Главные вкладки

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе на тему: «Зимние забавы».
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

    Черноситова Людмила Васильевна

    Предлагаю вашему вниманию методическую разработку - конспект, цель которого развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_chernositovoy_l.v._dlya_pedagogov.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНО ДО «Планета детства «Лада»

    Детский сад № 160 «Дубравушка»

    г.о. Тольятти

    План-конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    (образовательная область «Коммуникация» (развитие речи))

    Тема: «Зимние забавы»

    (Речевой досуг для детей средней группы)

    Воспитатель высшей  категории: Черноситова Л.В.

    2013 г.

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

    в средней группе.

    Тема: «Зимние забавы».

    Разработала Черноситова Людмила Васильевна, воспитатель высшей категории ДС № 160 «Дубравушка» г.о.Тольятти

    Время проведения: февраль 2013 года в рамках тематической недели «Зима»

    Возраст детей: 4 – 5 лет.

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,  «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

    Цель: развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.

    Задачи:

    Образовательная область «Коммуникация»:

    1. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».
    2. Развивать речевое дыхание, силу голоса.
    3. Закреплять умение детей употреблять в речи предлоги «на», «под», «около».
    4. Закреплять и дифференцировать признаки осени и зимы. Формировать умения составлять предложения по картинкам-схемам.
    5. Упражнять в образовании множественного числа существительных. 

    Образовательная область «Социализация»:

    1.Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.

    2. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

    Образовательная область «Познание»:

    1.Способствовать расширению представлений детей о зиме (погода, природа, животный и растительный мир, забавы детей).

    2.Развивть конструктивный праксис.

    3.Совершенствовать умения детей составлять целое из частей.

    Образовательная область «Физическая культура»:

    1.Развивать двигательную активность при выполнение подвижных игр и физических упражнений.

    2.Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

    3.Развивать общую и мелкую моторику.

    Материалы и оборудование:

    • Пелерина и корона Зимушки.
    • Костюм Снеговика (для педагога).
    • Диск о зиме, фонограмма звуков вьюги, фонограмма музыки: появление снеговика.
    • Обручи (желтый и белый), картинки-схемы с изображением характерных признаков осени и зимы на каждого ребенка, белый мяч.
    • Разрезная картинка снеговика, снежки на каждого ребенка.
    • Микрофоны (2).
    • Сюрприз (шоколадки).

    Предварительная работа.

    ● Чтение детям рассказов, энциклопедических произведений по теме «Зима» и беседы о прочитанном.

    ● Просмотр телепередач и видеоматериалов по теме «Зима» (явления живой и неживой природы. Зимние забавы).

    ● Настольные игры «Времена года», «Когда это бывает?».

    ● С/р игра «Зимние забавы детей». Путешествие «Зимний лес, полный чудес».

    ● Ситуативный разговор, «В какие игры играем зимой на прогулке», «Лес-полон чудес».

    ● Д/игра «Мир животных» (классифицирование животных), «Когда это бывает», «Почемучка».

    Взаимодействие с родителями.

    Предложить родителям:

    - вместе с детьми прочитать энциклопедии «Всё обо всём», «Большая энциклопедия дошкольника», прочитать рассказы из сборника В.Бианки «Синичкин календарь», рассказы о временах года и побеседовать о прочитанном;

             -  вспомнить с детьми рассказ К.Ушинского «Четыре желания» и поговорить о том, чем мальчику особенно запомнились зима и осень;

    - составить и написать совместно с ребенком рассказ – описание «Зимние забавы детей;

    - оформить выставку совместных работ детей и родителей «Зимние забавы детей».

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная

    Пальчиковая гимнастика «Снежок».

    Игровые упражнения.

    Игровая

    Игровая мотивационная ситуация.

    Игры с правилами.

    Познавательно-исследовательская

    Решение проблемных ситуаций.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Просмотр видео фильма.

    Слушание аудиозаписи звуков вьюги.

    Коммуникативная

     Беседа и высказывания.

    Ситуативный разговор, вопросы.

    Отгадывание загадок.

    Рассматривание предметных, сюжетных картинок, схематичных рисунков – составление по ним предложений, рассказов-рассуждений.

    Музыкально-художественная

    Хоровод со Снеговиком

    Чтение художественной литературы  (восприятие)

    Чтение четверостиший  и отгадывание загадок.

    Логика образовательной деятельности

      №

             Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1. Вводная часть

    1

    Организационный момент.

    Беседа воспитателя о том, что почтальон принес необычное письмо. Это письмо-фильм. Его нельзя прочитать, можно только посмотреть.

    Хотите узнать, о чем он?

    Показ фильма о зиме.

    Беседа педагога с детьми о содержание фильма.

     Вопросы к детям:

    - о чем этот фильм?

    -что вам особенно запомнилось?

    Дети под музыку входят в группу.

    Дети отвечают положительно.

    Просмотр фильма о зиме.

    Ответы детей:

    - Зимой холодно, морозно. Выпадает много снега. Озера и реки покрываются льдом. (Юля)

    - Зимой рано наступает вечер. День короткий, ночь длинная. Ясные, но морозные дни. (Ксюша)

    - Звери зимой меняют свои шубки. Медведи и ежи спят. (Сема)

    - Зимой птицам холодно, им нужна наша помощь. Можно строить для них кормушки и устраивать птичьи столовые.(Вика)

    - Дети зимой катаются на санках, лыжах, на коньках. Можно лепить снеговика и крепость. (Алла)

    -Зимой можно сделать и залить снежную горку вместе с папой. С горы кататься на ледянке. (Алина)

    - Деревья зимой стоят голые, они отдыхают и набирают сил, чтобы распустить листочки весной.(Стасик)

    -Травка спит под снегом, как под белым теплым одеялом. (Миша)

    - Дети и взрослые одеваются в теплые шубы, шапки и сапожки, потому что на улице морозно. (Полина)

    Сформированность эмоционального интереса  к персонажу.

    Мотивация на совместную деятельность.

    Расширение представлений об окружающем мире.

    2

    Сюрпризный момент «Встреча с Зимушкой».

    (педагог надевает шапочку и пелерину превращается в Зимушку).

    Появление персонажа-Зимушки (педагог).

    Дети зовут Зиму:

    -Зима, зима, приди!

    Детям радость подари!

    Ребята знакомятся с Зимушкой.

    Сформирванность эмоционального интереса к персонажу.

    Мотивация на игровую деятельность.

    II. Основная часть

    3

    Зимушка резюмирует и предлагает играть и веселиться.

    Показывает корзинку с играми - задания в конвертах.

    Читает художественное слово:

    « Вы конвертики берите,

       В них задания найдите,

       Все скорее выполняйте

       И подарки получайте».

    Дети слушают Зимушку, наблюдают за её действиями.

    Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.

    Повышение мотивации к выполнению заданий.

    4

    Зимушка предлагает игру: «Разноцветные круги». 

    Показывает конверт с заданием. Предлагает два обруча. Один желтый, другой белый. В белый обруч собрать «зимние» картинки, а в желтый «осенние».

    - Педагог раскладывает обручи. Картинки-схемы, на которых изображены характерные признаки зимы и осени, он раздает детям.

       Раз, два, три,

       Картинку возьми,

       Время года подбери!

    Дети, разделившись на две команды, становятся около обручей с картинками-схемами. Каждый ребенок рассказывает о признаке, который изображен на его картинке-схеме.

    Ответы детей:

    -осенью идет дождь;

    -зимой идет снег;

    -осенью птицы улетают в теплые края;

    -зимой птицы прилетают к кормушкам и ближе к людям в город;

    -осенью медведь готовиться к зиме;

    -зимой медведь спит;

    -осенью листочки желтеют и опадают с деревьев;

    -Зимой нет листочков, деревья стоят голые ит.д.

    Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.

     Высказывает предложения рассуждения.

    Развивает доказательную речь.

    Формирует умение составлять предложения по картинкам-схемам.

    Закрепляет признаки осени и зимы.

     

    5

    -Игра «Вьюга»

    Зимушка читает художественное слово – загадку о вьюге

    (звучит фонограмма вьюги).

       Кто бросает снег в лицо,

       Наметает на крыльцо?

       Кто в трубе ночной завыл?

       Кто ворота отворил?

    Дети говорят, что это вьюга.

    Дети изображают вьюгу.

    Ребята вытягивают губы трубочкой и поют протяжно: у-у-у-у тихо, затем громче и громче.

    Развивают силу голоса, речевое дыхание.

    Создание эмоционального настроения.

    Проявляет познавательный интерес к слушанию и отгадыванию загадок.

    6

    -Игра «Один – много».

    Зимушка обращает внимание детей на большой снежок (белый мяч), который намела вьюга. Предлагает поиграть с ним. Она называет один предмет, а дети – много предметов. Например: снежинка – снежинки и т.д.

    Дети встают в кружок, ловят снежок и отвечают.

    - Ответы детей:

    - морозы;

    - вьюги;

    - ветры;

    - метели;

    -зимы;

    - холода;

    - подснежники.

    Упражняются в образовании множественного числа существительных.

    7

    - Пальчиковая гимнастика «Снежок».

    Зимушка предлагает детям поиграть в снежки. Ребята, у меня замерзли пальцы от такого большого снежка. Давайте мы с вами согреем наши пальчики.

    Дети выполняют движения совместно с Зимушкой.

     (широко расставить пальцы обеих рук)

    - Раз, два, три, четыре,

    (загибают пальчики, начиная с большого)

    - Мы с тобой снежок слепили. ( «Лепят», меняя положение ладоней)

    - Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

    - И совсем – совсем несладкий. (Грозят пальчиком)

    - Раз – подбросим.

     (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

    - Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)

    - Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)

    - И…сломаем. (Топают).

                       (Н.В. Нищева)

    Координация речи с движением.

    Развивают мелкую моторику рук.

    8

    - Упражнение «Собери снеговика».

    Зимушка говорит: - У меня для вас приготовлена еще одна игра.

    (Педагог достает из корзинки следующий конверт с заданием).

    - Задает вопрос:

    - Что в конверте?

    Зимушка интересуется:

    - А как вы думаете, кого можно сложить из этих деталей?

    (Интерактивная технология «Цепочка».)

    Зимушка предлагает детям встать в «цепочку» и собрать снеговика, но сначала вспомним последовательность выполнения упражнения.

    - Каждый должен выбирать одну деталь и прикреплять на доске.

    - Не забывать комментировать свои действия.

    - Затем встать на свое место.

    Педагог, создает и поддерживает обстановку терпимости к любой точке зрения, следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в работе.

    Зимушка хвалит детей.

    - Молодцы замечательный снеговик у вас получился! Я – волшебница и могу сделать так, что Снеговик оживет.

    Зимушка предлагает детям закрыть глаза и позвать его.

    Ответы детей:

    - круги большие и маленькие;

    - морковка;

    - угольки;

    - метла;

    - шляпа, кепка, цилиндр, теплый сапог и т.д.

    - Снеговика.

    Дети, встают свободно в цепочку, не мешая друг другу.

    Ребенок выбирает карточку, прикрепляет к доске и объясняет свой выбор.

    Ответы детей:

    - Сначала прикрепляем большой круг, чтобы снеговик не упал.

    - На большой круг ставим поменьше, это будет туловище.

    - Самый маленький круг – голова и т.д.

    - Кепка нашему снеговику не подходит, так как сейчас зима, а ее носят летом.

    - Цилиндр тоже не подходит, он нужен фокуснику в цирке.

    - Шляпа нужна ковбою.

    - я предлагаю надеть снеговику на голову шапку – сапог, она теплая подходит для прогулок зимой.

    Дети закрывают глаза и говорят:

    - Раз, два, три!

    Снеговик, приди!

    Развитие конструктивного праксиса.

    Совершенствовать умение составлять целое из частей.

    Дети учатся работать в команде.

    Каждый участник учится последовательно решать одну из поставленных задач.

    Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

    9

    Играет музыка (волшебная, тихая)

    Зимушка читает: (сказочным голосом)

    Снеговик, снеговик

    Появился во дворе!

    Нос морковкой, рот картошкой

    И сапог на голове!

                                         (М.Соколова)

    Появляется Снеговик (воспитатель, одетый в костюм снеговика)  в руках у него пустая корзина.

    - Игра «Найди снежок».

    Снеговик говорит:

    - Здравствуйте! А вот и я! Хочу с вами поиграть в снежки. Ой, я их, кажется, растерял!

    -Зимушка предлагает ребятам, помочь снеговику, найти снежки.

     Вместе весело идем,

    Все снежки сейчас найдем.

    Будем с ними мы играть,

    Будем мы снежки бросать!

    Дети ищут снежки и рассказывают снеговику, где нашли.

    Ответы детей:

    - «под деревом»;

    - «на дереве»;

    - «около дерева» и т.д.

    Дети присваивают новые звания.

    Ребята совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги «на», «под», «около».

    10

    Двигательная деятельность.

    Снеговик говорит:

    - Спасибо! Снежки нашли. А теперь попробуйте попасть снежком в корзину.

    Дети бросают снежки в корзину.

    Снятие мышечного тонуса.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развивают меткость и точность броска.

    11

    Музыкально/Художественная деятельность.

    Двигательная деятельность.

    Снеговик хвалит детей:

    - Молодцы ребята! Какие вы меткие и ловкие! А танцевать вы любите?

    - Хоровод со Снеговиком.

    Социализация.

    .

    Дети встают в круг, повторяют различные танцевальные движения за Снеговиком под музыку.

    В конце песни дети поворачиваются друг к другу, обнимаются и говорят, спасибо, называя ласково имя партнера.

    Развивают умение выполнять движения по показу.

    III. Заключительная часть.

    12

    Педагог подводит итог.

    - Вот и закончились наши «зимние забавы».

    -Ребята, вам понравилось?

    К нам сегодня в гости приходили Зимушка и Снеговик и мы очень подружилась с ними, играли в интересные игры.

    (Интерактивная технология «Интервью»).

    - Давайте теперь поиграем в игру «Журналисты» и вспомним, что было интересного, что нового вы узнали?

    - Ребята, можно сегодня корреспондентом будет у нас Снеговик?

    - Снеговик - журналист берет микрофон и обращается к детям:

    - Чем понравились вам наши зимние забавы?

    - Что нового вы узнали?

    Зимушка предлагает детям узнать у гостей их предложения.

    - Кто будет корреспондентом и возьмет интервью?

    Воспроизведение художественной литературы.

    Снеговик благодарит детей:

    Молодцы, хорошо играли,

    Все задания выполняли!

    Мы с Зимушкой вас благодарим,

    И подарки вам дадим.

    Вы обратно к ней спешите

    И подарки отыщите!

    Зимушка и Снеговик прощаются и уходят.

     Воспроизводят полученные знания.

    Ответы детей:

    -да.

    - Мне понравилось рассматривать карточки и рассказывать о зиме, об осени. (Вика).

    - Мне понравилось собирать снеговика последовательно вместе с ребятами и рассказывать, почему зимой нельзя ходить в кепке. (Сима).

    - Я узнала, что подснежник первым появляется из под снега, он очень красивый, как капелька похожая на колокольчик. (Полина).

    Ребенок – корреспондент, используя микрофон, задает вопросы, в случае затруднения использует карточки – подсказки.

    - Что вам понравилось?

    - Что вам не понравилось?

    - Что интересного услышали?

    - Что интересного увидели?

    - Что хотели бы вы увидеть или услышать в следующий раз?

    Дети подходят к Зимушке и находят у не в корзинке подарки, благодарят ее.

    Поддержание положительного эмоционального настроя.

    Развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».

    Научить подводить итог услышанного и увиденного.

    Мотивация на дальнейшую образовательную область, на умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.

    Получение удовольствия от выполненной работы.

    Литература:

    1. Блинова Г.М. Познавательное развития детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.(Вместе с детьми).
    2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Воронеж: Изд. «Учитель», 2006. – 316с.
    3. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4 -5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. – М.: Просвещение,  2004. – 292с.
    4. Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие/Л.В.Лебедева (и др.) – М.:Центр педагогического образования, 2011. – 96с.
    5. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В.А.Филлипова (и др.) ; под научн.ред. И.В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.-212с.: обл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по теме: «Одежда. Головные уборы»

    Тема недели: «Одежда. Головные уборы» Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое р...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками (для средней группы) на тему "куда течёт река?" по методике Н.А. Коротковой

    План-конспект НОД содержит игровой момент, знакомство с географической картой, наблюдение за обозначением воды на карте, ритмические движения под музыку, рисование и конструирование....

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

    План-конспект  интегрированной непосредственно образовательной деятельности с  дошкольниками в старшей группе общеразвивающей направленности по теме «Путешествие в прошлое бумаги»...

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»

    План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по теме: «Гриб-грибок»

    laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельностис дошкольниками в средней группе по теме:  «Гриб-грибок»...

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по теме: «Гриб-грибок»

    laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельностис дошкольниками в средней группе по теме:  «Гриб-грибок»...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы».

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы»....