Учебно-методическое пособие «Волшебная страна стихов»
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) по теме

Косогорова Алёна Николаевна

Знакомство с литературными произведениями  и разучивание стихотворений являются одними  из  важных  средств  коррекции  личности  детей  с  проблемами  в  интеллектуальном  развитии.

Между тем, смысл  большинства  изучаемых произведений  оказывается  скрытым  от  понимания  детей,  либо понимается  ими неточно  и  искаженно, что объясняется особенностями детей с ОВЗ  (значительное  отставание  в  развитии  образной  сферы,  в искаженности,  фрагментарности  представлений  об  образах предмета; ситуационное  значение  слова,  недостаточная грамматическая  оформленность  речи,  нарушение фонематического  слуха и  замедленность  восприятия  и т.д.)

Для решения этой проблемы предлагается использование некоторых методов мнемотехники. Я предлагаю Вашему вниманию методику разучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с различным уровнем интеллектуального развития) с использованием таких методов мнемотехники, как метод  ассоциации  по  открыткам, коллаж и мнемотаблица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

«Волшебная страна  стихов»

(учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов,

учителей-логопедов и воспитателей по использованию методов мнемотехники при разучивании стихотворений детьми дошкольного возраста)

Выполнила:

Учитель-дефектолог Косогорова А. Н.

Поскольку  у детей  с интеллектуальной  недостаточностью наблюдается недоразвитие образной сферы, задача педагога состоит в том, чтобы помочь  детям научиться  создавать эти  образы,  а  это,  как  известно,  возможно  путем усиления  сенсорной  основы  обучения,  которая  может  быть  достигнута  путем демонстрации  различных  наглядных  средств, способствующих раскрытию сущности  понятий.

Традиционно  при  знакомстве  со  сказками  и  стихотворениями используются  различные  иллюстрации,  сюжетные  картинки.  Использование  некоторых  методов  мнемотехники  позволяет получить более высокие результаты,  т.к.:

  1. На  иллюстрациях  обычно  слишком  много  лишних
    элементов,  которые  отвлекают  внимание детей,  и  без  того
    неустойчивое,  от  существенных  деталей.
  2. Использование методов мнемотехники подразумевает некоторую продуктивную деятельность, что вызывает  эмоциональный  отклик  у  детей,  и способствует росту интереса  к данному виду деятельности.
  3. Кроме  того,  использование  методов  мнемотехники
    способствует:

развитию интеллекта;

развитию общих  способностей  на  основе  развития

различных  видов памяти, мышления  и  воображения;

развитию логического  мышления;

психологической  и интеллектуальной  подготовке  к

школе;

развитию речи;

развитию мелкой моторики,  подготовке  руки  к

письму  (самостоятельное  вырезание  деталей  для

коллажа,  зарисовка  мнемотаблиц);

совершенствованию навыка  ориентировки  на  листе

бумаги.

Таким образом,  помимо достижения  основной цели  данного вида деятельности  -  усвоения  содержания  литературных  произведений             (стихотворений  и  сказок),  использование  методов мнемотехники  позволяет  решать  и  многие  другие задачи, не менее  важные  для  коррекции  недостатков  детей,  отстающих в  развитии.  Обратимся  непосредственно  к  способам использования  некоторых  методов  мнемотехники  при знакомстве  со  стихотворениями.

Как известно,  обычно  на разучивание  стихотворений отводится  два  занятия.  На  1- ом  занятии  осуществляется следующая  работа:

  1. Рассказывание  стихотворения  педагогом после
    небольшой  предварительной  настройки.
  2. Разбор  стихотворения  по  основным  смысловым
    единицам.
  3. Краткий  анализ  сложных  слов.
  4. Повторное  чтение  стихотворения  педагогом  с
    использованием  наглядных  средств.
  5. Рассказывание  стихотворения детьми  с  помощью
    педагога  с  использованием  наглядных  средств.

Работу  над  пунктами №1-3,5  я  строю  традиционным  способом, поэтому  останавливаться  на  них  не  буду. А  при  работе  над  пунктом №4  плана  разучивания стихотворений я использую следующие  методы мнемотехники:

  • Метод  ассоциации  по  открыткам.

( помимо  открыток  используются  также  карточки  с изображением  геометрических  фигур,  букв,  цифр,  каких-то предметов; карточки  при  этом не  должны отличаться  по размеру от  открыток).

Разберем использование этого метода на следующем примере Предположим, надо выучить стихотворение "Осень" Трутневой.

 Стало  вдруг  светлее  двое

Двор  как  в  солнечных лучах

Это  платье  золотое

У березы на  плечах.

Утром мы во двор идем

Листья  сыплются  дождем.

Под  ногами  шелестят

                          И  летят,  летят,  летят.

Подбираются  следующие открытки и  карточки:

Текст стихотворения

Картинка

Описание картинки

Стало вдруг

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение 001.jpg

восклицательный  знак

светлее

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение.jpg

лампа  настольная

вдвое

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение.jpg

цифра  2

Двор

Тамбов

открытка с деревенским пейзажем

как в солнечных

желтый  круг

лучах

(ветки напоминают лучи)

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение 003.jpg

букет  цветов с веточками

Это платье

(девочки носят платье)

ДЛЯ ДЕВОЧЕК ОТ1 ДО 8 ЛЕТ (Р.86-128) б/у - SECOND.BY

            открытка с                                  

           изображением        

           девочки

золотое

(кольца ассоциируются с золотом)

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение.jpg

кольцо

У березы

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение 002.jpg

открытка - пейзаж

на плечах

(погоны носят на плечах)

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение 001.jpg

картинка с погонами

Утром

(желтый цвет ассоциируется у детей с утром – по Монтесори)

желтая  карточка

мы

дети картинки нарисованные - Девушки

дети

во двор идем

Тамбов

открытка с деревенским пейзажем

Листья сыплются

       3 разноцветных        

        овала: красный,

        желтый, зеленый

дождем

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение 001.jpg

зонт

Под ногами

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение 001.jpg

туфли

шелестят

E:\Documents and Settings\Общая\Рабочий стол\Мнемотехника\открытки\Изображение 002.jpg

  откр. с изображением    

  животных, идущих      

по лесу

И летят, летят, летят

Наши птицы (рисование красками) :: Художественное развитие дошкольников :: книги почтой, книги курьером, книги наложенным платеж

птицы

Педагог рассказывает  стихотворение  и  по  ходу описываемых

событий  показывает  соответствующие  открытки  и  карточки-ассоциации.  Задача  детей - запомнить  строчки  стихотворения. После  чего  открытки  предъявляются  детям  снова  в той же последовательности,  а  дети,  опираясь  на  открытку-ассоциацию,  вспоминают  построчно  содержание  стихотворения с  помощью педагога.  Например,  педагог  произносит  первую часть  строчки, а  дети  ее договаривают. Далее  следует разбор: почему  в  качестве  ассоциаций  выбрана  та  или  иная картинка,  открытка.

Например: «Как  вы думаете,  почему  к  слову  "светлее"  я подобрала  картинку с изображением лампочки, а  к слову "платье"  открытку с  девочкой?»  и  т.д.  После  этого  открытки предъявляются  еще  раз  и  дети  хором  повторяют стихотворение.

Примечание:  детям с  нормальным уровнем развития интеллекта  картинки  предъявляются  последовательно,  одна  за другой.  Детям  с  ЗПР - сразу  все  картинки (расположены  в  ряд).  Для  детей  данной  группы  часто представляется  сложным  объяснить,  почему  подобрана по ассоциации  та  или  иная  картинка.  В  этом  случае  педагог объясняет  ассоциацию  сам.  При  работе  с  у/о детьми  данный  метод  используется  только  в 6-7 летнем возрасте, и стихотворение  при  этом  дается  в  сокращенном виде.

  • Коллаж (отражение  основных  смысловых  единиц стихотворения  на одном листе)

Возьмем для  примера  стихотворение Ю.Тувима  "Овощи" (текст  не  привожу  т.к.  он  всем известен).  Детям с  нормальным уровнем развития  интеллекта предлагается  подумать  и  сказать,  какие  картинки  нам потребуются  для  того,  чтобы  составить  коллаж  по  данному стихотворению (т.е. картинки,  которые  помогут  запомнить содержание  стихотворения.  Хотя  слово "коллаж"  детям уже хорошо  знакомо).

Наибольший интерес  у детей  этой  группы  вызывает самостоятельное  составление  коллажа. Этот  прием хорошо использовать,  когда  коллаж по изучаемому  стихотворению составляется  впервые.  При  этом  дети  сами (после  того как назовут  нужные  картинки)  вырезают их  из  заранее подготовленного  педагогом материала,  а затем располагают  их  на  листе - заготовке. После чего следует хоровое,  совместное с педагогом разучивание  стихотворения.

Детям  с  ЗПР  предлагается  на  выбор  ряд  картинок    (в данном  случае  с  изображением различных  овощей  и фруктов). Задача  детей - подобрать  только те,  названия  которых  упоминаются  в  стихотворении.

Детям с у/о  коллаж предъявляется  сразу в  готовом виде, и  по  нему  разучивается  стихотворение (после  разбора: почему и для  чего нужна  каждая  картинка на  коллаже).

Примечание:  при  работе  с  коллажем  необходимо  дать алгоритм:  в  какой  последовательности  запоминать  картинки (по  часовой  стрелке, против  часовой  стрелки, построчно  и  др.  варианты).

  • И  последний метод,  который  я  предлагаю использовать  при  знакомстве со стихотворениями -  мнемотаблицы.

Но  я  их  использую  довольно  редко,  т.к.  графические навыки  наших  воспитанников  находятся на низком уровне и поэтому зарисовка мнемотаблиц представляет  для  них значительные  трудности,  В  связи  с  этим  с  помощью  мнемотаблиц  "кодируются"  только  очень  простые стихотворения, зарисовка  символов  которых  не  вызывает трудностей у детей. Потому что, если символы окажутся очень сложными для зарисовки, это может привести к угасанию интереса и отказу от деятельности.

Разберем этот метод на примере стихотворения И. Токмаковой «Медведь».  Педагог  рассказывает  стихотворение и  одновременно фиксирует внимание детей на соответствующих  символах. После  чего  мнемотаблица  убирается,  а  дети  должны зарисовать  символы в  заранее  подготовленных  заготовках. После  этого  дети  сравнивают  получившиеся  у  них мнемотаблицу  с  образцом.  Далее  следует  хоровое  разучивание стихотворения  по  мнемотаблице.

Примечание:  детям с  нормальным уровнем развития интеллекта мнемотаблица  предъявляется  на  10  секунд.  Детям с  ЗПР - на  10-15  секунд.  При  работе  с  у/о детьми данный  метод  не  используется.

Литература:

  1. "Дошкольная олигофренопедагогика" под ред. Катаевой А.А.

Стребелевой Е.А.  Москва  "Владос"  1998 г.

2. Житникова Л. "Учите детей запоминать"

Москва  "Просвещение"  1978 г.

3.Лапп Д. "Улучшаем память в любом возрасте"

Москва  "Мир"  1993г.

4.Журнал "Дефектология" №3 1990 г.;

      №4  1989г. №3  1993г.

5.Жукова Н.С.  Мастюкова Е.М.  Филичева Т.З.

"Преодоление  общего  недоразвития речи у дошкольников" Москва  "Просвещение"  1990 г.

6.Черемошкина "Развитие памяти детей"

Ярославль "Академия развития"  1996 г.

7.Лекции  РГПУ им. А.И.Герцена  за 1989 г. на  тему: "Методика разучивания  стихотворений и работа над сказкой"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...