КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зажимарова Любовь Александровна

лексико-грамматическое формирование средств языка и развитие связной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 71 комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербурга

«Прогулка в лесу»

Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность

 для детей  младшей группы

интеграция образовательных областей Познание, Коммуникация, Здоровье.

подготовила

воспитатель  Жужакина Л.А..


Задачи: 

Обучающие

  • Учить  называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (Заяц зимой белый, у него короткая мягкая шерсть, длинные уши, лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост и т.д.).
  • Формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
  • Учить самостоятельно обследовать предмет, используя различные анализаторы, делать простые выводы.

Развивающие

  • Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, выразительно.
  • Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
  • Активизировать и  обогащать словарь детей за счёт слов: «холодный», «мокрый», «скользкий», «тёплый», «мягкий», «пушистый», «растаял» и др.
  • Закреплять умение узнавать и называть розовый и голубой цвет.
  • Закреплять знания о свойствах льда.

Воспитательные

  • Воспитывать отзывчивость, сочувствие, доброжелательность, желание заботиться о героях.
  • Воспитывать умение работать сообща, уважительно относиться друг к другу.

Материал:  игрушки: заяц, белочка, медведь; угощение для животных –, морковь, шишки, ягоды; цветные бусы из льдинок; крупные  бусины голубого и розового цветов; шнур с жёстким кончиком для нанизывания бус; картинка с изображением зайца, белки, медведя, угощений.

Используемые технологии: частично- поисковый метод, диалоговая технология, использование ЭОР, здоровьесбереженье, уровневая дефференциация, игровые технологии, сотрудничество,технология опорных сигналов.

Ход НОД

Воспитатель: Все садитесь рядком,

 Поиграем ладком.

 Приготовьте ушки, глазки,

 Начинаем нашу сказку.

 Я сегодня в лес пошла,

 Бусы дивные нашла.

 Смотрите, какие блестящие, цветные.

Воспитатель протягивает детям блюдечко с цветными шариками

Воспитатель:  Посмотрите. Потрогайте. Погладьте. Приложите к щёчке. Какие они? (дети совершают обследовательские действия- частично-поисковый метод, развивающее обучение).

Дети: Холодные. Скользкие. Мокрые.

Воспитатель:  Почему они такие? Из чего наши бусы? Правильно изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем: «ледяные» (Дети повторяют) Кто же потерял такие красивые бусы? Пойдемте вместе в лес и поищем хозяина. А их пока вот сюда положим. Чтобы не потерять. (Ставит блюдечко на подоконник)

Воспитатель: На чём поедем? Давайте на поезде

Звучит музыка «Паровоз» Е.Железнова СД Аэробика (использование ЭОР)

Дети выполняют движения согласно тексту

Воспитатель: Приехали.

Шли мы шли. В темный лес пришли,

А у кочки, под кусточком.

Белый заинька сидит, хвостик у него дрожит.

Как дрожит хвостик  у зайчика?

Упражнение «Зайкин хвостик» (движение языка влево-вправо)

Артикуляционная гимнастика- здоровьесбереженье

Воспитатель: Боится зайка.

Давайте позовём его тихонечко: «Иди к нам, зайка!»

Теперь погромче: «Иди к нам, зайка!» (Дети повторяют приглашение)  

Воспитатель  достает из корзины игрушку - зайца.

Посмотрите, какой зайка! Какого цвета у него шубка?

Дети: Белая.

Воспитатель: А ещё какая?

Потрогайте нашего зайчика.

Какая у него шубка?

Дети: (мягкая, теплая, пушистая)

Какие у зайки ушки?

Дети: (Длинные)

Какой хвостик?

Дети: (маленький, короткий)

Давайте угостим зайку чем-нибудь вкусным.

Что зайка любит есть? Вот у меня в корзинке капуста, морковка, шишки, конфеты. Что дадим зайчику?

(Дети отвечают)

А теперь спросите у зайки, не потерял ли он бусы?

Надо так сказать, чтобы зайка понял.

Дети: Зайка, это ты бусы потерял?

Вос. Но зайка нам так и не ответил, убежал! (убирает игрушку в корзинку). Ничего, у нас есть картинка зайки (выставляет на ковролин)

А чем мы зайчика угощали?

Дети: морковкой.

Вос. И этого зайчика угостим. (ставит морковку к плоскостному зайцу)

Давайте поиграем в зайчиков.

Физкультминутка. (здоровьесбереженье)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

Дети показывают пальчиками, как зайка шевелит ушами

Трут ладошку о ладошку

Прыгают

Дети разбегаются и садятся на стульчики

Интересно, кто же зайку так напугал? Может быть, это зверёк в золотистой шубке? (Воспитатель достает из корзинки игрушку-белочку)

Кто это?

Дети Белочка.  

Вос. Здравствуй, белочка! (Воспитатель цокает).  Это так белочка здоровается с нами. Давайте и мы так же с ней поздороваемся.

(Дети цокают).  

Вос. Какие у белочки ушки? Хвостик? Глазки? Носик? Потрогайте белочку. Какая у неё шубка? (Ответы, как правило, аналогичны тем, которые были даны в первой части занятия).

Белочка, послушай, какую потешку мы о тебе знаем.

Игра с пальчиками игровые технологии

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке

Воробью, синичке.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

Дети поочередно загибают пальчики от мизинца к большому.

Продала белочка орешки и домой побежала. А где у неё дом?

Дети -На дереве, в дупле.

Вос. Молодцы, правильно.  Высоко на дереве строит белочка себе домик. А рядом в дупле у белочки кладовка. Что там она хранит?

Дети -Грибы, орехи.

-Правильно, запасы: грибы, орехи, шишки.  Давайте и мы угостим белочку. Чем угостим? (Выбор между ягодками и шишкой).

Спросите белочку: не она ли бусы потеряла? (Дети спрашивают). Вот и белочка нам ничего не ответила. Видно не она хозяйка ледяных бус.

А мы картинку белочки поставим и картинку угощения.

Воспитатель:  А теперь давайте пойдем тихонечко на носочках. (встают)

Кто-то в сугробе прячется.  

Хозяин лесной                            

Косолапые ноги,

Просыпается весной,                  

Зимой спит в берлоге.

Кто же это?

                      (медведь)

Правильно, Медведь.

Мишка, Мишка – лежебока,

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал,

И на елку не попал.

И на санках не катался,

И снежками не кидался.

 (Воспитатель достает из корзинки медвежонка).

А вот и мишка. Проснулся, уже не спит.

Давайте потрогаем мишку.

Какой мишка?

Дети: (Толстый, мягкий)

Какого цвета у него шуба?

Дети:(Коричневая, бурая)

Посмотрите, какой у мишки нос? (Круглый, маленький)

А это что?

Дети: (Ушки) Какие? (маленькие, круглые)

А где хвост? Давайте попросим мишку показать хвостик. Нет у медведя хвостика.

Чем Мишку угостим?

Дети -Ягодами.

Вос-ль- Правильно, Мишка- сластёна, любит мёд и ягоды.

Только мишка всё равно грустный, даже плачет: У-У-У..

Как мишка плачет? (Дети показывают)

Почему ты, мишка, плачешь? (Воспитатель подносит к уху игрушку)

Ребятки, мишка потерял красивые ледяные бусы. Наверно те, которые мы с вами нашли.

Отдадим мишке бусы? (Да)

А где же они? (Показывает детям блюдечко с водой)

Что тут? (Одна вода)  (частично-поисковый метод-развивающего обучения)

Где же бусы? Почему их нет?

Дети: Тепло, растаяли.

Вос. Да потому что у нас тут тепло и лёд растаял. Но как же нам мишку успокоить?

Давайте мы сделаем  ему другие бусы – не ледяные, а настоящие.

Вот у меня волшебная веревочка и бусинки.

Какого цвета бусинки?

Дети: Розового и голубого.

Вос. Возьмите, мальчики, по голубой бусинке, а девочки по розовой, а надевать будем по очереди, по порядку на веревочку.

Какого цвета твоя бусинка? (Дети по очереди нанизывают бусы и называют цвет) сотрудничество

Готовы бусы! На-ка, Мишенька, новые красивые бусы. Не плачь больше, спи до весны. А мы картинку поставим.

Пора нам из леса зимнего домой возвращаться. Садитесь на поезд.

Дети «едут на поезде» произносят «у-у-у» (садятся) (здоровьесбереженье)

Вос.- Вот мы и приехали. Давайте вспомним, кого мы в лесу повстречали и чем угостили.  технология опорных сигналов

Дети рассматривают картинки на ковролине.

Кого встретили первого? Чем угостили?  

 (зайку- морковкой)

Кого повстречали потом? Чем угостили?

(белочку- шишкой)

Кого встретили последним? Чем угостили?

(мишку- ягодами).

А сейчас пойдём гулять и попробуем смастерить ледяные бусы.

Литература

  • Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В.Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. -136с.
  • Экологическое образование в детском саду, Рыжова Н. А.

                    Изд.дом "Карапуз", 2001.

  • Мир природы и ребёнок. Санкт-Петербург,

                     Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой.

                     Издательство «Акцидент». 1998г.

  • Селихова Л.Ч. Ознакомление с природой и развитие речи.

                    М; Мозаика- Синтез, 2008г.

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. –

                    М.: Мозаика – Синтез, 2010 г.

  • Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. –

                    М.: ТЦ  «Сфера», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развития связной речи...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...