конспект занятия по теме : «Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Елена Васильевна Лидина

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детейо жизни и творчестве Н.Н.Носова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nosov.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова»

Возрастная группа: старшая

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Используемые технологии:

Коммуникативная

Игровая

Здоровьесберегающая

Ожидаемые результаты:

Знает фамилию автора и названия рассказов, эмоционально откликается на литературное произведение, желание рассказывать произведения Н.Н. Носова.

Цель: познакомить детей с творчеством писателя Н.Н. Носова

Задачи:

Образовательные

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Прививать любовь к художественной литературе.

Развивающие

Развивать эмоциональность и выразительность речи и движения.

Воспитывающие

Воспитывать чувство радости, интерес и любовь к книге.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

Оборудование: 

Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса.

Предварительная работа:

Чтение рассказов «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик»,  просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса», рисование по рассказам Н.Н. Носова.

Ход совместной деятельности:

Вводная часть. Мотивация. Постановка проблемы. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.

Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаем.

– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н .Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

Воспитатель: Путешествовать будем группами. У нас есть две команды.

– Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером, мать воспитывала четырех детей. Она была рукодельницей и певуньей, очень чутким человеком. Николай с детства был замкнутым и неуверенным в себе человеком. С детства его увлечения были разносторонними. Он занимался музыкой, пением и любительским театром, увлекался точными науками: химией, электротехникой, шахматами, фотографией.

Как же получилось, что «ворчливый дяденька» Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель? Николай Носов любил рассказывать своему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. Постепенно он понял, что сочинять для детей наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и любви и уважения к детям. Он умел волшебно становиться ребенком, видеть мир его глазами, чувствовать его душой, говорить его языком. Фантазия – вот то качество, которое храня память детства, помогло Николаю Носову стать одним из самых любимых и известных детских писателей. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году.

Герои рассказов Н. Носова с первых минут завоевывают сердца читателей. Наивные, озорные, любознательные непоседы постоянно попадают в необычные, часто смешные ситуации. В отзывчивых, готовых помочь другим, деятельных, открытых ребятах юные читатели узнают себя и своих друзей

1 конкурс: «Блиц-вопросы»

1.        Назовите имя и отчество Носова.

2.        Где и когда родился Носов?

3.        Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (Картофель.)

4.        В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка».)

5.        Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. («Фантазеры».)

6.        В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключения Незнайки и его друзей».)

7.        Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

8.        Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка.)

9.        Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)

10.        На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)

Входит Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

– Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Воспитатель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся с нами, смотри и учись, а ребята тебе помогут.

2 конкурс: «Попади в цель».

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

3 конкурс: «Бюро находок».

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон).

Шляпа – «Живая шляпа».

Кастрюля, удочка, крупа - «Мишкина каша».

Нитки, иголки, ткань – «Заплатка».

Огурцы – «Огурцы».

Лопата – «На горке».

Инсценировка «Бобик в гостях у Барбоса».

Автор: Бобик увидел на столе гребешок и спросил: Бобик: - А что это у вас за пила?

Барбос: - Какая пила! Это гребешок.

Бобик: - А для чего он?

Барбос: - Эх ты! Сразу видно, что весь век в конуре прожил. Не знаешь, для чего гребешок? Причёсываться.

Бобик: - Как это - причёсываться?

Автор: Барбос взял гребешок и стал причёсывать у себя на голове шерсть:

Барбос: - Вот смотри, как надо причёсываться. Подойди к зеркалу и причешись.

 Автор: Бобик взял гребешок, подошёл к зеркалу и увидел в нём своё отражение.

Бобик: (показывает пальцем в зеркало)- Послушай, там какая-то собака!

Барбос: - Да это ведь ты сам в зеркале! (смеётся и хватается за живот)

Бобик: - Как - я?.. Я ведь здесь, а там другая собака.

Автор: Барбос тоже подошёл к зеркалу, Бобик увидел его отражение и закричал:

 Бобик: - Ну вот, теперь их там уже двое!

Барбос: - Да нет! - Это не их двое, а нас двое. Они там, в зеркале, не живые.

Бобик: - Как - неживые? Они же ведь двигаются!

Барбос: - Вот чудак! Это мы двигаемся. Видишь, там одна собака на меня похожа?

 Бобик: - Верно, похожа! Точь-в-точь как ты! (радостно)

Барбос: - А другая собака похожа на тебя.

Бобик: - Что ты! (испуганно) Там какая-то противная собака, и лапы у неё кривые. Барбос: - Такие же лапы, как у тебя.

Бобик: - Нет, это ты меня обманываешь! Посадил туда каких-то двух собак и думаешь - я тебе поверю.

Автор: Он принялся причёсываться перед зеркалом, потом вдруг как засмеётся:

Бобик: - Глянь-ка, а этот чудак в зеркале тоже причёсывается! Вот умора!

Автор: Барбос только фыркнул и отошёл в сторону.

4 конкурс: «Эпизод».

Назовите произведение и его героев?

1.        Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”).

2.        “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)

3.        “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

4.        “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)

5.        “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик).

6.        “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка).

 5 конкурс: «Что лишнее?»

Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)

Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)

Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)

Физкультминутка «Машина».

У машины есть мотор, есть колёса

В ней шофёр.

Только я в машину сяду,

Вмиг домчит, куда мне надо!

6 конкурс: «К какому рассказу иллюстрация?»(воспитатель показывает иллюстрации, а дети вспоминают).

Воспитатель: Ребята, а кто знает какая самая большая и самая маленькая книги существуют в мире?(показ иллюстраций и пояснение воспитателя)

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке в изготовлении книги. Страницами нам послужат ваши рисунки. А обложку приготовила я.Сейчас мы прошьём книгу, и подарим её Незнайке(шьют).

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Воспитатель:

Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна.

И столько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она.

Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой.

Ну вот, Незнайка, мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Дети показали хорошие знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова для детей подготовительной группы детского сада.Цель: Закрепить знания детей о творчестве Н.Н. Носова....

Литературная викторина по произведения Н.Н. Носова.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад N9 1553 литературная викторина по произведениям Николая Николаевича Носова старшая группа (январь 2012 г.) Составила и пр...

Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова. Для детей подготовительных групп

Цели:1.        В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.2....

Конспект занятия на тему: «Литературная викторина для детей средней группы»

Викторина по сказкам для детей средней группы (4-5 лет)...

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова

В игровой форме систематизировать и обобщить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова...

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова

систематизировать и обобщить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова...

Литературная викторина по произведениям Н. Н. Носова

Литературная мини- викторина по прозведениям Н.Н. Носова...