Консультация для воспитателей "Хорошая речь"
консультация (развитие речи) по теме

значение фольклора в развитие речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khoroshaya_rech.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей

«Хорошая речь»

Воспитатель  

I квалификационной категории

Гриневич Светлана Дмитриевна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, активнее осуществляется его психическое развитие.

   Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор

   Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нём создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодёжи – своём будущем.

С незапамятных времён в народном быту живут:

  • Русские народные песенки
  • Потешки
  • Заклички
  • Загадки
  • Колыбельные песенки
  • Пословицы и поговорки
  • Сказки

   Сегодня мы с вами поговорим о значимости русских народных песенок, потешек, колыбельных песенок, пословиц и поговорок на развитие связанной речи дошкольника.

   В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока- ворона, кашу варила…», «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…». Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько различной интонацией, причём исполняются на мотив народных мелодий. Всё это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образной речи дошкольников, словесному творчеству детей.

   Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причём это не, просто кот, а «котенька», «коток», «котя».  К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

   Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребёнка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козёл съеден волками, кисонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого. Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребёнок узнаёт о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т.д.

 Пословицы и поговорки - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение,

Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия.

Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.

Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает иносказательный смысл, более сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

   Пословицы и поговорки широко используются в старшем дошкольном возрасте для выработки дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Специальные упражнения помогают преодолеть детям такие трудности, совершают их дикцию.

Когда начинаем только работать с пословицами, подбираем пословицы, которые имеют только прямой смысл, а пословицы с двойным смыслом надо вводить постепенно в подготовительной группе. можно предложить множество заданий: "Пословица "рассыпалась": А, игла, не, руки, шьет. Когда дети собрали, беседуем по содержанию: как понимают? Действительно, мы говорим об искусной портнихе, что у портнихи умелые руки. А можно этой пословицей похвалить повариху? Конечно, чтобы сделать дело хорошо, важны не столько орудия, сколько мастерство человека. Таким образом, и слово "руки" имеет значение - мастерство, умение. Идет накопление словаря (умение, мастерство). Умные руки человек, искусный в каком-либо ремесле. Дело мастера боится - человек выполняет свое дело быстро, умело, правильно. Чтобы работу сделать интересной, разнообразной, читаю детям пословицы: "Дело мастера боится"; "Плотник - первый на селе работник"; "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".

   О чем эти пословицы? (О труде, профессиях). Они похожи друг на друга? Чем? Мы действительно часто слышим пословицу "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Пословица помогает понять, что надо вложить больше труда, тогда дело получится хорошо. Можно бросить дело, которое не получается, но надо еще попробовать. И тогда все получится.

   Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Таким образом, начинаю работу над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом. Предлагаю послушать пословицы:

"Декабрь год кончает, а зиму начинает";

"Лето - припасиха, зима - подбериха";

"Весна красна цветами, а осень - плодами";

"Весна зажги снега, заиграй овражки".

Как вы думаете, о чем говорится в этих пословицах? О природе. А эти пословицы учат чему-либо? Чему же они учат? Правильно народ, много наблюдал за природой, ведь если знаешь ее законы, то можно устроить свою жизнь, что она будет более хорошей. Поэтому народ и передавал в пословицах свои наблюдения. Скажите, почему в пословице говорится: лето-припасиха? Что значит слово "припасиха"? Ведь лето - не человек, а время года. (Рассуждение) Верно, написано одно, а подразумеваем другое; такое необычное красивое слово, оно обозначает не только время года, но и людей.

   Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.

Игровое упражнение

«Угадай пословицу»

Без печки холодно, без хлеба… (голодно)

Не шуба греет, а…(хлеб)

Не будет хлеба, не будет и …(обеда)

Хлеб на столе и стол…(расцвёл)

«Угадай пословицу»

1. За (какой?) головой, как за каменной стеной (умной, большой, старой)

2. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь (верную, долгую, красивую)

3. Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи)

4. (Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное)

5. (Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, весёлое)

6. Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?) поможет она (выше, богаче, добрее)

Инсценируйте пословицу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....