презентация "Авторские игры как средство коррекционно-пропедевтической работы с детьми 6-7 лет на дошкольном логопункте"
презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лаврова Жанна Владимировна

В презентации представлен сравнительный анализ речевых проблем детей подготовительной к школе группы. Обоснована необходимость применения игровых технологий. Раскрыты задачи каждого этапа автматизации звуков. Наглядно представлены авторские игры, решающие не только задачи автоматизации звуков, но и пропедевтические речевые задачи к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_igram.rar1.49 МБ

Подписи к слайдам:

Нарушение произношения с наслоением фонематической и лексико-грамматической недостаточности



Ограничение речевого общения
Появление психических наслоений
Развитие отрицательных качеств характера
Школьная
дезадаптация
Особенности коррекционной дидактической игры
Постановка конкретной задачи – достижения определенного результата при выполнении определенных действий.
Зависимость решения игровой задачи от правильности выполнения предложенного речевого задания.
Акцентирование внимания на автоматизируемом звуке (если это этап автоматизации или дифференциации).
Зависимость от структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей.
Зависимость от этапа коррекционной работы.
Сочетание коррекционных и пропедевтических задач.
Управляющая и контролирующая роль логопеда.
3. «Вертушка»
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач катать шестигранник и называть то, что находится на верхней грани
Усложнение дидактической задачи в игре
усложнения речевого материала
увеличения количества или введения нового речевого материала
изменения речевого сопровождения действий (речь сопряженная, отраженная, самостоятельная)
изменения контроля (со зрительной опорой, без зрительной опоры, переход от контроля логопеда на взаимоконтроль детей или самоконтроль)
МОУ детский сад №393
«
Лесовичок
»
Логопункт
Парциальные игры
1. «Магазин»
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач расставлять «товар»-карточки по полкам или «покупать»
Диаграмма
2.
Сравнительный анализ
состояния речевого развития детей, зачисленных на
логопункт

Структура дидактической игры
Дидактическая задача
Игровая

задача
Игровые действия
Правила игры
Достижение результата
2. «Карта путешествий»
5. «Рыбалка»
Игровая задача: по ходу решения речевых задач магнитной удочкой «вылавливать» карточки-слоги или карточки-слова
Красноармейский район
город Волгоград
Универсальные игры

1. Серия игр «Преодолей» (авторские варианты). Игры: «Альпинист», «Барьерный бег», «Баскетбол», «Лестница»,
« Улитка», «Дорога», «Самолетик», «Карта путешествий»
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач пройти путь, достичь результата.
5. «Волшебный шнурок»
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач наматывать шнур на кнопки в соответствии с заданной последовательностью

Таким образом, предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так
и других речевых и учебных
задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных
занятий на
логопункте

1 ряд Показатели нарушения произношения одного-двух звуков

2 ряд

Показатели нарушения произношения до 5 звуков
3 ряд Показатели нарушения произношения более 5 звуков
Результаты логопедических обследований детей 6-7 лет на дошкольном
логопункте
Диаграмма
1.
Сравнительный анализ качественного показателя нарушений произношения звуков


Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер.

В игре
дети охотно,
легко и быстро
, часто незаметно для себя
усваивают

правильное произношение звуков
, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая легкость обусловлена эмоциональностью ребенка.
Все
дети
любят
играть
!
4. «Лото» (авторский вариант)
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач закрывать соответствующие картинки, переворачивая карточку
Авторские игры как средство оптимизации коррекционно-пропедевтической работы с детьми 6-7лет на дошкольном
логопункте
Авторские игры этапа автоматизации звуков
Универсальные Парциальные
Применяются на всех этапах Применяются на определенных этапах
автоматизации автоматизации
Форма организации – индивидуально-подгрупповая
Пропедевтические задачи
:
координация речи с движением,
развитие
слухомоторных
координаций,
работа над просодическими компонентами,
развитие слухового внимания, фонематического слуха,
формирование фонематического восприятия,
уточнение и активизация словаря,
формирование грамматических категорий (ед. и мн. число, падежные окончания, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными, предложно-падежные формы),
составление рассказов, пересказов по опорным картинкам
3. «Змейка»
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач ходить фишками в соответствии с числом точек, выпавших на кубике, от старта к финишу
Сравнительная диагностика детей, зачисленных на
логопункт

на
период начала занятий(см. диаграмму 3) и через
три.месяца

(см. диаграмму 4)
Диаграмма
4.
Средство:
Активизация детей на логопедических занятиях через применение игровых технологий
4. «Ромашка»
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач вставлять карточки-лепестки в пазы карточки-серединки
Лаврова Жанна Владимировна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Цель:

Оптимизация коррекционной работы на
логопункте
Задачи
Поиск наиболее эффективных путей коррекции звукопроизношения
Поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе произносительных и пропедевтических задач
Цель этапа автоматизации звуков

достижение правильного произношения поставленных звуков в собственной речи ребенка.
Задачи
Упражнение детей в произношении поставленных звуков
Последовательность автоматизации звуков
Изолированное произнесение
В слогах
В словах
В словосочетаниях и предложениях
В связной речи
Формирование навыков самоконтроля
Развитие фонематических, лексико-грамматических средств языка и учебных навыков
2. «Домино»
Игровая задача: в ходе решения произносительных задач класть поочередно карточку в соответствии с изображением на крайних карточках
Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечат оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.
Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) , зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.
В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.

 В настоящее время обязательным условием   организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных тре...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...

Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...

Статья "Театрализованные игры, как средство коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ"

В статье раскрыт опыт работы по применению тетрализованных игр в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....

сообщение"Игра важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье.

Мы в своей группе большое внимание уделяем играм детей.Первостепенное значение в них сюжетно — ролевые игры. Девочки нашейгруппы предпочитают игры большого характера. В «семью&ra...

сообщение"Игра важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье.

Мы в своей группе большое внимание уделяем играм детей.Первостепенное значение в них сюжетно — ролевые игры. Девочки нашейгруппы предпочитают игры большого характера. В «семью&ra...

Народная игра как средство физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, физическому развитию детей. Главной задачей педагогического коллектива стано...