Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме

Яковлева Анна Васильевна

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс  запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучи­ванию стихотворений увлека­ет детей, превращает занятие в игру.  Зритель­ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива­ния, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом­нить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворе­нию (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность  воспроизвести текст  детьми с опорой на рисунки.

Основой мнемотаблиц  послужили известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется,  их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики».

 Хочу предложить вам несколько вариантов мнемотаблиц, которые я разработала для заучивания стихотворений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т. Керстен

Яблони и сливы голые стоят.    
Выглядит уныло наш осенний сад.  
За окном то дождик, то холодный снег.  
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Утонуло солнце в лужах
ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.

Детский рисунок яблониПросмотреть подробности

Просмотреть подробности

Просмотреть подробности

Просмотреть подробности  Дождевые капли, падающие из облака

Снежное облако

   

Просмотреть подробности

Просмотреть подробности

Смайлик с кокетливой улыбкой на лице

Просмотреть подробности

Просмотреть подробностиПросмотреть подробности

Зима



Предварительный просмотр:

В феврале бывает так:
Посмотрел в окно, а там-
Вот снежинка пролетает,
А за ней летит другая,
Третья, Пятая, Шестая,
За окном летят порхая,
В снежном вьюжном хороводе,
Мимо нас зима проходит.
А. Амелина

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=27092352-33-72&n=21

Просмотреть подробности

             Снежинка

Снежинка

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=46210729-35-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=474977102-14-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=304214952-34-72&n=21

Просмотреть подробности

Бабочка голубянка

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=348701794-28-72&n=21

Просмотреть подробности

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=86378095-44-72&n=21



Предварительный просмотр:

Очень просто сесть в трамвай
И сказать: «Вези давай!»
Очень просто сесть в такси
И сказать: «Давай вези!»
Ну а если вам не к спеху,
Если город вам знаком,
Интереснее - не ехать,
Интереснее – пешком!
(М.Борисова)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=371994557-64-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=30397137-23-72&n=21

Просмотреть подробности

   

Бизнесмен с облачком для текста

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=371994557-64-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=30397137-23-72&n=21

Просмотреть подробности

Женщина с облачком для текста

Просмотреть подробности

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=135030340-14-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=65360245-70-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=483240610-70-72&n=21



Предварительный просмотр:

Младший возраст

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ

«Мы очень рады солнышку».

Задачи:

1. Создать весёлое настроение, вызвать желание участвовать в физкультурном досуге.

2. Поощрять использование своего двигательного опыта в разнообразных игровых ситуациях.

3. Воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: зонтик, искусственные цветы 10 штук, два ведёрка, четыре обруча, маска кота, музыкальное сопровождение.

Содержание:

Дети собираются на участке детского сада, звучит весёлая музыка. Воспитатель обращает внимание детей на хорошее солнечное утро.

Воспитатель: – Солнце встало на заре,

                           Побежало по траве,

                           Мы за солнышком идём,

                           Сто друзей себе найдём!

(Дети идут по кругу друг за другом.)

Дети вместе с воспитателем: – Мы шагаем, мы шагаем

                                                     Прямо по дорожке,

                                                     Хорошенько поднимаем

                                                     Выше наши ножки!

(Дети идут высоко поднимая ноги.)

Воспитатель: – Ребята, вы рады солнышку?

(Ответы детей)

Воспитатель: – Так давайте покажем, как мы рады.(Читает стихотворение.)

                                 Светит солнышко в окошко,

                                 Светит в нашу комнату.

                                 Мы захлопаем в ладошки

                                 Очень рады солнышку.

Воспитатель: – А теперь, побежали по всей площадке радоваться солнышку.

(Дети бегают врассыпную)

Воспитатель: – Ребята, кажется начинается дождик, прячьтесь под мой зонтик!

Проводится подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, прошёл дождик и сколько цветочков на нашем участке появилось.

(Воспитатель раскладывает по участку искусственные цветы)

Проводится игра-аттракцион: «Кто больше соберёт цветов».

Воспитатель: – А теперь давайте поставим эти цветы в вазу.

Проводится игра-аттракцион: «Поставь цветок в вазу».

Дети переносят цветы из одного обруча в другой, в котором стоит ведёрко.

Воспитатель: – Теперь наши цветы не завянут и мы можем дальше поиграть и порадоваться солнышку. Ребята, вдвоём играть веселей, чем одному?

(Ответы детей)

Вот и давайте, каждый найдёт себе друга с которым он хочет поиграть.

Проводится подвижная игра: «Найди себе пару».

Воспитатель: – Ребята, а только ли мы радуемся солнышку?

(Ответы детей).

Воспитатель: – Конечно, и звери, и птицы тоже радуются солнышку. Послушайте, как весело чирикают воробьи, давайте с ними повеселимся. Только будьте внимательны, где-то рядом кот.

Проводится подвижная игра: «Воробушки и кот».

Воспитатель: – Даже лягушки радуются солнышку, им после дождика стало весело.

Проводится подвижная игра: «Узнай по голосу».

Все вместе:      – Вот лягушка по дорожке

                             Скачет вытянувши ножки.

                             Увидала комара,

                             Закричала…

Один ребёнок: – Ква, ква, ква!

Воспитатель: – Вот мы с вами и порадовались солнышку вместе со всеми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток...

презентация к заучиванию стихотворения с использованием мнемотаблицы

Презентация поможет сформировать у детей интерес к заучиванию стихотворений средствами мнемотаблицы....

Конспект занятия в старшей группе по заучиванию стихотворения с использованием мнемотаблиц.

Путь,  который  проходит  ребенок  в  своем  развитии  и в  дошкольные  годы,  огромен. За  это  время  он  приобретает  знач...

Мастер-класс по развитию речи заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Загадки, беседа об овощах, заучивание стихотворения по таблице, инсценировка....

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблица -это схема, в которую заложена определенная информация. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя н...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности Тема: «Прилетели снегири» (заучивание стихотворения с использованием мнемотаблиц, нетрадиционное рисование)

продолжать учить детей заучивать стихотворения при помощи мнемотаблиц; развивать память, внимание, воображение; знакомить с нетрадиционной техникой рисования....