«Путешествие овощей на огороде». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Голубева Валентина Ивановна.

Рассматривание овощей, разучивание пальчиковой гимнастики, игр, дидактическая игра "На что похоже". Дети знакомятся со способами образования слов с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; проявление интереса к различным видам деятельности; формирование умения выражать свои мысли, умения построения речевого высказывания в ситуации в общении со взрослым, сверстниками; развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_ovoshchey_na_ogorode.docx6.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие овощей на огороде». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Цель: развитие речи, с использованием упражнений  мелкой моторики рук и речевых игр.

Образовательная область: "Позновательное развитие"

Интеграция областей: социально- коммуникативное развитие, физическое развитие,речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Образовательные задачи:

Учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками;

Учить понимать идею сказки;

Учить образовывать прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Развивающие задачи:

Развивать общую моторику и моторику рук, тактильную память, зрительное внимание;

Развивать умение пониманимать текст загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и образами по содержанию;

Акцентировать внимание детей на произносимой стороне слова.

Воспитательные задачи:

Воспитывать  умение работать в коллективе, интерес к художественным произведениям разных жанров ( сказка, стихи, загадка), практически уметь их различать.

Виды деятельности:

Игровая,позновательно-исследовательская, коммуникативная.

Развивающая среда:

Конусные фигурки героев сказки «Репка» , муляжи овощей, корзинка, аудиозапись детской песенки.

Предварительная работа: рассматривание овощей, разучивание пальчиковой игры, сравнение  овощей цвету, форме, сравнение их с геометрическими фигурами.

                       Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Психологический настрой. Дети выстраиваются полукругом.

Игра «Сердечко по кругу»

Воспитатель:  Доброе утро, ребятки. Сегодня я вас пригласила, чтобы вместе поиграть, помечтать и просто интересно провести время. Но чем именно мы будем заниматься, я расскажу позже. Но для начала я хотела бы узнать все ли друг друга знают, как зовут? Приятно ведь, когда каждого человека называют по имени. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены любовь, тепло и дружба. Я предлагаю его вам. Меня зовут Валентина Ивановна. Будем передавать это сердечко по кругу и называть свои имена. Замечательно. Сердечко вернулось ко мне. Теперь каждый из вас вспомнил, как его зовут.

2.Развитие тактильной памяти

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка сами догадаетесь, а пока встречайте ее героев…

Появляется фигура деда.

Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочек их сложил, а они перепутались… Поможем ему различить овощи. ( Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности  объясняют, как догадались.  Дедушка благодарит за помощь.)

Игра «чудесный мешочек»

3.Лексико- грамматические упражнения

Игра «Садовод»

Появляется фигурка бабушки.

Воспитатель. Ребятки, у дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чем говорит поэт.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста,

Перцерошек поспел

И моркофель дозрел…

Н. Кончаловская

Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.

Дети переходят к фигурки внучки.

Игра «Большие – маленькие»  /с мячом/

Воспитатель. Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок встаем маленькие овощи назовем.

Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно- ласкательный суффикс: огурец- огурчик, морковь-  морковка…

4. Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель. Приготовились, ребята?

Будем мы как поварята:

Мы капусту рубим,          Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз

Мы  морковку  трем,             Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к

        себе и от себя.

Мы капусту солим,           Движение пальцев, имитируещее

        посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.            Разжимание и сжимание кулачков.

Появляется  Жучка.

Воспитатель. Жучка очень любит бегать, кружиться, играть. Давайте поиграем в игру «Жучка и воробьи».

5. Отгадывание загадок.

Появляется кошка.

Дети из корзины берут муляжи  тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» / каждый –свой/ и садиться на стульчики.

Воспитатель. Умная кошка принесла загадки. Если загадка про ваш овощ –надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».

Дети с учетом речевых возможностей объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» /Картошка/

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса – на улице.           /Морковь/

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.       /Редис /

Голова на ножке,

В голове – горошки.        /Горох /

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой?          /Огурец /

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи-

Меня ищи!    /Капуста /

Круглый бок, желтый бок-

Сидит на грядке колобок.

К земле приросла крепко.

Что же это?    /Репка /

Воспитатель. Ребята ,из какой же сказки были герои ? А кого не хватает? Правильно, мышки. Но мышка тоже приготовила задание , но сама убежала.

Игра «На  что похоже»

На столе лежат геометрические фигуры разной формы и цвета. Воспитатель показывает фигуры .  Дети отгадывают на какие овощи похожи.

6. ИТОГ

Воспитатель. С кем вы играли ? Чей подарок больше понравился? Что же у нас  лежит в корзинке? Как это назвать одним словом?

Тренируйте пальчики

Девочки и мальчики

Станут пальчики сильнее,

Головушка умнее,

А речь красивее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».

Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда МихайловнаЦель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»

Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности : выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Во саду ли в огороде"

Тема: Во саду ли в огородеПредмет: Развитие речиВозраст: дети старшегот возрастаЦель: Обобщить и систематизировать представления детей об овощах, фруктах, ягодах....

Конспект нод по развитию речи в старшей группе тема: «Овощи и фрукты»

Конспект нод по развитию речи в старшей группетема: «Овощи и фрукты»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи»

Конспект занятия по развитию речиТема: «Овощи»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема «Овощи. Огород»

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе  тема «Овощи. Огород»Составила воспитатель I категории  Коваленко О.В.Цель:Составление описательного рассказа...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Овощи, огород"

Целью этого занятия, является научить детей правильно называть и различать овощи. Дети учатся составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно - ласкательную форму, больше употребляют в св...