Игры-упражнения для развития фонематического слуха.
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Цветкова Нина Алексеевна
Представляю картотеку игр для работы по развитию фонематического слуха. Дети, у которых развит фонематический слух быстрее овладевают произносительной стороной речи, быстрее учатся читать, легче овладевают иностранными языками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_slukha.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха.

КРАСНЫЙ-БЕЛЫЙ

ЦЕЛЬ: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

ОБОРУДОВАНИЕ: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук.

Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимаем белый.

КТО БОЛЬШЕ?

ЦЕЛЬ: Нахождение звука в названиях предмета по картине.

ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог показывает детям картину, например «ОГОРОД». После рассмотрения картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук

Р(звук С)?

За каждое слово дается картонный кружок.

Выигрывает тот, у которого больше кружков.

 

ПОЙМАЙ РЫБКУ

ЦЕЛЬ: Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: Металлические скрепки, небольшие предметные картинки(изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука

(например Р), его место в слове(вначале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

 

КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?

ЦЕЛЬ: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки на определенный звук.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушаете и отгадаете, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку». Затем педагог показывает и называют картинки, которые начинаются, например, со звука «С»:санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: «С».

Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука С.

Назовите мне их. «Дети вспоминают и называют их».

Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

Игру можно усложнить.

 

КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ?

ЦЕЛЬ: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: Мяч, фанты.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч, поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-нибудь слово, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

 

НАЙДИ МЕСТО ДЛЯ СВОЕЙ КАРТИНКИ.

ЦЕЛЬ: Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки, в названии которых, например, есть звук «Ш» или «Ж».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: Ш – Ш – Ш…….. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: Ж – Ж – Ж…….. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будут звук «Ш» или «Ж»

Если услышите звук «Ш», то картинку нужно положить слева, а если услышите звук «Ж», то ее надо положить справа».

Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

 

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

ЦЕЛЬ: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, курица, автобус и т.д.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть звук, например, звук «С», вы должны поднять руку».

Затем он называет ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук «С» встречается в начале, середине и в конце слова.

Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком «С». В процессе игры педагог меняет порядок названия предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов(Аналогичную игру можно повторить с другими звуками).

 

ЗВЕНИТ - ЖУЖЖИТ

ЦЕЛЬ: Дифференциация звуков «З» - «ЖЖ».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук «З» или «Ж». Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему свое слово. Если водящий слышит в слове звук «З», то он говорит: «Звенит», если слышит звук «Ж», то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные слова.

 

ОТСТУКИВАНИЕ СЛОГОВ

ЦЕЛЬ: Обучение слоговому анализу слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: Барабан, бубен.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать.

Произносит отчетливо и громко, например «КОЛЕСО»

Названный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

 

ТЕЛЕГРАФ.

ЦЕЛЬ: Обучение слоговому анализу слов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками.

Сначала детям дают двухсложные слова, подбирая их по степени трудности(папа, мама, окно, кровать).

Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова(МА – ШИ – НА, СТОЛ, ДВЕРЬ). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передать по телеграфу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Игра-упражнение на развитие фонематического слуха "Волшебный коврик"

Игра-упражнение на развитие фонематического слуха "Волшебный коврик"(старший дошкольный возраст)...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....