Открытое занятие по развитию речи "Добрые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Программное содержание.

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».

Задачи:

Образовательные:

  1. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;  
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
  3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;
  4.  Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи,  вызвать стремление употреблять их;

5.       Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;

6.       Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.

Развивающие:

  1. Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
  2. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  4. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Воспитательные:

1.       Воспитывать  внимание к собственной речи;

2.       Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

3.       Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.

Предварительная работа.

1.       Чтение В.Осеевой «Волшебное слово»

2.       Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.

3.       В вечернее часы разучили песню «Дружба».

Материалы.  Свеча,  зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый,  голубой;   презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках».

Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!Здравствуйте!(гостям)

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.  Я прошу вас присесть на свои места.

 Беседа.

- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?

 

Доброе слово дороже богатства.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Доброе слово дороже богатства. 

Доброе слово окрыляет

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 

Хорошие слова всегда к месту.

-Что общего в этих пословицах?

(Они говорят о слове)

- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые, …)

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые,  самые нужные и самые важные для каждого человека.

- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова  являются важными для каждого человека.

Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».

Добрые слова не лень,

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«добрый день!» - кричу я вслед

Все идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Сообщение темы занятия

- Какие слова запомнили?

-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

«Волшебные слова» ).

Разговор о волшебных словах

 

- Давайте, разделим эти слова на группы.

 

- Их мы назовём: Слова – приветствия

                              Слова-просьбы

                              Слова – благодарности

                              Слова - пожеланий

                              Слова-извинения

                              Слова-прощания

-Давайте поговорим о каждой из этих групп.

 Просмотр презентации «Волшебные слова».

Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

- Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их?

- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

(Читают подготовленные дети)

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро!- сказало.

- Доброе утро!- кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но, если проснёшься, а дождик в окно                          

 Стучит да стучит,

А без солнца темно?

- Доброе утро, друзья, всё равно!

Придумано мудро- Доброе утро!

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.                                    

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.                          

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

 

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Какие слова  благодарности говорите вы?

- Кто не забывает говорить эти слова?

(Читают подготовленные дети)

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что сделали для нас.

И мы припомнить не смогли бы,                            

За что сказали, сколько раз.

Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

- Когда вы говорите эти слова?

- Какие из этих слов говорите вы?

- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»

Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

- Когда мы говорим эти слова-извинения?

- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)

-Простите! - я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.                              

А если я всё же забуду-

-Простите, я больше не буду.

Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Физминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

 -Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….

- Какие говорите  слова-прощания?

- Когда их говорят?

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами,  какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.

Упражнение «Презентации эмоций».

- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.

- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия )

Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете?  Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.

Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?  

Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».

Дети выбирают, называют их качества.

Остаются отрицательные герои.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам.

Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?

Дети называют их отрицательные качества.

Воспитатель: Как им помочь исправиться?

Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.

Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.

Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.

А в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться?

Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.

Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.

Дети: Рассказы детей.

Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что».

Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду.

Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать?

Дети: Извиняться!

Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что»

Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение Чтобы стало легче находиться вместе.

Воспитатель: Что чувствует человек, перед котором извинились?

Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились.

Воспитатель: И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.

Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова»-

Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.

Игра «Вежливость»

- В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.

Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали,  потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.

- На столах  у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста,  на них то выражение лица от которого всем станет тепло и радостно. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

Обсуждение рисунков детей.

А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

·       Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».

·       Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.

·       Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».

·       Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».

·       Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

     6. Закрепление

- Что нового  и интересного узнали сегодня?

- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?

Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в делени...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: "Вежливое слово"

Занятия по развитию речи на тему: "Вежливое слово"учить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях,содействовать вежливому общению детей с окружающими,активизировать сло...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему « Прекрасная Страна слов»

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему « Прекрасная Страна слов»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

Открытие занятие по развитию речи "Стоала прекрасных слов" в средней группе

Задачи: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными характеризующими качества предметов. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к суще...

Анализ открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы "Страна прекрасных слов"

Анализ непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Коммуникативное развитие»Тема непосредственно образовательной деятельности: «Страна п...