Развитие мелкой моторики рук.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Рудницкайте Ирена Зигмо

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Данный материал демонстрирует, как развитие мелкой моторики рук важно для правильного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук.

Я работаю в детском саду №70 с 1993г. Опыт моей работы показывает, что мелкая моторика и координация движений руки у детей имеющие различные речевые патологии развита недостаточно.

Почему же так важно развитие тонкой моторики рук?

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогаю детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить, мастерить подарки близким.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много времени. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, приемы для развития мелкой моторики у детей с проблемами речи.

Перед началом работы, я провела обследование детей.

В результате обследования я пришла к вывод, что состояние развития ручной моторики у многих детей неудовлетворительное. Имеется двигательная расторможенность, неловкость, недостаточный объем и плохая переключаемость внимания, нарушение восприятия цвета и формы.

Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

  1. Принцип осознания совершаемых действий.

Действия ребенка в процессе занятия я сопровождаю проговариванием этих действий.

  1. Принцип развернутости освоения навыков.

Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Любая деятельность может быть освоена разными детьми при равном количестве занятий. Я отрабатываю навыки освоения мелкой моторики ребенка в оптимальном именно для него режиме.

  1. Принцип обратной связи.

Я по ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

  1. Принцип взаимосвязи.

Успешность моей работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии учителя логопеда и воспитателя.

Работу нужно проводить с учетом возрастной группы детей и при постоянном поддерживании интереса к занятиям. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...