Проект "Логокомплекс для семьи"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Четвергова Наталья Николаевна

проект предлагает материалы и помощь специалистов ДОУ (воспитателей и логопедов) для образования родителей по разделу "развитие речи", план совместной работы воспитателе, логопедов и родителей по развитию и коррекции речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Проблема профилактики и коррекции

                      отклонений в речевом развитии дошкольников

     Речь является особой и наиболее совершенной формой человеческого общения, важным средством связи ребенка с окружающим миром. Как известно, речь не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых, и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от условий речевого воспитания и обучения. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием гармоничного развития личности ребенка.

      В связи с этим решение проблем формирования гармоничной личности ребенка дошкольного возраста тесно связано с профилактикой отклонений в языковом и речевом развитии дошкольников. Большое значение в разработке профилактических мер имеет учет социально – психологических факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи. Первым и наиболее важным является семейное воспитание, квалифицированная помощь со стороны семьи существенно дополняет комплекс педагогических мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речевого развития у детей.

      В настоящее время издается достаточно много литературы для родителей, касающейся проблем воспитания и обучения детей. Однако педагогические наблюдения показывают что, прочитав эту литературу, родители часто не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми навыками и приемами без помощи и поддержки специалистов. В этом случае сотрудничество с педагогами ДОУ становится необходимым не только для получения родителями конкретных навыков и умения, но и для осознания ими значимости семейного воспитания для общего и речевого развития ребенка, значимости сотрудничества со специалистами детского сада. Родители, движимые чувством любви к своему ребенку, становятся равноправными партнерами педагогов. Они способны индивидуализировать, дополнить, расширить, развить предлагаемые методы речевого воспитания и обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

       Таким образом определяется необходимость организации конструктивного сотрудничества педагогов и семьи в целях стимуляции языкового и речевого развития, а также профилактики нарушений речи у дошкольников. При этом специалисты получают возможность опереться в своей работе на заинтересованных родителей, а родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

  1. Концептуальные основы проекта

     В целом, актуальность разработки и внедрения инновационных обучающих программ на базе детского сада обусловлена инновационными процессами в современном образовательном пространстве в целом. Актуальность создания и внедрения данного проекта для ДОУ связана с ориентацией учреждения на всестороннее развитие воспитанников, создание единого речевого пространства, которое поддерживается детским садом и семьей.

      Говоря о степени разработанности проблем, связанных с развитием речи детей, можно отметить, что существует достаточное количество отечественной научной и учебно – методической литературы, посвященной проблемам развития речи у детей дошкольного возраста. Теорико – методологической базой послужили работы Гвоздева А. Н. Левиной Р. Е., Каше Г. А., Правдиной О. В., Герман Н.А., Беккер К. П., Фомичевой М.Ф., Волковой Г.А., Ефименковой Л.Н., Архиповой Е.Ф., Филичевой Т.Б., Ткаченко Т.А.,Визель Т. Г., Калягина В.А. В данных трудах разрабатываются теоретические и методические аспекты развития речи, предлагаются комплексы упражнений по коррекции речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста, формулируются методические рекомендации по работе с детьми с нарушениями речи различного характера для педагогов и родителей.

     Целью проекта является развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через разработку и внедрение специального логопедического комплекса для занятий родителей с детьми в домашних условиях.

      Данная цель предполагает последовательное решение следующих    задач:    1. Выявить проблемы развития речи дошкольников

                2. Определить уровень компетентности родителей по вопросам стимуляции речевого развития, профилактики и коррекции нарушений речи.

                3. Познакомить родителей с проблемами речевого развития с целью повышения их мотивационной готовности к речевой работе с детьми.

                4. Создать комплекс упражнение, заданий, дидактических материалов, способствующих развитию речи детей.

                5. Внедрить разработанный комплекс и обеспечить его психолого – педагогическое сопровождение.

                6. Осуществить мониторинг эффективности применения логокомплекса в процессе решения задач развития и коррекции речи детей.

Реализация проекта предполагает получение следующих         результатов:

     1. снижение процента детей с речевыми нарушениями

        2. повышение компетентности родителей по данному разделу

               3. заинтересованность родителей в тесном сотрудничестве с ДОУ

               4. повышение авторитета ДОУ и его специалистов в обществе

     В разработке и реализации данного проекта заинтересованы все участники педагогического процесса: педагоги, родители, воспитанники. Однако главной целевой аудиторией данного проекта являются родители воспитанников ДОУ. Как отмечают специалисты (Бачина О.В, Самородова Л.Н 2009), «вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.»  При этом данный проект ориентирован как на родителей воспитанников, имеющих определенные нарушения речи, так и на родителей детей с нормой речевого развития.

       Думается, что реализация данного проекта позволит получить положительный эффект для всех участников педагогического процесса. Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для профилактики и коррекции нарушений речи детей, самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско – родительско – педагогическом коллективе.

        Реалистичность реализации проекта определяется наличием в нашем ДОУ компетентной команды опытных педагогов, специалистов, достаточной теорико – методологической базы, готовностью родителей принять к сведению и использовать предлагаемые рекомендации и опыт комплексного взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам речевого развития детей. Кроме того, реалистичность проекта обусловливается незначительными финансовыми затратами для его реализации, что также важно в современных условиях.

     3.    Описание проекта: стратегия и механизм достижения

поставленных целей

  Реализация проекта предполагается с сентября по май и будет включать три этапа:

       Аналитико – диагностический

который будет решать следующие задачи:

  1. Выявить проблемы развития речи воспитанников
  2. Определить уровень компетентности родителей по вопросам стимуляции речевого развития, профилактике и коррекции нарушений речи
  3. Познакомить родителей с проблемами речевого развития с целью повышения их мотивационной готовности к речевой работе с детьми.

     Решение задач подготовительного этапа предполагает следующие мероприятия. Разработать опросник для родителей по изучению понимания значимости, степени осведомленности о речевых проблемах ребенка, потребности в знаниях и умениях по решению этих проблем.        Предложить заполнить опросник каждой семье, проанализировать полученные результаты. Провести диагностику уровня развития детей, включающую в себя обследование артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия, развития тонкой моторики и т.д. Подобрать, изучить литературу по вопросам развития речи, систематизировать материал.

             Основной этап реализует следующие задачи:

  1. Познакомить родителей с проблемами речевого развития с целью повышения их мотивационной готовности к речевой работе с детьми.
  2. Создать комплекс упражнений, заданий, дидактических материалов, способствующих развитию речи детей.
  3. Внедрить разработанный комплекс и обеспечить его психолого – педагогическое сопровождение.

        Этап предполагает актуализацию в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные консультации, беседы, семинары, тренинги, проводимые педагогами – специалистами ДОУ.

         Собственно создание логокомплекса включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток в библиотеку для родителей, подборку с упражнениями артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик, логоритмическими упражнениями, приобретение и изготовление дидактических, настольно – печатных игр, игры для развития мелкой моторики и т.п. Родители смогут взять книги, разработки, игры домой во временное пользование, а некоторые наиболее востребованные материалы можно тиражировать с помощью родителей.

           Собранный методический и практический материал по проблеме развития речи дошкольников предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.

            В процессе внедрения логокомплекса необходимо анализировать трудности, с которыми сталкиваются родители при освоении материала. Результатом этого станет индивидуальное консультирование специалистов, что обеспечит психолого – педагогическое сопровождение внедрения логокомплекса,

        Задача контрольно – итогового (оценочного) этапа:

        - осуществить мониторинг эффективности применения логокомплекса в процессе решения задач развития и коррекции речи детей.

        Он включает в себя сбор и обработку диагностических материалов, соотнесение прогнозируемых и полученных результатов. Планируется провести повторную диагностику уровня развития речи детей, анкетирование родителей по выяснению уровня компетентности по вопросам речевого воспитания и обучения. Измерительными средствами также могут стать собеседование с детьми, учет активности родителей, анализ отзывов родителей и их предложений.

        Показателями эффективности проекта будут считаться:

   - уменьшение количества детей с низким уровнем речевого развития

   - преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи

   - повышение уровня компетентности родителей в решении речевых проблем ребенка

   - увеличение числа вопросов семей к педагогам по проблемам развития речи

   - возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию игр и упражнений логокомплекса

Распространение результатов

Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создания оптимальных психолого – педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из решений данной проблемы становится организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и в семье. Думается, что логокомплекс может стать важной составляющей в профилактике и коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.

   Мы предполагаем, что алгоритм составления и реализации проекта может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений. Так, например, можно создать физкультурно – оздоровительный комплекс (виды гимнастик, закаливания, массажа и т.п.)

   

                                          План – график работ

Наименование

этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

Аналитико – диагностический этап

(сентябрь –

  октябрь)

Разработка опросника для родителей, его тиражирование

Проведение диагностики уровня развития речи детей

Заполнение опросника родителями

Подбор и изучение литературы, систематизация материала

С 1 сентября по 15 сентября

С 1 по 30 сентября

С 15 по 30 сентября

Октябрь

Опросник «Что Вы знаете о речи детей»

Результаты диагностики

Определение уровня речевого развития

Уровень компетентности родителей по вопросам речевого развития детей

Создание картотек, средств речевого воспитания

Проектная группа

Воспитатели, учителя - логопеды

Проектная группа

Проектная группа

Основной

( ноябрь – март)

Беседа «Семья – первый педагог»

Консультация «Возрастные особенности речи детей»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Психолого – педагогический тренинг «Как формировать познавательный интерес вашего ребенка»

Подбор библиотеки для родителей, организация их работы.

Подборка материалов «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Логоритмические упражнения»

Обучающий семинар «Профилактика и коррекция недостатков речевого развития»

Практикум «Использование логокомплекс для семьи»

Консультирование по запросам родителей

15 ноябрь

30 ноябрь

ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь - январь

25 январь

15 февраль

Февраль - март

Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников, мотивация к сотрудничеству

Передвижная библиотека

Иллюстрации с текстовым приложением

Овладение родителями приемами профилактики и коррекции речевых недостатков у детей

Педагогический коллектив

Педагог - психолог

Проектная группа

Проектная группа, логопеды

Логопеды

Контрольно – итоговый

(апрель – май)

Повторное проведение диагностики уровня речевого развития детей

Заполнение опросника родителями воспитанников

Конференция «Опыт семейного речевого воспитания

апрель

апрель

май

Динамика уровня речевого развития детей

Динамика уровня компетентности родителей по вопросам речевого развития детей

Анализ внедрения «Логокомплекса для семьи»

Воспитатели групп, логопеды

Проектная группа

           

Список использованной литературы

  1. Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб: Детство – Пресс, 2001
  2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г, Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.:Детство – Пресс, 2001
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение
  4. Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников. – М.Школа – Пресс 1999
  5. Волкова Г.А. Психолого – логопедическое обследование детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.Детство – Пресс. 2005
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. 1961
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М. 1985
  8. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей: книга для логопедов. – М. Просвещение, 1987
  9. Лопухина Е.С. Логопедия550. Занимательные упражнения для развития речи. – М:»Аквариум», 1996
  10. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. Пособие для логопеда и воспитателя. – Воронеж: МОДЭК, 1997
  11.  Цвынтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь. – СПб.»Лань», 1999
  12.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Ь. Айрис – пресс. 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....