Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Авдонина Татьяна Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»

Цель:          Познакомить детей с произведением Н. Носова.

Задачи:

Образовательные:

·        учить давать характеристику герою, обогащать речь пословицами, упражнять в подборе синонимов.

Развивающие:

·        Развивать умение придумывать продолжение рассказа и его окончание, продолжать работу над составлением письма.

Воспитательные:

·        Воспитывать бережное отношение к труду людей.

Словарная работа: дворницкая, писатель, проделал.

Предварительная работа: повторение пословиц о труде, правил написания письма.

Оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрация к рассказу, книга для выставления жетонов, коробочка с жетонами, конверт, шариковая ручка, бумага, ножницы, бумага для вырезания снежинок.

Ход занятия.

Перед занятием с детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

В.: Дети, когда зайдете в группу, не забудьте поздороваться с гостями.

Дети заходят в группу, останавливаются около доски, здороваются с гостями и садятся на свободные стульчики.

В.: Сегодня у нас будет интересное занятие. Посмотрите сюда (Показывает портрет) Вы знаете, как зовут этого писателя?

Дети отвечают.

В.: Зовут этого писателя Николай Николаевич Носов.

Скажите, пожалуйста, кто такой – писатель?

Дети. Человек, который пишет стихи, рассказы, сказки и повести.

В.: Вспомните, какие рассказы Н. Носова вызнаете?

Дети. «Живая шляпа», «Леденец», «Заплатка».

В.: Сегодня мы с вами прочитаем интересный рассказ Н. Носова «На горке». Но сначала посмотрите, пожалуйста, сюда. (Показывает книгу)

Как вы думаете, что это такое?

Дети. Таблица, книга.

В.: Для чего нам понадобиться эта книга?

Дети. Не знаем.

В.: Ну хорошо, я вам подскажу – у каждого из вас есть карточки с такими же картинками, какие вы видите в этой книге. Нашли свою картинку? Эти жетоны вы будете получать за правильные и полные ответы, а расставлять я их буду напротив ваших картинок. В конце занятия по количеству жетонов мы посмотрим, кто хорошо занимался. (Берет книгу)

Садитесь поудобнее. Начинаем.

Воспитатель читает рассказ, обращая внимание детей на иллюстрацию, до фразы «Взобрался на самый верх».

В.: Ребята, подумайте, что могло случиться дальше?

Дети высказывают свои предположения. Если они затрудняются, то читается последний абзац.

Кто может продолжить рассказ? У кого будет самый интересный рассказ, тот получит жетон.

Дети высказываются.

А как по-другому можно продолжить рассказ?

Высказываются 2 – 3 ребенка.

Давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте и повторяйте за мной под музыку движения.

Физкультминутка.

Закружились, засверкали белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки,

Вдруг затихла злая вьюга – улеглись повсюду,

Заблистали, словно жемчуг, все дивятся чуду.

Заблистали, заискрились белые подружки,

Заспешили на прогулку дети и старушки.

В.: Садитесь. Теперь продолжим наше занятие. Давайте узнаем, что же было на самом деле. (Дочитываем рассказ до конца)

В.: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

В.: Кого вы хотите похвалить в этом рассказе?

Дети. Котьку.

В.: За что вы его хотите похвалить?

Дети. За то, что он потом ребятам помогал.

В.: А еще кого можно похвалить?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Они целый день трудились, строили горку.

В.: Почему Котька не смог подняться на коньках на горку?

Дети. Потому что было скользко.

В.: А почему ребята рассердились на Котьку?

Дети. Потому что он горку испортил, посыпал ее песком, и она перестала быть скользкой. По ней нельзя стало кататься.

В.: Расскажите, каким был Котька в начале рассказа?

Дети. Хитрый, ленивый, плохой – испортил горку.

В.: Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

В.: А каким мы его увидели в конце рассказа?

Дети. Трудолюбивым, умным, сообразительным.

В.: Почему вы так думаете?

Дети. Он даже ступеньки проделал в горке сбоку, чтобы всем удобно было взбираться.

В.: Ребята, вспомните, какие пословицы о труде вы знаете? Кто назовет самую интересную и лучшую пословицу о труде – получит жетон.

Дети называют.

В.: Объясните, как вы понимаете пословицу: «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Дети объясняют, что если ты хочешь что-то получить, надо обязательно потрудиться.

В.: Ребята, а как вы поняли слово «дворницкая»? От какого слова оно произошло?

Дети. От слова «дворник».

В.: Правильно, значит, дворницкая – это помещение, где хранятся инструменты дворника.

В.: Дети, сейчас я вам предлагаю написать письмо Котьке. С чего можно начать письмо?

Дети. Поздороваться: здравствуй, Котька.

В.: А как по-другому можно начать письмо?

Дети. Привет, Котька.

В.: Кто хочет рассказать нам свое письмо? За самое интересное письмо вы тоже получите жетон.

Высказываются 2 – 3 ребенка.

В.: Я принесла с собой вот такой конверт. Вы свое письмо, пожалуйста, запомните, а после занятия подойдете ко мне и мы его запишем, положим в конверт и отправим Котьке.

В.: Ребята, мне кажется, мы что-то забыли написать на конверте.

Дети. Адрес.

В.: Вспомните, какой номер квартиры был у Котьки?

Дети. Номер 6.

В.: А теперь, ребята, давайте посмотрим, кто же у нас сегодня хорошо занимался. (Считает жетоны)

В.: Вспомните, о каком времени года говорилось в рассказе?

Дети. О зиме.

В.: Сегодня после занятия, когда вы немножко отдохнете, мы с вами вырежем красивые снежинки, которыми украсим группу. Дети, что нужно сказать на прощание?

Дети. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.starshaya_gruppa.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»

Цель:         Познакомить детей с произведением Н. Носова.

Задачи:

Образовательные:

  • учить давать характеристику герою, обогащать речь пословицами, упражнять в подборе синонимов.

Развивающие:

  • Развивать умение придумывать продолжение рассказа и его окончание, продолжать работу над составлением письма.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к труду людей.

Словарная работа: дворницкая, писатель, проделал.

Предварительная работа: повторение пословиц о труде, правил написания письма.

Оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрация к рассказу, книга для выставления жетонов, коробочка с жетонами, конверт, шариковая ручка, бумага, ножницы, бумага для вырезания снежинок.

Ход занятия.

Перед занятием с детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

В.: Дети, когда зайдете в группу, не забудьте поздороваться с гостями.

Дети заходят в группу, останавливаются около доски, здороваются с гостями и садятся на свободные стульчики.

В.: Сегодня у нас будет интересное занятие. Посмотрите сюда (Показывает портрет) Вы знаете, как зовут этого писателя?

Дети отвечают.

В.: Зовут этого писателя Николай Николаевич Носов.

Скажите, пожалуйста, кто такой – писатель?

Дети. Человек, который пишет стихи, рассказы, сказки и повести.

В.: Вспомните, какие рассказы Н. Носова вызнаете?

Дети. «Живая шляпа», «Леденец», «Заплатка».

В.: Сегодня мы с вами прочитаем интересный рассказ Н. Носова «На горке». Но сначала посмотрите, пожалуйста, сюда. (Показывает книгу)

Как вы думаете, что это такое?

Дети. Таблица, книга.

В.: Для чего нам понадобиться эта книга?

Дети. Не знаем.

В.: Ну хорошо, я вам подскажу – у каждого из вас есть карточки с такими же картинками, какие вы видите в этой книге. Нашли свою картинку? Эти жетоны вы будете получать за правильные и полные ответы, а расставлять я их буду напротив ваших картинок. В конце занятия по количеству жетонов мы посмотрим, кто хорошо занимался. (Берет книгу)

Садитесь поудобнее. Начинаем.

Воспитатель читает рассказ, обращая внимание детей на иллюстрацию, до фразы «Взобрался на самый верх».

В.: Ребята, подумайте, что могло случиться дальше?

Дети высказывают свои предположения. Если они затрудняются, то читается последний абзац.

Кто может продолжить рассказ? У кого будет самый интересный рассказ, тот получит жетон.

Дети высказываются.

А как по-другому можно продолжить рассказ?

Высказываются 2 – 3 ребенка.

Давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте и повторяйте за мной под музыку движения.

Физкультминутка.

Закружились, засверкали белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки,

Вдруг затихла злая вьюга – улеглись повсюду,

Заблистали, словно жемчуг, все дивятся чуду.

Заблистали, заискрились белые подружки,

Заспешили на прогулку дети и старушки.

В.: Садитесь. Теперь продолжим наше занятие. Давайте узнаем, что же было на самом деле. (Дочитываем рассказ до конца)

В.: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

В.: Кого вы хотите похвалить в этом рассказе?

Дети. Котьку.

В.: За что вы его хотите похвалить?

Дети. За то, что он потом ребятам помогал.

В.: А еще кого можно похвалить?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Они целый день трудились, строили горку.

В.: Почему Котька не смог подняться на коньках на горку?

Дети. Потому что было скользко.

В.: А почему ребята рассердились на Котьку?

Дети. Потому что он горку испортил, посыпал ее песком, и она перестала быть скользкой. По ней нельзя стало кататься.

В.: Расскажите, каким был Котька в начале рассказа?

Дети. Хитрый, ленивый, плохой – испортил горку.

В.: Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

В.: А каким мы его увидели в конце рассказа?

Дети. Трудолюбивым, умным, сообразительным.

В.: Почему вы так думаете?

Дети. Он даже ступеньки проделал в горке сбоку, чтобы всем удобно было взбираться.

В.: Ребята, вспомните, какие пословицы о труде вы знаете? Кто назовет самую интересную и лучшую пословицу о труде – получит жетон.

Дети называют.

В.: Объясните, как вы понимаете пословицу: «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Дети объясняют, что если ты хочешь что-то получить, надо обязательно потрудиться.

В.: Ребята, а как вы поняли слово «дворницкая»? От какого слова оно произошло?

Дети. От слова «дворник».

В.: Правильно, значит, дворницкая – это помещение, где хранятся инструменты дворника.

В.: Дети, сейчас я вам предлагаю написать письмо Котьке. С чего можно начать письмо?

Дети. Поздороваться: здравствуй, Котька.

В.: А как по-другому можно начать письмо?

Дети. Привет, Котька.

В.: Кто хочет рассказать нам свое письмо? За самое интересное письмо вы тоже получите жетон.

Высказываются 2 – 3 ребенка.

В.: Я принесла с собой вот такой конверт. Вы свое письмо, пожалуйста, запомните, а после занятия подойдете ко мне и мы его запишем, положим в конверт и отправим Котьке.

В.: Ребята, мне кажется, мы что-то забыли написать на конверте.

Дети. Адрес.

В.: Вспомните, какой номер квартиры был у Котьки?

Дети. Номер 6.

В.: А теперь, ребята, давайте посмотрим, кто же у нас сегодня хорошо занимался. (Считает жетоны)

В.: Вспомните, о каком времени года говорилось в рассказе?

Дети. О зиме.

В.: Сегодня после занятия, когда вы немножко отдохнете, мы с вами вырежем красивые снежинки, которыми украсим группу. Дети, что нужно сказать на прощание?

Дети. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по развитию речи на тему: М. Пришвин  «Золотой  луг». Цель:  Познакомить со смыслом слов: промысел, ид...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи Тема: «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи Тема: «Теремок» Цель: Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей через организацию Н...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи Тема : «Песня колокольчика»

Цель:Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.Задачи:-Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.-Знакомить с народной культ...