План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе на тему: «Зимние забавы».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Черноситова Людмила Васильевна

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку - конспект, цель которого развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_chernositovoy_l.v._dlya_pedagogov.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 160 «Дубравушка»

г.о. Тольятти

План-конспект

непосредственной образовательной деятельности

(образовательная область «Коммуникация» (развитие речи))

Тема: «Зимние забавы»

(Речевой досуг для детей средней группы)

Воспитатель высшей  категории: Черноситова Л.В.

2013 г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в средней группе.

Тема: «Зимние забавы».

Разработала Черноситова Людмила Васильевна, воспитатель высшей категории ДС № 160 «Дубравушка» г.о.Тольятти

Время проведения: февраль 2013 года в рамках тематической недели «Зима»

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,  «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»:

  1. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».
  2. Развивать речевое дыхание, силу голоса.
  3. Закреплять умение детей употреблять в речи предлоги «на», «под», «около».
  4. Закреплять и дифференцировать признаки осени и зимы. Формировать умения составлять предложения по картинкам-схемам.
  5. Упражнять в образовании множественного числа существительных. 

Образовательная область «Социализация»:

1.Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.

2. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область «Познание»:

1.Способствовать расширению представлений детей о зиме (погода, природа, животный и растительный мир, забавы детей).

2.Развивть конструктивный праксис.

3.Совершенствовать умения детей составлять целое из частей.

Образовательная область «Физическая культура»:

1.Развивать двигательную активность при выполнение подвижных игр и физических упражнений.

2.Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

3.Развивать общую и мелкую моторику.

Материалы и оборудование:

  • Пелерина и корона Зимушки.
  • Костюм Снеговика (для педагога).
  • Диск о зиме, фонограмма звуков вьюги, фонограмма музыки: появление снеговика.
  • Обручи (желтый и белый), картинки-схемы с изображением характерных признаков осени и зимы на каждого ребенка, белый мяч.
  • Разрезная картинка снеговика, снежки на каждого ребенка.
  • Микрофоны (2).
  • Сюрприз (шоколадки).

Предварительная работа.

● Чтение детям рассказов, энциклопедических произведений по теме «Зима» и беседы о прочитанном.

● Просмотр телепередач и видеоматериалов по теме «Зима» (явления живой и неживой природы. Зимние забавы).

● Настольные игры «Времена года», «Когда это бывает?».

● С/р игра «Зимние забавы детей». Путешествие «Зимний лес, полный чудес».

● Ситуативный разговор, «В какие игры играем зимой на прогулке», «Лес-полон чудес».

● Д/игра «Мир животных» (классифицирование животных), «Когда это бывает», «Почемучка».

Взаимодействие с родителями.

Предложить родителям:

- вместе с детьми прочитать энциклопедии «Всё обо всём», «Большая энциклопедия дошкольника», прочитать рассказы из сборника В.Бианки «Синичкин календарь», рассказы о временах года и побеседовать о прочитанном;

         -  вспомнить с детьми рассказ К.Ушинского «Четыре желания» и поговорить о том, чем мальчику особенно запомнились зима и осень;

- составить и написать совместно с ребенком рассказ – описание «Зимние забавы детей;

- оформить выставку совместных работ детей и родителей «Зимние забавы детей».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Игровые упражнения.

Игровая

Игровая мотивационная ситуация.

Игры с правилами.

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций.

Развитие конструктивного праксиса.

Просмотр видео фильма.

Слушание аудиозаписи звуков вьюги.

Коммуникативная

 Беседа и высказывания.

Ситуативный разговор, вопросы.

Отгадывание загадок.

Рассматривание предметных, сюжетных картинок, схематичных рисунков – составление по ним предложений, рассказов-рассуждений.

Музыкально-художественная

Хоровод со Снеговиком

Чтение художественной литературы  (восприятие)

Чтение четверостиший  и отгадывание загадок.

Логика образовательной деятельности

  №

         Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

  1. Вводная часть

1

Организационный момент.

Беседа воспитателя о том, что почтальон принес необычное письмо. Это письмо-фильм. Его нельзя прочитать, можно только посмотреть.

Хотите узнать, о чем он?

Показ фильма о зиме.

Беседа педагога с детьми о содержание фильма.

 Вопросы к детям:

- о чем этот фильм?

-что вам особенно запомнилось?

Дети под музыку входят в группу.

Дети отвечают положительно.

Просмотр фильма о зиме.

Ответы детей:

- Зимой холодно, морозно. Выпадает много снега. Озера и реки покрываются льдом. (Юля)

- Зимой рано наступает вечер. День короткий, ночь длинная. Ясные, но морозные дни. (Ксюша)

- Звери зимой меняют свои шубки. Медведи и ежи спят. (Сема)

- Зимой птицам холодно, им нужна наша помощь. Можно строить для них кормушки и устраивать птичьи столовые.(Вика)

- Дети зимой катаются на санках, лыжах, на коньках. Можно лепить снеговика и крепость. (Алла)

-Зимой можно сделать и залить снежную горку вместе с папой. С горы кататься на ледянке. (Алина)

- Деревья зимой стоят голые, они отдыхают и набирают сил, чтобы распустить листочки весной.(Стасик)

-Травка спит под снегом, как под белым теплым одеялом. (Миша)

- Дети и взрослые одеваются в теплые шубы, шапки и сапожки, потому что на улице морозно. (Полина)

Сформированность эмоционального интереса  к персонажу.

Мотивация на совместную деятельность.

Расширение представлений об окружающем мире.

2

Сюрпризный момент «Встреча с Зимушкой».

(педагог надевает шапочку и пелерину превращается в Зимушку).

Появление персонажа-Зимушки (педагог).

Дети зовут Зиму:

-Зима, зима, приди!

Детям радость подари!

Ребята знакомятся с Зимушкой.

Сформирванность эмоционального интереса к персонажу.

Мотивация на игровую деятельность.

II. Основная часть

3

Зимушка резюмирует и предлагает играть и веселиться.

Показывает корзинку с играми - задания в конвертах.

Читает художественное слово:

« Вы конвертики берите,

   В них задания найдите,

   Все скорее выполняйте

   И подарки получайте».

Дети слушают Зимушку, наблюдают за её действиями.

Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.

Повышение мотивации к выполнению заданий.

4

Зимушка предлагает игру: «Разноцветные круги». 

Показывает конверт с заданием. Предлагает два обруча. Один желтый, другой белый. В белый обруч собрать «зимние» картинки, а в желтый «осенние».

- Педагог раскладывает обручи. Картинки-схемы, на которых изображены характерные признаки зимы и осени, он раздает детям.

   Раз, два, три,

   Картинку возьми,

   Время года подбери!

Дети, разделившись на две команды, становятся около обручей с картинками-схемами. Каждый ребенок рассказывает о признаке, который изображен на его картинке-схеме.

Ответы детей:

-осенью идет дождь;

-зимой идет снег;

-осенью птицы улетают в теплые края;

-зимой птицы прилетают к кормушкам и ближе к людям в город;

-осенью медведь готовиться к зиме;

-зимой медведь спит;

-осенью листочки желтеют и опадают с деревьев;

-Зимой нет листочков, деревья стоят голые ит.д.

Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.

 Высказывает предложения рассуждения.

Развивает доказательную речь.

Формирует умение составлять предложения по картинкам-схемам.

Закрепляет признаки осени и зимы.

 

5

-Игра «Вьюга»

Зимушка читает художественное слово – загадку о вьюге

(звучит фонограмма вьюги).

   Кто бросает снег в лицо,

   Наметает на крыльцо?

   Кто в трубе ночной завыл?

   Кто ворота отворил?

Дети говорят, что это вьюга.

Дети изображают вьюгу.

Ребята вытягивают губы трубочкой и поют протяжно: у-у-у-у тихо, затем громче и громче.

Развивают силу голоса, речевое дыхание.

Создание эмоционального настроения.

Проявляет познавательный интерес к слушанию и отгадыванию загадок.

6

-Игра «Один – много».

Зимушка обращает внимание детей на большой снежок (белый мяч), который намела вьюга. Предлагает поиграть с ним. Она называет один предмет, а дети – много предметов. Например: снежинка – снежинки и т.д.

Дети встают в кружок, ловят снежок и отвечают.

- Ответы детей:

- морозы;

- вьюги;

- ветры;

- метели;

-зимы;

- холода;

- подснежники.

Упражняются в образовании множественного числа существительных.

7

- Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Зимушка предлагает детям поиграть в снежки. Ребята, у меня замерзли пальцы от такого большого снежка. Давайте мы с вами согреем наши пальчики.

Дети выполняют движения совместно с Зимушкой.

 (широко расставить пальцы обеих рук)

- Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого)

- Мы с тобой снежок слепили. ( «Лепят», меняя положение ладоней)

- Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

- И совсем – совсем несладкий. (Грозят пальчиком)

- Раз – подбросим.

 (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

- Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)

- Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)

- И…сломаем. (Топают).

                   (Н.В. Нищева)

Координация речи с движением.

Развивают мелкую моторику рук.

8

- Упражнение «Собери снеговика».

Зимушка говорит: - У меня для вас приготовлена еще одна игра.

(Педагог достает из корзинки следующий конверт с заданием).

- Задает вопрос:

- Что в конверте?

Зимушка интересуется:

- А как вы думаете, кого можно сложить из этих деталей?

(Интерактивная технология «Цепочка».)

Зимушка предлагает детям встать в «цепочку» и собрать снеговика, но сначала вспомним последовательность выполнения упражнения.

- Каждый должен выбирать одну деталь и прикреплять на доске.

- Не забывать комментировать свои действия.

- Затем встать на свое место.

Педагог, создает и поддерживает обстановку терпимости к любой точке зрения, следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в работе.

Зимушка хвалит детей.

- Молодцы замечательный снеговик у вас получился! Я – волшебница и могу сделать так, что Снеговик оживет.

Зимушка предлагает детям закрыть глаза и позвать его.

Ответы детей:

- круги большие и маленькие;

- морковка;

- угольки;

- метла;

- шляпа, кепка, цилиндр, теплый сапог и т.д.

- Снеговика.

Дети, встают свободно в цепочку, не мешая друг другу.

Ребенок выбирает карточку, прикрепляет к доске и объясняет свой выбор.

Ответы детей:

- Сначала прикрепляем большой круг, чтобы снеговик не упал.

- На большой круг ставим поменьше, это будет туловище.

- Самый маленький круг – голова и т.д.

- Кепка нашему снеговику не подходит, так как сейчас зима, а ее носят летом.

- Цилиндр тоже не подходит, он нужен фокуснику в цирке.

- Шляпа нужна ковбою.

- я предлагаю надеть снеговику на голову шапку – сапог, она теплая подходит для прогулок зимой.

Дети закрывают глаза и говорят:

- Раз, два, три!

Снеговик, приди!

Развитие конструктивного праксиса.

Совершенствовать умение составлять целое из частей.

Дети учатся работать в команде.

Каждый участник учится последовательно решать одну из поставленных задач.

Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

9

Играет музыка (волшебная, тихая)

Зимушка читает: (сказочным голосом)

Снеговик, снеговик

Появился во дворе!

Нос морковкой, рот картошкой

И сапог на голове!

                                     (М.Соколова)

Появляется Снеговик (воспитатель, одетый в костюм снеговика)  в руках у него пустая корзина.

- Игра «Найди снежок».

Снеговик говорит:

- Здравствуйте! А вот и я! Хочу с вами поиграть в снежки. Ой, я их, кажется, растерял!

-Зимушка предлагает ребятам, помочь снеговику, найти снежки.

 Вместе весело идем,

Все снежки сейчас найдем.

Будем с ними мы играть,

Будем мы снежки бросать!

Дети ищут снежки и рассказывают снеговику, где нашли.

Ответы детей:

- «под деревом»;

- «на дереве»;

- «около дерева» и т.д.

Дети присваивают новые звания.

Ребята совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги «на», «под», «около».

10

Двигательная деятельность.

Снеговик говорит:

- Спасибо! Снежки нашли. А теперь попробуйте попасть снежком в корзину.

Дети бросают снежки в корзину.

Снятие мышечного тонуса.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развивают меткость и точность броска.

11

Музыкально/Художественная деятельность.

Двигательная деятельность.

Снеговик хвалит детей:

- Молодцы ребята! Какие вы меткие и ловкие! А танцевать вы любите?

- Хоровод со Снеговиком.

Социализация.

.

Дети встают в круг, повторяют различные танцевальные движения за Снеговиком под музыку.

В конце песни дети поворачиваются друг к другу, обнимаются и говорят, спасибо, называя ласково имя партнера.

Развивают умение выполнять движения по показу.

III. Заключительная часть.

12

Педагог подводит итог.

- Вот и закончились наши «зимние забавы».

-Ребята, вам понравилось?

К нам сегодня в гости приходили Зимушка и Снеговик и мы очень подружилась с ними, играли в интересные игры.

(Интерактивная технология «Интервью»).

- Давайте теперь поиграем в игру «Журналисты» и вспомним, что было интересного, что нового вы узнали?

- Ребята, можно сегодня корреспондентом будет у нас Снеговик?

- Снеговик - журналист берет микрофон и обращается к детям:

- Чем понравились вам наши зимние забавы?

- Что нового вы узнали?

Зимушка предлагает детям узнать у гостей их предложения.

- Кто будет корреспондентом и возьмет интервью?

Воспроизведение художественной литературы.

Снеговик благодарит детей:

Молодцы, хорошо играли,

Все задания выполняли!

Мы с Зимушкой вас благодарим,

И подарки вам дадим.

Вы обратно к ней спешите

И подарки отыщите!

Зимушка и Снеговик прощаются и уходят.

 Воспроизводят полученные знания.

Ответы детей:

-да.

- Мне понравилось рассматривать карточки и рассказывать о зиме, об осени. (Вика).

- Мне понравилось собирать снеговика последовательно вместе с ребятами и рассказывать, почему зимой нельзя ходить в кепке. (Сима).

- Я узнала, что подснежник первым появляется из под снега, он очень красивый, как капелька похожая на колокольчик. (Полина).

Ребенок – корреспондент, используя микрофон, задает вопросы, в случае затруднения использует карточки – подсказки.

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что интересного услышали?

- Что интересного увидели?

- Что хотели бы вы увидеть или услышать в следующий раз?

Дети подходят к Зимушке и находят у не в корзинке подарки, благодарят ее.

Поддержание положительного эмоционального настроя.

Развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».

Научить подводить итог услышанного и увиденного.

Мотивация на дальнейшую образовательную область, на умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.

Получение удовольствия от выполненной работы.

Литература:

  1. Блинова Г.М. Познавательное развития детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.(Вместе с детьми).
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Воронеж: Изд. «Учитель», 2006. – 316с.
  3. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4 -5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. – М.: Просвещение,  2004. – 292с.
  4. Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие/Л.В.Лебедева (и др.) – М.:Центр педагогического образования, 2011. – 96с.
  5. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В.А.Филлипова (и др.) ; под научн.ред. И.В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.-212с.: обл.