Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи на тему пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» в старшей логопедической группе
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    занятие для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности и воспитания у детей доброжелательного отношения к животным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «детский сад №16 «скворушка»

    Конспект НОД по развитию речи

    на тему пересказ рассказа

    Л.Толстого «Котенок»

    в старшей логопедической группе

    Воспитатель I кв.категории

    Ахметшина Назиля Фагимовна

    г.Набережные Челны, 2014 г.

    Тема

    Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок»

    Программа

    «От рождения до школы»

    Возраст

    Старшая логопедическая

    Направление

    Познавательно-речевое

    Основная образовательная область

    Коммуникация

    Интеграция образ.областей

    Коммуникация, социализация, познание, физическая культура

    Форма проведения

    Фронтально. Образовательные ситуации с элементами игры.

    Цель

    Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

    Воспитательные

    Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом

    Развивающие

    Расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

    Образовательные

    Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст.

    Планируемый результат

    Ребенок эмоционально воспринимает литературное произведение, выражает свое отношение к их персонажам; понимает мотивы поступков героев; может пересказать содержание прочитанного.

    Методы и приемы

    Методы: игровые, словесные, наглядные

    Приемы: художественное слово, дидактическая игра, вопросы, рассматривание картинок, подсказ слова или фразы, пересказ по частям, поощрение

    Наглядные средства обучения

    Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей

    Организация детей

    1-3. Свободная на ковре

    4-6. За столами

    7.В кругу

    8.За столами

    Индивидуальная работа

    Исправлять ошибки в речи детей, работать над звуковкой.

    Словарная работа

    Обогащение: амбар, щавель

    Активизация: охотник, котенок, …

    Предварительная работа

    Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?», К.Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего животного.

    структура

    1.Вводный организационный момент

    Игра «Назови детеныша», «Кто как голос подает?» -2 мин.

    2. Объявление темы -1 мин.

    3. Словарная работа -2 мин.

    4. Чтение рассказа - 2 мин.

    5. Вопросы детям – 3 мин.

    6. Создание проблемы – 1 мин.

    7. Физкультминутка «Котик» -1 мин.

    8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. -2 мин.

    9. Составление плана пересказа – 1 мин.

    10. Пересказ рассказа детьми - 9 мин.

    11. Итог. Высказывания детей. Самооценка – 1.

    Ход образовательной деятельности:

    1. Вводный организационный момент.

    Воспитатель предлагает поиграть в игру «Назови детеныша». (дети называют и показывают на картинках животных)

    У овцы – ягненок

    У лошади – жеребенок

    У коровы – теленок

    У козы – козленок

    У кролика – крольчонок

    У свиньи – поросенок

    У собаки – щенок

    У кошки – котенок.

    Игра «Кто как голос подаёт?».

    Гусь – гогочет

    Кошка - мяукает
    Собака – лает

    Корова - мычит
    Утка – крякает

    Ворона - каркает
    Лошадь – ржёт

    Свинья - хрюкает
    Овца – блеет

    Мышь - пищит

    Основная часть.

    2.Объявление темы.

    - Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.

    3. Предварительно воспитатель объясняет детям значения слов  амбар, щавель. 

    Амбар -строение  в селе для хранения зерна и других видов продуктов .

    Щавель – луговое или садовое растение с продолговатыми  съедобными листьями кислого вкуса. (Показ изображения)

    4. Чтение рассказа Л.Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.

    «Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

    Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

    – Нашёл? Нашёл?

    Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

    – Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

    Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

    “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

    Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

    Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

    Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.»

    5. Закончив чтение рассказу, воспитатель интересуется, понравился ли он детям, кому какой эпизод особенно запомнился, задает вопросы детям:

    (вопросы задаются на выбор, в зависимости от ответов детей)

    • О ком этот рассказ?
    • Что случилось весной?
    • Что услышали дети, когда играли возле амбара?
    • Что сделал Вася?
    • Что он там увидел?
    • Куда побежала Катя? Что она принесла?
    • Что сделали дети, когда котята подросли?
    • Как обращались дети с котенком?
    • Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
    • Почему они оставили котенка одного?
    • Кого увидели дети?
    • Какая опасность грозила котенку?
    • Как поступила Катя? А Вася?
    • Чем заканчивается рассказ?

    6. Создание проблемы. Воспитатель:

    -Это интересный рассказ. Но в другом детском саду, где я бываю, нет такой книги, и дети этот рассказ не знают. Давайте напишем им письмо. Вы будете рассказывать мне, а я записывать. Дети получат письмо и увидят, как вы научились рассказывать. Согласны?

    Для этого еще раз прочитаем рассказ, вы внимательно слушайте, чтобы ничего не пропустить. А перед этим поиграем – сделаем упражнение «Котик».

    7. физкультминутка «Котик»

    Вот какой коташка

    Круглая мордашка

    А на каждой лапке

    Коготки-царапки

    Все ему игрушки-

    Кубик и катушка.

    Котик, словно мячик,

    По квартире скачет.

    8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

    9. Составление плана вместе с детьми.

    -  О чем сначала расскажем? /о том как потерялась и нашлась кошка у детей/

    - А потом? /про котенка и как дети обращались с  ним/

    - О чем после  этого можно рассказать?/дети пошли гулять вместе с котенком    и забыли про него/

    - Что потом случилось?/на котенка напали охотничьи собаки/

    - Как заканчивается рассказ? /Вася спас котенка/

    10. Пересказ рассказа детьми. Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ по частям. Затем один ребенок еще раз рассказывает целый рассказ.

    11. Итог занятия. 

    - Молодцы, ребята. Вот наше письмо и готово. Мы его отправим и дети из другого сада узнают эту историю про котенка.

    - Ребята, вам понравилась заниматься?
    - В какие игры мы играли?
    - Что было трудно выполнять?
    - А что легко?

    - Чей рассказ вам больше всего понравился?

    Похлопаем себе за внимание и старание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

    Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя.              Сл...

    Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""

    На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....

    Конспект НОД по развитию речи на тему: " Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

    Конспект НОД включает использование  при пересказе  детьми литературного произведения приема мнемотехники....

    Конспект НОД по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста

    Формирование умения детей пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры...

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.

    Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному  ...