Консультации: Развиваемся сами для родителей и воспитателей.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Капитунова Инесса Георгиевна

 

Артикуляциoнная гимнастика    (В ФОРМЕ СКАЗКИ  « ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»)

 

Для того, чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачит их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют вместе с язычком» знакомятся  со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, небом.  В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.

                    Артикуляционная гимнастика помогает:

- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

- развивать мимику, артикуляционную моторику;

- развивать выразительную дикцию.

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно.- рот закрыт (губы сомкнуты)

И страшно стало….Стал выход искать. – проткнуть языком одну щеку,                

В одну щеку постучал, в другую -                                 потом другую.

Не открываются» Толкну-ка  я посильнее!»-

Подумал Язычок и стал толкать снова сначала

Одну, потом другую щечку.

Выхода не было. Решил тогда язычок в другом     - проткнуть нижнюю губу, а затем

Месте и ткнул сначала верхнюю, а затем –               верхнюю губу.

нижнюю   губу. В это врем Ротик зевнул и открылся.       Зевнуть .

Язычок увидел выход и направился к нему, 

но Зубки не выпустили его, а стали тихонько покусывать.    Покусать кончик языка

«Что делаете?  Почему вы меня кусаете?»-                          

Возмутился язычок. А Зубки ответили: »Мы

Сегодня еще ничего не жевали…»  (далее по тексту)

И стали жевать Язычок сначала с одной стороны,

А потом с другой.

И с правой, и с левой стороны оказался не вкусным.

Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. Язычок спрятался за зубками. А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губку, а затем – верхнюю. Нижняя губка обиделась, а верхняя -  улыбнулась, (ей было немного щекотно)

А Зубки все не успокаивались. Они пытались откусить кусочек Щечки. Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»

Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо  тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».

Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо  тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».

После того, как дети « инсценировали «путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти в стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Вот зарядка язычка:

Влево-                                                     проткнуть язычком левую щеку,

               Вправо,                                    проткнуть язычком правую щеку,

Раз,  два ,                                                еще раз левую и правую.

Вверх-                                                      проткнуть язычком верхнюю губу

              Вниз,                                          и нижнюю губу.

Вверх-                                                      еще раз верхнюю и нижнюю.

             Вниз.

Язычок, не ленись!

Губы –просыпайтесь!                         «вибрато» губами                          

Ротик – открывайся!                            Широко открыть рот        

Язычок , покажись                               Покусать кончик языка

И зубов не страшись!                          Высовывать язык вперед и прятать назад.

 

И зубов не страшись!                          Высовывать язык вперед и прятать назад.

А зубы то, зубы,                                   (выполнять движения по тексту)

Кусают даже губы.

Кусаются, кусаются

 И не унимаются,

А губы то хохочут,

То сильно обижаются,

ТО весело хохочу,

То снова обижаются.

Зубам надоело кусать-

Стали язык жевать.

Язычок - не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко умойтесь!

Не сердитесь,

Не кусайтесь! Весте с нами –Улыбайтесь!

 

 

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО И  ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ    УПРАЖНЕНИЕ

 

 

Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч.

-Я превращаю вас  всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, «кач - кач», вдох – выдох, вдох – выдох и так далее.

И.п. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть  ее и повернуть на ребро.

- Отведем руку, « как ветку дерева»: вправо -  влево, вправо – влево, вдох -  выдох, вдох -  выдох и так далее.

И.п. – то же, только упражнение выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которая присоединили первой.

И.п. – то же. Только движения выполняем так: собранную кисть  одной руки, « как листик  дерева», раскрываем вправо -  закрываем  влево, то же самое на  вдох -выдох.

Продолжаем эти упражнения по аналогии с предыдущими: повторяем двумя кистями, затем - одной. Продолжительность этой работы зависит от детей, от желания играть в обучающие игры.

                Навык речевого  и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох - короткий, задержка и постепенный – выдох.

  В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращается в ветер…» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного…). Мом всем раздаем разноцветные шарики и начинаем надувать. Можно устроить чей- то День Рождения и задуть свечи на торте.  Затем удлиняем вдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и так далее (выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).

 

 

Развививающие игры  с голосом.

Систематическое использование  развивающих игр с голосом дает возможность:

- почувствовать и послушать свой голос, поиграть  с ним;

- выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость, утомление;

- расширять диапазоны речевого и певческого голоса;

- успешно развивать интонационный и фонематический слух; - готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

                    Например:

Кошка, как тебя зовут?- Мяу.

Стережешь ты мышку тут?- Мяу.

Мяу, хочешь молочка? – Мяу.

А товарищи щенка?- ФРРРРРР!!!

                                        Г.Сапгир

Чьи там крики у пруда:

-Квасу, квасу нам сюда! Ква-ква-квасу, просто-кваши,

Надоела нам вода!

                                      И. Токманова

 

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл –у-уу

А кто – мяукал -мяу-мяу.

Кто-то  -  хрюкал – хрю – хрю.

Кто-то – топал -  топ- топ.

Кто –то крыльями

Захлопал, - хлоп – хлоп.

Кто –то ухал – ух –ух,

И кричал – ай –ай,

И глазищами

Вращал.

Ну, а кто-то,

Тихо – тихо,

Тонким голосом

Молчал! (указательный пальчик  к губам)

                                    С. Пшеничных.

 

Кража!                             Подчеркнуть голосом контраст интонаций.

-Кража!

-Кража!

-Грабят,

-Братцы!

-Где же стража?

-Что украли?

-Два пера.

-С утра…

-Вы украли?

-Мы не брали.

-Брали!

-Брали!

-Крали!

-Крали!

                            А.Шибаев.

Что ревешь, самолет? У-у-у-у

Может, заболел живот? У-у-у-у ( с повышением интонации)

Пассажиры в животе? У-у-у-у ( волнообразно)

                            Н. Орлова.

 

              ОСЛИК.    

Листочки на ветках шуршали,          «ш-ш-ш» голосом тихо

Капельки в гости звали.

Капельки к ним прилетели              «кап-кап» с нисходящей интонацией.

И звонкую песню запели. 

От звона проснулся ветер  .«у-у-у» с    Изменением звуковысотности помочь рукой.

И разбудил всех на свете:                             

Кошку, а с ней –котенка,                    «Му-р-рр-, мяу» в разных регистрах

 Спавшего в люльке ребенка,            «уа-уа»

Болотных зеленых лягушек,               «ква-ква»

И даже ворчливых старушек,             «бу-бу-бу»

Злую собаку,                                           «гав-гав»

Назойливых мух.                                    «з-з-з-з»

 Вскоре проснулся – петух.

Звонко пропел он:                            «Ку-ка –ре –ку! Ку-ка-ре-ку!»

И заблестела роса на лугу.             «о» точечно, отрывисто на любых звуках в высоком   регистре.                                                                                                                              

Солнышко тоже проснулось          все запели «а» каждый на своей высоте звука.                      

 И ласково всем улыбнулось.         Улыбнуться  всем.                                                                            С.А.Коротаев.

 

 

 

       РЕЧЕВЫЕ РИТМО— ИНТОНАЦИОННЫЕ  УПРАЖЕНЕНИЯ И   ИГРЫ.      

 

 

Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения.

Особенное полезны речевые ритмоинтонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.

 Начинаем игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названии деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и та далее.

 Например, речевая игра «Имена».  Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

- Каждый друг за другом называет свое имя.

- Каждый называет сове имя, четко проговаривая  каждый слог.

- Затем проговариваем сове имя, каждый его слог отмечаем хлопками.

- Проговариваем свое имя и шлепаем по коленям на каждый слог.

- Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.

- Как еще можно произнести свои имя (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно и так далее).

- Дети свободно ходят по комнате, тихо проговаривая сове имя, но по сигналу педагога, должны вернуться на свои места.

- Дети стоят в кругу и произносят все вместе свои имена, получается шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносится – громко, а если ладони близко- тихо.

Вот еще несколько заданий.

1. А сейчас вспомним, кого сегодня нет? (Дети называют имя отсутствующего). Давайте превратимся в маленьких зайчиков. Покажите, какие вы стали маленькие! (педагог показывает близко расположенные ладони) И голосочки у всех тоненькие. Зайчики ищут и зовут: «Лена!» (много раз)

2.А сейчас превратимся в больших зайцев! В каких? (широко расставить ладони). А голоса у нас какие?- Громкие, сильные! Позовем Лену! Ладоши превращаются в «дирижеров». Дети внимательно следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии с дирижерским жестом. Жесты могут быть контрастными или постепенными. Впоследствии роль дирижера может быть отдана ребенку. Эту игру можно разделить на несколько частей, постепенно прибавляя следующие варианты. Впоследствии речевую игру с именами можно продолжить, добавив варианты игры в «Эхо», но уже с пением.

Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и так далее. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме  темпе. Текст речевых игр не надо заучивать с детьми. Они запоминаются в процессе игры. Лучше, если текст произносится  с одновременными движениями рук, ног и всего тела. Например, речевая игра на текст заклички  «Дождик».   Проговариваем текст в размере две четверти:

«Дождик, дождик, Пуще лей! Чтобы было веселей!»

Варианты заданий:

1.Произносить текст по-разному: первый раз громко, второй – тихо.

2.Изменяем регистры голоса: высокий и низкий.

3. Изменяем темпы произношения: быстро, затем -  медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

4.. Две группы детей играют в «эхо»:

а) первая произносит громко весь текст, вторая - как эхо, произносит тихо.

б) обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения;

в) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлепает (можно поменяться местами);

г) первая только произносит текст, вторая только хлопает и, наоборот;

д)  можно заменить звучащие жесты на шумовые инструменты.

Это алгоритм, то есть последовательность речевой игры от простого к сложному, в которой можно что-то добавить или изменить, придумать свой вариант. Главное – разумно и дозировано использовать количество вариантов, все время следить за состоянием детей, не допуская их усталости и утомления, а особенно – потери интереса.

 

     РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА       

 

Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса.

Речевые зарядки дают еще и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей.

Разучиваются они с имитационными движениями, соответствующих содержанию текста.

 Речевую зарядки можно использовать на различных занятиях.

Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией.

Речевые зарядки проводятся в разных  условия их, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперед и так далее)

 

Например:

 

Мы ногами – топ-топ-топ,       (все движения выполнять

А руками -  хлоп-хлоп-хлоп           в соответствии с текстом)

Головою -  круть-курть-круть

Постучали в грудь-грудь-грудь.

Пяточками -  топ-топ- топ,

По коленкам -  шлеп –шлеп – шлеп.

Мы конфетку  - ам-ам –ам

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики.

                                                          Н.Мясникова

 

Мы на горку поднимались                              (руки одна за другой на каждые два

 

По ступенькам ледяным.                                       Слога поднимать вверх)

      

 В санки сели? Сели, сели.                             (Руки быстро опустить вниз)

                         Ух! Летим.

                                                      Н.И. Сухова.

 

Покажите -ка ,ребята, как мы в лес шагали?!       (шагаем)

Вот так, вот так, весело шагали.

Налетели комары, мы их отгоняли,                          (отгоняем руками 

Вот так , вот так , мы их отгоняли.                                Комаров)

Рассердились и потом шишки в них кидали,                   (кидаем шишки)

Вот та, вот так, шишки в них кидали.

Вдруг полил из тучи дождь, Все мы испугались,

Позабыли мы про шишки и домой помчались.               (побежали)

Шел мишка к броду,                                                               Хотьба на месте.

Бу – у – лтых в воду!                                                          На слог»лтых» сесть на стул.

Уж он мок, мок, мок,                       Движение руками» как плети»назад  и вперед.

Уж он кис, кис, кис.                          Туловище постепенно на слова «кис»                                                    Падает и лежит на коленях.

Голова и                                                                    Руки полностью расслаблены.

Вымок, выкис,                                              В расслабленном состоянии чуть                                                                  Пошевелиться.

Вылез .                                                            Поднять туловище.

Высох.                                                             Выпрямить спинку потрясти головой.

Встал на колоду –                                      Встать на ноги.

Б – Б – ЛТЫХ В ВОДУ!                                  Все начать сначала, но немного быстрее.

                               Русский фольклор.                                    

 

 

Ритмодекламация

 

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации -  это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, так как отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по -  разному.

РАДОСТЬ. (ФРАГМЕНТ)

                                                                       К.Чуковский.

 

Рады, рады, рады, светлые березы.

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады, темные осины.

И на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошел из облака,

И не град,

То осыпался с облака виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из – под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые – кудрявыми.

Даже мельница и та

Заплясала у моста.

КИСЛЫЕ СТИХИ.

                                                                    Э. Мошковская.

 

Встало солнце кислое, смотрит - небо кислое.

В кислом небе кислое облако повисло…

И спешат несчастные кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженное.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

Великан и мышь.

                                                                                   

 А. Фройденберг,

перевод Ю.Коринца                  

 

  Тсс! Тихо! Слушайте ребята!

Жил великан один когда – то.

Во сне вздохнул он, что есть сил.

И мышь живую проглотил.

Бедняга прибежал к врачу:

-Я мышку съел! Я – не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке…

Был врач умнейший человек,

Он строго глянул из-под век:

-Откройте рот, скажите» А».

Живую мышь, зачем, когда?!

Сейчас? Так что же вы сидите?!

Идите  кошку проглотите!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

            

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети и музыка158 КБ
Файл Звук227.21 КБ
Файл Мелодия159.83 КБ
Файл Ритм223.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

Дети  и музыка

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки. Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует  жизненные  способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течении  первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальные ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение  музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых  частей.  Игра а фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические навыки. Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.

        



Предварительный просмотр:

                         

ЗВУК

У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.  Во – первых, это звук, который производим мы или, который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист зайчика и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

-Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных  звуков они могут услышать в кухне или во дворе?

-Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глухие звуки. Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру. 



Предварительный просмотр:

                       МЕЛОДИЯ

И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способность чувствовать. Эта та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувственности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развивать способности самовыражения.

-Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя в звук мелодии.

-Экспериментируйте с эмоциональными звуками:

Счастьем, грустью, смехом и так далее.

Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом , мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях,  когда  трудно найти слова. Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которые наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки. Вариативность ритмов, тональностей и мелодии позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.

 

                                               



Предварительный просмотр:

РИТМ

Вторым  компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи  так соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину или она кажется навязчивой и раздражающей. Это ритм. В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движение тела  будет это отражать. Если мы устали,  то прослушивание африканского барабана может  вернуть  наше тело  в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из – под контроля, медленная и ритмическая музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.

-Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.

–Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья  часов.

-Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущаются в их организме? Как их ноги двигаются при различных темпах?  Попробуйте хлопать в ладоши, в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любой  музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Как развивается речь детей".

5—6 лет — наиболее спокойный возраст. Дети уже всё понимают и практически всё умеют, у них сформировались какие-то моральные устои. Слушать речь ребят старшей группы намного приятнее, чем средней, так...

Психологическая готовность ребенка к школе Консультация социального педагога для родителей и воспитателей

Консультация социального педагога для родителей и воспитателей "Психологическая готовность ребенка к школе", может использоваться на родительских собраниях и в виде консультации в распечатан...

Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»

   В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает...