Конспект НОД по развитию речи на тему пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

занятие для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности и воспитания у детей доброжелательного отношения к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «детский сад №16 «скворушка»

Конспект НОД по развитию речи

на тему пересказ рассказа

Л.Толстого «Котенок»

в старшей логопедической группе

Воспитатель I кв.категории

Ахметшина Назиля Фагимовна

г.Набережные Челны, 2014 г.

Тема

Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок»

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

Старшая логопедическая

Направление

Познавательно-речевое

Основная образовательная область

Коммуникация

Интеграция образ.областей

Коммуникация, социализация, познание, физическая культура

Форма проведения

Фронтально. Образовательные ситуации с элементами игры.

Цель

Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

Воспитательные

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом

Развивающие

Расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Образовательные

Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст.

Планируемый результат

Ребенок эмоционально воспринимает литературное произведение, выражает свое отношение к их персонажам; понимает мотивы поступков героев; может пересказать содержание прочитанного.

Методы и приемы

Методы: игровые, словесные, наглядные

Приемы: художественное слово, дидактическая игра, вопросы, рассматривание картинок, подсказ слова или фразы, пересказ по частям, поощрение

Наглядные средства обучения

Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей

Организация детей

1-3. Свободная на ковре

4-6. За столами

7.В кругу

8.За столами

Индивидуальная работа

Исправлять ошибки в речи детей, работать над звуковкой.

Словарная работа

Обогащение: амбар, щавель

Активизация: охотник, котенок, …

Предварительная работа

Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?», К.Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего животного.

структура

1.Вводный организационный момент

Игра «Назови детеныша», «Кто как голос подает?» -2 мин.

2. Объявление темы -1 мин.

3. Словарная работа -2 мин.

4. Чтение рассказа - 2 мин.

5. Вопросы детям – 3 мин.

6. Создание проблемы – 1 мин.

7. Физкультминутка «Котик» -1 мин.

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. -2 мин.

9. Составление плана пересказа – 1 мин.

10. Пересказ рассказа детьми - 9 мин.

11. Итог. Высказывания детей. Самооценка – 1.

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводный организационный момент.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Назови детеныша». (дети называют и показывают на картинках животных)

У овцы – ягненок

У лошади – жеребенок

У коровы – теленок

У козы – козленок

У кролика – крольчонок

У свиньи – поросенок

У собаки – щенок

У кошки – котенок.

Игра «Кто как голос подаёт?».

Гусь – гогочет

Кошка - мяукает
Собака – лает

Корова - мычит
Утка – крякает

Ворона - каркает
Лошадь – ржёт

Свинья - хрюкает
Овца – блеет

Мышь - пищит

Основная часть.

2.Объявление темы.

- Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.

3. Предварительно воспитатель объясняет детям значения слов  амбар, щавель. 

Амбар -строение  в селе для хранения зерна и других видов продуктов .

Щавель – луговое или садовое растение с продолговатыми  съедобными листьями кислого вкуса. (Показ изображения)

4. Чтение рассказа Л.Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.

«Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.»

5. Закончив чтение рассказу, воспитатель интересуется, понравился ли он детям, кому какой эпизод особенно запомнился, задает вопросы детям:

(вопросы задаются на выбор, в зависимости от ответов детей)

  • О ком этот рассказ?
  • Что случилось весной?
  • Что услышали дети, когда играли возле амбара?
  • Что сделал Вася?
  • Что он там увидел?
  • Куда побежала Катя? Что она принесла?
  • Что сделали дети, когда котята подросли?
  • Как обращались дети с котенком?
  • Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
  • Почему они оставили котенка одного?
  • Кого увидели дети?
  • Какая опасность грозила котенку?
  • Как поступила Катя? А Вася?
  • Чем заканчивается рассказ?

6. Создание проблемы. Воспитатель:

-Это интересный рассказ. Но в другом детском саду, где я бываю, нет такой книги, и дети этот рассказ не знают. Давайте напишем им письмо. Вы будете рассказывать мне, а я записывать. Дети получат письмо и увидят, как вы научились рассказывать. Согласны?

Для этого еще раз прочитаем рассказ, вы внимательно слушайте, чтобы ничего не пропустить. А перед этим поиграем – сделаем упражнение «Котик».

7. физкультминутка «Котик»

Вот какой коташка

Круглая мордашка

А на каждой лапке

Коготки-царапки

Все ему игрушки-

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик,

По квартире скачет.

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Составление плана вместе с детьми.

-  О чем сначала расскажем? /о том как потерялась и нашлась кошка у детей/

- А потом? /про котенка и как дети обращались с  ним/

- О чем после  этого можно рассказать?/дети пошли гулять вместе с котенком    и забыли про него/

- Что потом случилось?/на котенка напали охотничьи собаки/

- Как заканчивается рассказ? /Вася спас котенка/

10. Пересказ рассказа детьми. Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ по частям. Затем один ребенок еще раз рассказывает целый рассказ.

11. Итог занятия. 

- Молодцы, ребята. Вот наше письмо и готово. Мы его отправим и дети из другого сада узнают эту историю про котенка.

- Ребята, вам понравилась заниматься?
- В какие игры мы играли?
- Что было трудно выполнять?
- А что легко?

- Чей рассказ вам больше всего понравился?

Похлопаем себе за внимание и старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя.              Сл...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""

На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"

Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста...