Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди" для детей старшей группы ФФН
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Целикова Наталья Петровна

Данный материал дает возможнсть развивать монологическую и диалогическую речь  у детей старшей группы с ФФН  через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_skazki_gusi_lebedi.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области

основной общеобразовательной школы № 18 им. В.И.Мамистова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Конспект

театрализованного представления

по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

для детей старшего дошкольного возраста

с ФФН

Подготовила:

воспитатель

первой квалификационной категории

Целикова Н.П.

2014 год

Тема: Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Речевое направление. Образовательная область: «Социально-коммуникативная».

Цель: Развитие речи (монологической, диалогической) у детей с ФФН через театральную деятельность.

Задачи: 

Образовательные:

1.Научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

2.Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую деятельность.

3. Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героев.

Развивающие: 

1. Развивать умение перевоплощаться в сказочных героев, используя интонационную окраску речи, мимику и жесты, присущие им.

2.Развивать выразительность,  активизировать словарь детей.

3.Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

4.Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Воспитательные: 

1.Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству и театру.

2.Воспитывать культуру поведения в театре, умение корректно и выдержанно регулировать своё поведение при зрителях.

3.Воспитывать умение доброжелательно вести диалог во время показа представления со сверстниками.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, познание, труд.

Словарная работа: народное творчество, театр, представление, артисты, зрители, декорации, билеты, афиша.

Предварительная работа: 

  • чтение текста русской народной сказки «Гуси – лебеди»;
  • рассматривание иллюстраций к сказке;  
  • просмотр мультфильма «Гуси – лебеди»;  
  • изобразительная  деятельность: лепка,  аппликация, рисование сцен из  сказки;
  • ручной труд: изготовление билетов;  
  • распределение ролей и разучивание текста сказки;  
  • разыгрывание сценок сказки;
  • слушание русских народных мелодий;  
  • изготовление декораций к сказке (привлечение родителей);
  • изготовление костюмов и атрибутов к сказке (привлечение родителей).
  • изготовление афиши;
  • разучивание хоровода «А я по лугу…», русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Материалы и оборудование: 

костюмы: рассказчики (3), батюшка, матушка, девицы, парни, мышка, яблонька, печка, речка, Баба – Яга, гуси – лебеди, деревья, лошадь.

Декорации: изображение на холсте яблоньки, печки, речки, избушки бабы – яги, деревни.  Муляжи яблок, пирожок, кувшинчик, ветка с зелеными листьями, 2 голубых длинных куска ткани для танца речки, зеленая ткань – трава.  Для избушки бабы - Яги: скамейка, стул, метла, чугунок, деревянная ложка, прялка, коврик, дрова, игрушка сова. Для матушки и батюшки: стол, 2 стула, скатерть, деревянная посуда, пряники, платок. Касса, билеты. Технические средства: магнитофон.

Действующие лица:

Матушка, Батюшка, Машенька – дочка, Ванечка – сынок, Гуси – лебеди (3), Реченька (4), Яблонька, Печка, Лес (4), Баба – Яга, Мышка, Лошадь.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход деятельности

Декорация: стол накрыт деревенской скатертью, на столе деревянные ложки, тарелки, чугунок. Батюшка сидит за столом. Матушка кормит его. Рядом  Ванечка с Машенькой играют деревянными палочками.

Действие первое

1.Рассказчик:  Жили муж и жена с дочкой Машенькой да сынком Ванечкой. Дочке уж десятый годок шел, а сынку два года было. Собрались отец с матерью в город и наказывают Машеньке:

Мать: Машенька, мы поедем с батюшкой в город. Ты из дома не уходи. С братом Ванечкой посиди.

Отец: Доченька, вы друг друга берегите, никуда не уходите! Мы вам гостинцев из города привезем.

 Машенька: (встает и говорит грустно) Хорошо матушка. Хорошо батюшка. Я за братцем пригляжу. Буду с Ваней я играть, вас мы будем дома ждать. Приезжайте поскорее.

Выходит  под музыку «лошадь».

Матушка с батюшкой «садятся» на лошадь и уезжают в город. Машенька и Ванечка машут им руками.

Выходит подружка на середину зала кричит.

 

Подружка:  Маша, Маша! Пойдем – ка играть! Песни петь, у березы плясать!

 Машенька:  Ванечка, ты на травке посиди, а я сейчас приду.

Машенька стелет на пол зеленую ткань, сажает Ванечку, дает ему деревянные палочки.

2.Рассказчик:  Посадила Машенька брата на траву у дома и убежала играть.

Действие второе

Под музыку русской народной песни «А я по лугу» выходят девицы и парни,

берутся за руки, строятся по кругу, поют и водят  хоровод «А я по лугу».

После хоровода все расходятся на свои места (на стульчики около декораций), Машенька стоит возле елочки.

 Ванечка сидит на «травке» и поет отрывок из песни «Во поле береза стояла…».

Выходят лебеди.

Танец лебедей.

Лебеди уходят.

Встает лес.

3.Рассказчик:  Лишь остался Ванечка один – прилетели гуси – лебеди, подхватили его на крылья и улетели к лесу.

Лебеди «подлетают» к Ванечке и вместе с ним «улетают» между деревьями к избушке Бабы – Яги.

Ванечка:  Машенька, Машенька! Ты меня найди! Машенька, Машенька! Ты меня спаси! Не хочу я в лесу жить! Не хочу я Яге служить!

Лебеди «прилетают» в избу к Бабе – Яге и отдают ей Ваню. Баба – Яга сажает Ваню на коврик, сама прядет пряжу, убирается в избушке и т.д.

Действие третье

1.Рассказчик:  Поиграла Машенька с подружками, вспомнила о Ванечке, побежала домой. Прибежала – а Ванечки – то нет!

2.Рассказчик:  Испугалась девочка, расплакалась. Стала его звать, искать, но куда ни бегала – нет Ванечки!

Машенька:  Ванечка, братец мой миленький, куда же ты делся? Оставила я тебя одного, не подумала! Ванечка отзовись!

Машенька плачет, ищет Ванечку по сторонам, бегает, зовет.

3.Рассказчик:  Тут увидела Машенька летящих к лесу лебедей и догадалась, что гуси Ванечку унесли.

1.Рассказчик: Бросилась девочка гусей догонять. Бежала, бежала….

Встает лес.  Машенька бежит между деревьями.  Ищет Ванечку.

2.Рассказчик:  Но вскоре лебеди скрылись из глаз. Куда Машеньке теперь бежать? Остановилась она, не знает, что и делать.

Действие четвертое

3.Рассказчик:  Вдруг видит Машенька, стоит печка, подбежала она к ней.

Машенька:  Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Печка: Скушай гостьюшка, моего ржаного пирожка, тогда скажу.

1.Рассказчик: А девочка ей отвечает.

Машенька: Стану я есть ржаной пирожок! Я дома пшеничные только с маслом ем!

2.Рассказчик: Сказала так Машенька и побежала дальше. А куда бежать – не знает.

3.Рассказчик: Увидела Машенька – стоит яблоня. Подбежала она скорее к яблоне, просит ее.

Машенька: Яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Яблоня: Съешь моё лесное яблочко, не побрезгуй, тогда скажу.

Машенька: Не буду, я есть эту кислятину! Я дома садовые яблоки с мёдом ем!

1.Рассказчик: Ответила Машенька яблоне и скорее побежала дальше.

2.Рассказчик: Бежит, бежит, торопится.  А куда гуси – лебеди улетели – не знает.

3.Рассказчик: Увидела тут она: течет молочная речка, кисельные берега. Подбежала она к речке, спрашивает.

Машенька: Молочная речка, скажи, куда. Гуси – лебеди полетели?

Речка: Съешь моего киселика с молоком, тогда скажу.

Машенька: Не, хочу! У батюшки с матушкой и сливочки не пьются!

1.Рассказчик: снова побежала Машенька. Бежит она, бежит, а где ей брата искать, так и не знает. А уж спрашивать не у кого!

Маша бегает по лесу.  Ваня сидит в избушке Бабы – Яги и плачет.

Действие пятое

Ванечка:  Машенька, Машенька! Ты меня найди! Машенька, Машенька! Ты меня спаси! Не хочу я в лесу жить! Не хочу я Яге служить!

Маша подбегает к избушке Бабы – Яги.  Лес садится.

2.Рассказчик:  Вдруг увидела она: избушка на курьих ножках. Сказала тут Машенька.

Машенька: Избушка! Стань по – старому, как мать поставила!

3.Рассказчик:  Избушка повернулась. Маша вошла в неё и увидела: Ванечка сидит на лавке, яблочками наливными играет.

1.Рассказчик: Вот куда принесли его гуси – лебеди! К Бабе – Яге!

2.Рассказчик: Увидел её и Ванечка. Машенька скорее приложила палец к губам, приказывая, чтобы он молчал, не выдавал её.

Маша приседает к Ванечке на коврик и тихонько говорит.

Машенька: Молчи Ванечка, ничего не говори, а то услышит Баба – Яга и проснется.

3.Рассказчик: Рядом с ним сидит баба – Яга, дремлет с прялкой в руках. А на плече у неё сова сидит – не спит, смотрит.

Баба – Яга сидит на скамейке и дремлет, в руках держит игрушку сову.

Машенька: Здравствуй, бабушка!

1.Рассказчик: Открыла Баба – Яга глаза и сердито глянула на девочку.

Баба – Яга: Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла?

Машенька: Заблудилась я. Ходила, ходила, уж ноги не держат, и есть хочу. Позволь посидеть у тебя.

Баба – Яга: Ну, так и быть, доешь мою кашу из горшка, да за это напряди мне пряжи.

2.Рассказчик: Сказала Баба – Яга  и ушла с совой.

3.Рассказчик:  Вылезла тут из – под печи мышка и просит.

Мышка:  Девица, девица, дай мне кашки хоть немножко.

1.Рассказчик:  На печи нашла Машенька и горшок с остатками каши, и ложку. Дала она мышке каши, а мышка и говорит.

Мышка: Беги отсюда и мальчишку уводи. Баба – Яга баню затопила. Помоет тебя и съест! И его, съест! Бегите скорее!

Машенька: Ванечка, вставай, бежим, пока баба – Яга не видит!

Действие шестое

Встают деревья.

Машенька убегает с братцем, бежит между деревьями (музыка).

2.Рассказчик: только успела Машенька отбежать от избы, как  Баба – Яга к окошку подошла и спрашивает.

Баба – Яга:  Прядешь ли, девица?

Мышка: Пряду! Пряду!

3.Рассказчик:  Ответила мышка, доедая кашку.

Баба – Яга возится возле печки с дровами.

1.Рассказчик: Как натопила баба – Яга баню, пришла за девочкой, а избушка то пуста. Закричала Баба – Яга.

Баба – Яга: Летите, гуси – лебеди, в погоню! Девочка мальчишку увела! Догоните! Мальчишку принесите! Не то я вас!

Действие седьмое

Встает лес. Машенька бежит с Ванечкой между деревьями (музыка).

2.Рассказчик: Бежит Машенька с братом, слышит: гуси за ними летят! Испугалась. С братом кинулась к молочной речке, просит её.

Машенька: Реченька, голубушка, спрячь, укрой нас!

Реченька: Поешь нашего киселя с молоком – спрячу!

3.Рассказчик: Поела она киселя, молока попила. Бережком укрыла молочная речка Машеньку с братом.

1.Рассказчик: Не увидели их гуси. Полетели дальше.

2.Рассказчик: Побежала Машенька с Ванечкой. Слышит, опять летят гуси.

Машенька: Ванечка, торопись, лебеди догоняют!

3.Рассказчик: К яблоне Машенька бросилась и просит её.

Машенька: Яблонька, укрой! Спаси нас!

Яблонька: Съешь моё лесное яблочко, укрою!

1.Рассказчик: Съела Машенька яблочко. Укрыла яблоня ветвями сестру с братом. Гуси над яблоней пролетели – не увидели их.

2.Рассказчик: Выбежала девочка с братом из – под яблони, торопится дальше.

3.Рассказчик: Слышит: гуси возвращаются. Добежала она до печки.

Машенька: Печка, матушка, спрячь нас!

Печка: Съешь мой ржаной пирожок да забирайся в печь.

1.Рассказчик: Съела Машенька пирожок, влезла с братом в печь, затворилась заслоном.

Встает лес.

2.Рассказчик: Слышит – пролетели гуси мимо. Вылезла девочка из печи, взяла братца и бегом домой.

3.Рассказчик: А гуси вернулись, нагонять стали. Вбежала девочка в дом, закрыла дверь. Гуси покружили над домом и улетели…

Лес уходит.

Выходит  под музыку «лошадь».

Матушка с батюшкой «садятся» на лошадь и приезжают домой.

1.Рассказчик: Тут и отец с матерью вернулись. Принесли детям пряников, а Машеньке ещё платочек на голову.

Батюшка: Вот мы и приехали! Пряников вам привезли.

Матушка: И платочек тебе Машенька.

2.Рассказчик: Вот и сказочки конец! А  кто слушал –  молодец!

Дети (актеры) встают полукругом под музыку, берутся за руки, кланяются все вместе.

Воспитатель: А сейчас мы представим вам наших артистов!

(Батюшка…, Матушка …, и т.д.)

Дети по очереди выходят в середину зала, кланяются и встают на место (играет музыка).        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди» в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Презентационный материал к театрализованному представлению по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»...

Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки "Теремок"

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках, все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными ...

Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Теремок» во второй младшей группе.

Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Теремок» во второй младшей группе....

Театрализованное представление по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка» в старшей группе.

Театрализованное представление по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»в старшей группе....

Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Теремок» во второй младшей группе.

Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения....

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)...