет старшей группы №1 «Утята» на 2017 – 2018 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ №4 «Золотой ключик»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» г. Константиновска...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы №7 «Теремок» (на 2017 -2018 учебный год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА непосредственно образовательной  деятельности с детьми старшей группы №7 «Теремок»...

Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» (старшая группа)

Рабочая учебная программа кружка   «Игры народов мира»  предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель....

Перспективный план по работе с детьми в рамках реализации проекта "Геометрия вокруг нас" (старшая группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 47 «Лесная сказка»140304, Московская область, г. Егорьевск, ул. Майора Удачина, д. 7а, тел. 8(49640) ...

Проект «Музыка вокруг нас» (старшая группа)

Задачи проекта:обобщение и расширение знаний о музыке;развитие фантазии и творческого воображения,образного мышления, побуждение к активным самостоятельным действиям...

Проект "Мир вокруг нас..." старшая группа

Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интерне...

Проект "Вода вокруг нас" старшая группа

Вид проекта: экспериментально-исследовательскийТип проекта: краткосрочный  (21-24.03.2022)Участники проекта: дети старшей группы №21, педагоги группы, родители воспитанников.Сроки реали...