Главные вкладки

    Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
    учебно-методический материал по развитию речи на тему

    Буднева Марина Анатольевна

      Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое внимание дошкольников.

    В логопедической практике использование материалов о родном городе стало неотъемлемой частью моей работы. Я убедилась в том, что использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их.  На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь. 

    Цель образовательной деятельности: формирование фонематического восприятия ребенка на материале формирования первичных представлений о о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области.

    Задачи:

    - повышать активность, заинтересованность в получении информации о родных знакомых местах, достопримечательностях в городе;

    ­   развивать произвольное зрительное и слуховое внимание и память;

    ­   стимулировать познавательные интересы и наблюдательность.

    ­   воспитывать у ребенка чувство альтруизма, патриотизма;

    ­   воспитывать у детей умение взаимодействовать со взрослым;

    ­   развивать умений и навыков при работе с компьютером.

    -     формировать положительное отношение к работе с использованием ИКТ.

    ­   формировать основы безопасности в работе с компьютером.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_na_temu_po_samare_my_idem_2014.docx31.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД № 146 г.о. САМАРА

    443029, г.Самара, ул.Ново-Садовая, 194-а, тел.:994-81-05

    Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

     «По Самаре мы идем»

    Составитель: Учитель-логопед

                                                                               МБДОУ д/с №146 г.о. Самара

                                                                               Буднева Марина Анатольевна

    Контак. дан.: тел.: 8937076543;

    Email: marinabudneva@mail.ru

    Самара, 2014г.

    Пояснительная записка

      Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое внимание дошкольников.

    В логопедической практике использование материалов о родном городе стало неотъемлемой частью моей работы. Я убедилась в том, что использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их.  На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.

    Актуальность. В соответствии с Федеральным Образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 года № 1155, содержание основной программы должно обеспечить формирование у детей представлений о малой Родине  и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    Проблема. На современном этапе  развития общества выяснилось, что очень много детей страдают дефицитом знаний о родной стране, крае, городе, особенностях русских традиций, часто равнодушных к близким людям, редко сострадают чужому горю, в связи с этим воспитание любви к родному краю, городу, к родной культуре - задача первостепенной важности.

    На логопедических занятиях детей также необходимо приобщать к культуре и истории родного города. Мною был разработан цикл занятий, по коррекционно-логопедической работе, включающих в себя элементы программы по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области. С этой целью в систему коррекционной работы была включена тема «Здесь мы живем: улицы моего города».

    В качестве примера непосредственно образовательной деятельности использован прилагаемый план-конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности на тему «Мы по городу идем».

    Методы работы: наблюдение, наглядные, словесные, практические методы (мастер-класс, мультимедийная презентация).

    Материалы и оборудование: компьютер, мышка, индивидуальное зеркало, проектор.


    План-конспект непосредственной образовательной деятельности с ребенком подготовительной к школе группе с ФФНР с использованием ИКТ

    Тема. «Мы по городу идем»

    Цель образовательной деятельности: формирование фонематического восприятия ребенка на материале формирования первичных представлений о о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области.

    Задачи:

    - повышать активность, заинтересованность в получении информации о родных знакомых местах, достопримечательностях в городе;

    • развивать произвольное зрительное и слуховое внимание и память;
    • стимулировать познавательные интересы и наблюдательность.
    • воспитывать у ребенка чувство альтруизма, патриотизма;
    • воспитывать у детей умение взаимодействовать со взрослым;
    • развивать умений и навыков при работе с компьютером.

    -     формировать положительное отношение к работе с использованием ИКТ.

    • формировать основы безопасности в работе с компьютером.

    I. Введение в тему:

    - Никита, здравствуй! Как твое настроение? Сегодня необычный день, у нас на занятии волшебный экран, с помощью которого мы отправимся в удивительное путешествие по родному городу Самара!

    2. Приглашение к деятельности.

    - Но чтобы не заблудиться, нам нужен помощник. Познакомься, это Мальчик-Самарчик, он нас будет сопровождать.

    3. Помощь в реализации деятельности.  

    1. Артикуляционная гимнастика.

    -  А чтобы нам путешествие понравилось, нужно отправляться с хорошим настроением (упражнение «Улыбка»). На пути нам встретиться много зданий (дотянуться языком до верхних зубов: упражнение «Гармошка»), а также высокий забор (упражнение «Заборчик»).

    - Ну что теперь ты готов отправиться с Мальчиком-Самарчиком на прогулку по родному городу? (Звучит песенка, ребенок рассматривает картинки с проектора).

    - Посмотри, что это за улица? Это же улица Ново-Садовая, на которой и находится наш родной детский сад, здесь мы живем. По ней мы и начнем свой путь.

    2. «Памятники нашей улицы».

    -  Мальчик-Самарчик показывает нам с тобой памятники Самары, повтори за мной их название и выдели закрепляемые звуки, которые встречаются в их названии. (Ребенок смотрит на экран и повторяет). «Памятник Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию», «Памятник несовершеннолетним труженикам тыла», Обелиск борцам революции 1917г., «Памятник жертвам геноцида армян 1915г. и землетрясения Армении».

    - Звуки [р], [р`].

    - Также на нашей улице есть замечательный Загородный парк. Назови все звуки в его названии по порядку.

    -  [-з-а-г-о-р-о-д-н-ы-й-].

    3. «Назови парк».

    - Какие еще тебе известны парки и скверы в Самаре, в названии которых встречаются звуки [р] и [р`]?

    - Струковский парк, парк Дружбы, парк Гагарина, парк Металлург, «Воронежские озера», сквер Мичурина.

    4. «Отгадай слово».

    - Ты молодец! А теперь нам нужно отгадать слово по первым звукам названий картинок, чтобы узнать к какому месту приведет наш маленький друг.  (рука, аист, кит, экскаватор, торт, ананас).

    - Ракета.

    - Верно, ракета «Союз» установлена на проспекте Ленина, на площади имени Козлова. Здесь есть также очень интересный музей «Самара космическая», где представлено космическое оборудование эпохи советского союза. 

    5. Физминутка «Мы по городу идем».

    - Мы молодцы, но нам немного нужно остановиться и передохнуть.

    Мы по городу идём – 1, 2, 3 (ребенок шагает в ритм),

    Всё, что видим, назовём – 1, 2, 3 (хлопки),

    Вот дома высокие (руки вверх),

    Улицы широкие (руки в стороны),

    Светофоры и машины (руки «держат руль»),

    Остановки, магазины (шаги на месте),

    Парки, улицы, мосты (правая рука в правую сторону, левая рука в левую сторону, обе руки вниз в стороны),

    И деревья, и кусты (руки вверх покачивание ими и вниз).

    6. «Определи звук».

    - А мы идем дальше, смотри какая красивая улица! Это же стела Ладья, а здесь памятник воеводе Засекину. Как называется знаменитая улица, одна из красивейших в Самаре, расположенная по левому берегу Волги, где люди отдыхают и любуются видом на реку?

    - Набережная.

    - Какой звук [р`] в названии улицы твердый или мягкий?

    - Мягкий.

    - А здесь сколько достопримечательностей: Самарский Драмтеатр, дом Курлиных, Бункер Сталина, театр оперы и балета на площади Куйбышева, Самарская Филармония. Как название улицы?

    -  Фрунзе.

    - А какой звук [р] в этом слове?

    - Твердый.

    -  Вот мы и приближаемся к центру города. Мы видим Старую Самару с ее старинными домами. А какая улица считается центральной, ее называют пешеходным «бродвеем» Самары?

    - Улица Ленинградская.

    - Здесь есть лавочки, клумбы, фонари, пара фонтанов, магазины, ресторанчики. Иногда играют уличные музыканты. Но нужно быть внимательным, переходя улицу Фрунзе: там ходит трамвай и ездит автотранспорт.

    7. «Песенки о городе».

    - В городе еще много красивых мест и улиц, давай споем про них песенки.

    Ра-ра-ра – красивый город Самара;

    Ри-ли-ри – плывут по Волге корабли;

    Ру-ри-ри – на площади Славы памятник Петру и Февронии.

    Лет-рет-лет – на Ипподроме самолет;

    Рци-рци-рци –площадь революции.

    8. А сейчас послушай внимательно загадку:

    Наш край родной,

    Наш отчий дом,

    Нам хорошо живется в нем!

    Береги наш общий дом.

    Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,

    Как зовут это место, знаешь?

    (Родина).

    9. «Волшебный сундучок».

    Город Самара - наша Родина, люби его, береги его, помни его. А теперь поиграем в игру «Волшебный сундучок». В наш волшебный сундучок мы сложим все определения нашего города. Называй слова, определяющие какой он наш город, только слова в названии должны быть со звуками [р], [р`].

    (Красивый, приветливый, родной, культурный и т. д.)

    IV. Рефлексия (Подведение итогов).

    - Ты и правда большой молодец, но Мальчику- Самарчику пора с нами прощаться. До свидания, Зайчик!

    - А в детском саду мы окажемся лишь тогда, когда пройдем по цветным дорожкам. Если путешествие понравилось – останавливайся на зеленой, если понравилось, но что-то не получилось – на желтой, на красном цвете, если наше путешествие не очень понравилось.


    Список библиографии.

    1.        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. - 2005. - 256 с.

    2.        Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.

    3.        Мой дом родной. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ред. - сост. Н.А. Арапова-Пискарева. - М., 2005. 4.        Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.

    5.        Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. - М.: В.Секачев, ИОИ, 66 с., 2004г.

    6.        Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с.

    7.        Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая возрастная группа): Кн. Для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.

    8.        Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 184 с.

    9.        Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Сост. Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 72 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

    Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

    «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

    Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

    Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

       Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные спосо...

    Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

    Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

    Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    В данном материале можно увидеть игры И на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

    Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»

    Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....