КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Зажимарова Любовь Александровна

лексико-грамматическое формирование средств языка и развития связной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_nasekomye.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 71 комбинированного вида Приморского района г. Санкт Петербурга

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

по формированию лексико-грамматических средств

языка и развитию связной речи

 «На полянке»

подготовила

Зажимарова Л.А.

                                                             г . С-Петербург

2014 г.

Цель: расширить и обобщить  представления детей по лексической теме «Насекомые и пауки».

Задачи:

Образовательные:

1.Активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые и пауки».

2.Упражнять в употреблении категории родительного падежа.

3.Упражнять в образовании относительных прилагательных, прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом  –еньк-.

4.Закрепить навык составления и распространения предложения введением в него однородных членов.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать речевое дыхание, силу голоса, темпоритмические способности, правильное  звукопроизношение, координацию речи с движением, мелкую и общую моторику.

2. Развивать зрительное и  слуховое внимание и восприятие, память, мыслительные процессы.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2.Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.

Материалы:  игрушка-пчела, набор насекомых на магнитах и паук, игровое поле «На полянке» (из пособия  Нищевой Н.В., Играйка 2), пальчиковый бассейн с горохом или фасолью, предметные картинки: пчела, муха, гусеница, комар, бабочка, оса, жук, кузнечик, стрекоза, искусственный цветок, аудиозапись «Насекомые на лугу».

Предварительная работа:

Наблюдение за насекомыми и пауками во время прогулки, рассматривание иллюстраций, беседа об особенностях их внешнего вида и образе жизни. Разучивание логоритмического упражнения «Насекомые над лугом», подвижной игры «Стрекоза и кузнечики»», считалки «Сверчок».  

Ход НОД .

I.Организационный момент.

Игра «Назови насекомое». Цель: активизироватьсловарь существительных по лексической теме.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о насекомых, вы за эту неделю многое узнали об их образе жизни, внешнем виде и сейчас   повторите их названия.

- Встаньте на дорожку и подравняйте ножки.

Учитель-логопед  просит детей выставить ладошки, проходит вдоль стоящих вряд детей, хлопая их по ладоням, пословно проговаривает фразу: «Мы знаем много названий разных насекомых». Затем возвращается к ребенку, стоящему первым, подставляет ему ладони для хлопка и просит его назвать какое-либо насекомое, подходит к каждому ребенку и выслушивает его.

После выполнения задания просит детей сесть за стол.

II. Основная часть.

1. Логопед загадывает детям загадку.

- Угадайте, кто сегодня прилетит к нам в гости:

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.   (Пчела)

Учитель-логопед просит детей объяснить, как они догадались, что это пчела и слушает их рассуждения.

Демонстрируется игрушка-пчела.

- Однажды в майский солнечный денёк вылетела наша пчёлка из улья в поисках волшебного цветка, про который все вокруг только и жужжали, что слаще и вкусней нектара на всём лугу не найдёшь.

          -И мы с вами отправимся в путешествие с нашей гостьей.

Встаньте, пожалуйста, около стульчиков.

2. Речевое логоритмическое  упражнение «Насекомые над лугом».

Цель:  формировать  правильное звукопроизношение, развивать речевое дыхание,силу голоса, координацию речи с движением рук.

         Фраза со звукоподражаниями произносится на выдохе с повышением голоса.

      - Жу-жу-жу,- жужжит пчела:     / Ритмично потирать ладонью о ладонь горизонтально./

       - Я лечу издалека.                         /  Скрестить ладони и махать ими как крылышками./

       - Зу-зу-зу,- комар пищит         / Ритмично «выбрасывать» указательные пальцы вперед./

       - Уф-уф-уф,- как паровоз            / Ритмично потирать ладонью о ладонь горизонтально./

Шмель пыхтит, пыльцу повез.    / Ритмично притопывают ногами./

          Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.      / Ритмично потирать ладонью о ладонь горизонтально./

Я любого разбужу».                     / Ритмично хлопают в ладоши./

Дети садятся на места.

3. Упражнение  «Поймай комарика». Цель: развивать темпоритмические способностидетей.

- Летела пчёлка мимо деревни и заглянула в окошко одного дома. А там вся семья пытается поймать одного маленького комарика.

Папа ловит так: //  // (ритмичные хлопки в ладоши)

Дети повторяют вместе и индивидуально по просьбе логопеда.

Мама так: /// /// (удары кулачками).

Сын ловит так: / / / /  (хлопки ладонями по коленям)

- Комар между тем летает по комнате и мешает детям уснуть, поёт свою песенку.

4.Упражнение «Песенка комара». Цель: развиватьправильное речевое дыхание.

-Встаньте прямо, сделайте полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнесите:

з-з-зз-зз-З-З-З-З-З-З

-Пришла бабушка, открыла окно, комар вылетел на улицу. Вдалеке была слышна его тихая песенка.

Встать прямо, сделать полный вдох, на выдохе громко, с понижением тона голоса, длительно произнести:

ЗЗЗЗЗЗЗЗзззззззззз

(дети повторяют упражнение индивидуально по просьбе логопеда).

5.Динамическая пауза - игра «Сверчок».

Цель: развиватькоординацию речи с движением, общую моторику.

- В доме жил  старый сверчок и решила пчелка спросить у него дорогу к волшебному цветку.

Дети  встают на ковер и на каждую строчку считалки четыре раза поднимаются на носки  и опускаются на пятки.

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чок да чок,

Но сломался каблучок,

И за печкою - молчок.

-  Сверчок посоветовал пчелке лететь за комаром. Полетела наша пчелка за комаром и увидела на полянке много насекомых.

  6. Игра с мячом «Похвали насекомое». Цель:учить словообразованию относительных прилагательных, активизировать словарь по теме.

  Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором стоит контейнер-бассейн с горохом. В пальчиковом бассейне спрятаны плоскостные изображения насекомых на магнитах. Логопед проносит контейнер перед детьми, они опускают руки в бассейн и берут по одной картинке.

- Кого вы нашли в бассейне? (Мы нашли насекомых).

-Рассмотрите внимательно насекомых и вспомните их названия. (Ответы детей).

    Логопед предлагает детям поиграть в знакомую игру с мячом и просит «похвалить» насекомое, которое ребенок нашел в бассейне, назвать как можно больше слов-признаков. Учитель задает детям вопрос и бросает им поочередно мяч. Ребенок отвечают и бросают мяч обратно логопеду.

Например:

Логопед: «Жук какой?»

Ребенок: «Большой, рогатый, блестящий, черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый».

Аналогично отвечают остальные дети.

7. Игра «На полянке». Цель: учить составлять и распространять простое предложение введением в него однородных членов.

 На магнитную доску помещается игровое поле «На полянке» (Н.Нищева).

- Дети, расскажите, где находятся насекомые.

Дети закрепляют изображения насекомых на игровом поле и составляют предложения.

Например:

 -  Огромный, рогатый, блестящий майский жук спрятался в чашечке колокольчика  и выглядывает из неё.

-  Большеглазая, длинная стрекоза сидит и качается на стебле голубого  колокольчика.

- Яркая, разноцветная бабочка кружится над поляной с красивыми цветами.

- Зелёный, длинноногий  кузнечик весело прыгает с травинки на травинку.

- Мохнатый, полосатый  шмель спрятался под листком одуванчика в траве.

8.Физкультминутка

- Подлетела наша пчелка к стрекозе и кузнечику – поиграла с ними и они подсказали ей дорогу.

П/И « Стрекоза и кузнечики».

 Цель: развивать координацию речи с движением

Вот какая стрекоза – очень круглые глаза.  

  /Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз./

Вертится как вертолет:                                    

   /Руки в стороны, движения вокруг своей оси,/

Вправо, влево, взад, вперёд,                          

/ Руки на пояс, наклоны по тексту./

Поднимайте плечики,                                      

  / Энергичные движения плечами./

Прыгайте кузнечики!                                      

    /  Прыжки на месте./

Прыг- скок, прыг-скок                                            

 Сели, сели, посидели                                                    

      / Приседания./

Травушку покушали, тишину послушали.        

/ Имитировать движения по тесту./

Выше, выше высоко,                                      

       / Прыжки на месте./

Прыгай на носках легко!

9. Упражнение «Будь внимательным».Цель: развивать  зрительное и  слуховое внимание и память.

- Вернулась пчелка на поляну, а там…

Логопед читает рифмованный текст и выкладывает картинки  в соответствии с его содержанием.

Насекомые сидят,

И на нас они глядят:

Пчела, муха, гусеница,

Комар, бабочка, оса.

Жук,кузнечик,стрекоза.


Дети вместе с логопедом проговаривают текст стихотворения.

Затем логопед закрывает картинки на доске.

- Вспомните и назовитенасекомых из стихотворения.

(Дети называют). Картинки открываются.

-Вдруг появился паук - все насекомые испугались. Надо насекомым скорее прятаться по домам.

 10.Упражнение «Кого не стало?» Цель: употребление категории родительного падежа существительных.

      Дети переворачивают поочередно картинки и проговаривают:

- Не стало пчелы…(мухи, комара, гусеницы, бабочки, осы, жука, кузнечика, стрекозы)

11. Игра «Паук и смелый комар» Цель: развивать мелкую моторику и формировать правильное  звукопроизношение.

      Логопед просит детей «превратить» свои ладошки в смелых комариков (сжать руку в кулак, выставив только указательный палец-хоботок), грозно зазвенеть: «ЗЗЗЗ» и прогнать паука. Затем показывают, как убегал паук (широко развести и поставить на стол все пять пальцев - это лапки паука). Мелкими шажками «идти» пальцами по столу, одновременно произнося «ссс»- так паук паутину за собой тянет.

12.Упражнение «Позови ласково».Цель: учит словообразованию прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом  –еньк-.

 - Прогнали паука, теперь можно ласково, чтобы они не боялись, позвать насекомых:

-Беленькая бабочка - выходи.

- Серенький комарик – выходи.

(Бабочка желтенькая; муравей черненький…; кузнечик зелёненький…; оса полосатенькая и т.д; )

- Обрадовались насекомые вышли из своих укрытий на полянку - запели, зажужжали

 (Слушают аудиозапись).

 - Подружилась наша пчелка с насекомыми, которые летали на полянке и они показали ей волшебный цветок.

(Выставляется цветок).

- Набрала пчёлка целое ведерко ароматного, сладкого нектара и поспешила домой.

III. Итог занятия.

- Дети, вы молодцы, помогли пчелке и справились со всеми заданиями. Какие задания вам понравились на занятии? Что узнали нового?(Дети называют игры и упражнения, которые им понравились на занятии.Вспоминают о том, что узнали новые слова, научились их образовывать).

Логопед предлагает детям  вечером рассказать родителям и воспитателям о том, какие приключения произошли с пчелкой сегодня на занятии.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с  ОНР.- М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развитие связной речи...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...