Главные вкладки

    НОД по развитию связной речи в старшей группе.Пересказ сказки «Хитрый козёл»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_-_pereskaz_skazki_st_gr.docx34.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе:

                           Пересказ сказки «Хитрый козёл»

    Цель: Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры.

    Задачи:

    Обучающие:

    Развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.)

    Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами ( с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов) Учить детей придумывать слова - определения (отвечающая на вопрос какая?) к слову «лягушка» и составлять простые, сложные и сложноподчиненные  предложения  с этим словом

    Развивающие: Развивать коммуникативные качества детей.

    Оборудование: Ёлки – лес, домик; грибы – лягушки или открытки на подставках; листочки деревьев с заданиями; куклы – волка и козла; маска –волка ребёнку; геометрические фигуры разного размера и цвета на каждого ребёнка; листы квадратов зелёного цвета (для лягушек) по количеству детей.

                                             

                                                      Ход НОД

    1.Разминка в кругу - комплекс пальчиковой гимнастики

    Долгоносый журавель

    На мельницу ездил,

    Диковинку видел:

    Коза муку мелит

    Козел засыпает

    А маленькие козлятки

    Муку выгребают

    А барашки - круты рожки

    В дудочку играют

    А сороки - белобоки

    Пошли примечати

    А вороны - стережены

    Пошли танцевати:

    Ножками топ-топ

    Глазками хлоп-хлоп.

    Речевая: Козел бредет, бородой трясет.

    Разминка: (Дети произносят эту скороговорку с различной интонацией - утвердительно, вопросительно, восклицательно и с различной громкостью-шепотом, обычным голосом, громко.)

    Речевая игра:

    Ай – дили – дили - дили

    А мы кого-то видели

    Глазастого, ушастого,

    Зубастого, вихрястого.                                          Дети с помощью мимики и жестов

    Он сидел под кустом                                          изображают сказочных персонажей.

    Громко щелкал языком.

    Может это был козел?

    Может из лесу пришел

    Серый волк?

    Может это был медведь?

    Не смогли мы разглядеть-

    Потому-что испугались,

    Разбежались.

    Дети садятся за столы.

    2. Сказка «Хитрый козел» (каждому ребенку заранее раздать комплекты из геометрических фигур, разного размера и цвета.)

    Воспитатель называет и показывает фигуры (по порядку) Дети отыскивают их, показывают и кладут на стол. Выкладывается «дорожка».

    Затем воспитатель рассказывает сказку и каждая фигура становится каким-либо героем или предметом.

     - Жил-был у одного хозяина              козел.             Хитрый козел. Лоб          высокий, рога             крутые, копыта                 , бородка          белая да волнистая. Всем хором, только какой-то невезучий. Обгрызут зайцы             яблоню

    в саду - хозяин козла без обеда оставил. Опрокинул кот          кринку       с молоком, тоже козлу достается. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти . Взял он сумку          , положил в нее сухарики и ушел. Шел он , шел, вдруг видит: блестит что-то впереди. Думал озеро         подошел поближе, а это зеркальце.

    Воспитатель:

     -Козел, вот какую длинную «дорожку» преодолел, давайте и мы попробуем по ней прошагать.

    Дети восстанавливают дорожку повторяя сказку.(Илья К., Соня Ш., Настя Г.)

    - Ребята сказка продолжается:

    - Остановился козел рядом с зеркалом в раздумье: нужна ему эта вещь или нет?

    - Ребята постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.

    3. Версии детей:

     Дети составляют предположения-рассуждения.

    1. В зеркало можно посмотреться и увидеть красивый ты или нет ( Никита М.)
    2.  Если у тебя плохое настроение, и ты это увидишь в зеркале, то захочется улыбнуться. (Коля Л.)
    3.  С помощью зеркальца можно пускать солнечные зайчики. (Илья К.)
    4. Если поставить зеркальце вертикально, то можно увидеть, что делается сзади тебя (Марина П.)
    5. Можно подарить кому-нибудь, или обменять на что-нибудь. (Дима А.)

    Воспитатель – Убедили козла, взял он зеркальце, положил в сумочку и пошел дальше.

    (Раздался стук в дверь. Появился козел - дети его рассматривают в сумочке у него зеркальце.)

    - Шел, шел козел, устал, решил отдохнуть. И мы с вами отдохнем.

    4. Физкультминутка.

    Дети вышли из - за

    столов и стоят в кругу.                           Шел мужик дорогою, дорогою, дорогою.

    Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.

    Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

    Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

    А мужик ругается, ругается, ругается.

    А коза бодается, бодается, бодается.

    5.- Отдохнул наш козел, пошел дальше. И вот пришел он в лес.

    -. Ребята, а вы хотите побывать в сказочном лесу? (Да!)

    - Тогда пошли.(дети идут гуськом за воспитателем, переходят через мостик, попадают в лес (под елочками растут грибы, около грибов листочки - клена, липы, осины, березы, на них написаны задания))

    - Посмотрите так много здесь грибов!

    - Какие грибы вы видите? Назовите! (Спросить детей II уровень развития - Алеша, Кирилл)

    - Давайте поможем нашему козлу выполнить задания, написанные на волшебных листочках, и двинуться дальше.

    Загадка 1     

    Не спорю, не белый

    Я братцы попроще

    Расту я, обычно, в березовой роще. (подберезовик)

    - Про какой гриб эта загадка?

    Почему вы так думаете?

    Загадка 2

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых,

    Меня узнаешь за версту

    Зовусь я …(подосиновик)

    Воспитатель:

    - Подберезовик          Подосиновик

    - Что общего в названии этих грибов?

    - Как образованы эти слова? (с помощью вопроса под чем?)

    - Какие слова вы еще знаете, которые образованы также (под чем растут?, под чем находятся?)

    Дети называют слова, воспитатель обговаривает их ответы.

    (Подснежник, подсолнух, подбородок, подоконник, подлокотники…)

    Загадка 3

    В красной шапке модной

    Никуда не годный

    Он в лесу стоял

    Никто его не брал.

    (Дети находят гриб, объясняют, почему его никто не берет)

    - Как образовалось слово МУХОМОР (сложное слово, состоит из двух слов, муха и морить)

    - Какое еще слово также образовано, им называется другой съедобный гриб? (сыроежка)

    - Назовите, какие еще сложные слова вы знаете? (пароход, паровоз, теплоход, ледокол, луноход, самолет, вездеход, водолаз, скалолаз…)

    Воспитатель читает на листочке следующее задание:

    Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.

    (для детей I уровня)

    - Правильно ли проведено сравнение?

    - Почему нет?

    - Объясните, как надо составить предложение?

    (Дети составляют: Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор  с тонкой ножкой и красной шляпкой в горошек. (Настя Г.))

    Воспитатель:

    - А если у этого предложения оставить вторую часть, тогда измените первую часть?

    Белый гриб съедобный, а мухомор не съедобный (Соня Ш.)

    Воспитатель:

    - Подберите слова синонимы к слову несъедобный - ядовитый (Рома К.)

    - Какие еще грибы растут в нашем лесу?

    (Рыжик, масленок, лисички)

    - Попробуйте объяснить их название? (Дети объясняют название грибов.)

    - Сказка продолжается. (Дети проходят в глубь леса. Садятся на ковер перед домиком.)

    6.- Пошел наш козел дальше. А солнце уж к земле клонится. Решил козел ночлег поискать, а тут как раз домик увидел, обрадовался: Кто бы в домике не жил, а путнику в ночлеге не откажут. Открыл козел скрипучую дверь, да так и обомлел: сидит возле печки волк. Увидел он козла и засмеялся: - «Я только думаю, чем бы мне поужинать , а ужин сам ко мне в дом явился!»

    Тут-то козел, хоть и трясся весь от страха, решил перехитрить волка, ведь не зря он был умным козлом.

    - Ребята давайте придумаем конец этой сказки.

    (Дети сочиняют и рассказывают сказку)

    1. Козел достал из сумки сухарики, пока волк их ел, козел убежал. (Миша)
    2. Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков, волк подумал, что зайчики настоящие и стал их догонять. Козел тем временем убежал. (Марина)
    3. Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков. Волк стал гоняться за ними, врезался в стену и набил себе огромную шишку. (Соня)
    4. Волк захотел съесть козла, испечь его как пирог. А козел не знал, как сесть на противень и попросил волка показать, как это делается. Волк сел на противень, а козел его задвинул в печь и закрыл. Волк изжарился, а козел убежал. (Маша)
    5. Козел достал снотворное, подсыпал их волку в бокал и предложил выпить. Волк уснул, а козел тем временем, ушел к своему хозяину.

    После ответов детей, Воспитатель обыгрывает конец сказки.(куклы волка и козла)

    Версия автора сказки.

    - Подумал козел и достал из сумки зеркальце. Смотрит козел в зеркальце и так повернет и эдак. А волка любопытство разбирает: что это гость бородатый делает?

    - Ты что разглядываешь? – не утерпел волк.

    - Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.

    - А ну, покажи, что у тебя за родитель? Взял волк зеркальце, глянул, а на него из зеркала волчья пасть щурится!

    Удивился волк: «Никогда бы не подумал, что у волка могут быть такие дети! Что ж ты мне раньше не сказал, что ты мой родственник!

    - А ведь я тебя и съесть мог!

    - Не сразу, но догадался волк, что козел его обхитрил.

    7. – Ребята , а давайте все вместе придумаем другой конец этой сказки.

    - Задумал козел навсегда прогнать волка из этого леса.

    - Узнал козел, что волк до смерти боится лягушек.

    - Ребята, а мы с вами уже умеем делать лягушек из бумаги! Давайте поможем козлу! (Дети садятся за стол и делают из бумаги, зеленого цвета лягушек- оригами, упрощенный вариант.)

    - Какие красивые получились лягушки!

    - А сейчас давайте придумаем к слову «лягушка» слова, отвечающие на вопрос (какая?) (зеленая, прыгучая, пучеглазая, большеротая…)

    - А теперь давайте попробуем оживить наших лягушек: надо сказать о них или от их имени добрые слова.

    (Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа составляет предложения о лягушке, «оживает» и «прыгает» в болото»)

    Волк-мальчик подбегает к болоту, чтобы попить. Лягушки громко квакают, волк от страха и отвращения к лягушкам, убегает из леса навсегда.

    - Убежал волк без оглядки, а козел пригласил своих друзей, лесных зверей, и стали они жить поживать, да горя не знать.

    - Тут и сказке конец, а кто помогал мне, тот –МОЛОДЕЦ!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

    Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

    Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

    Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"...

    ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»

    Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недор...

    Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса».

    Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса»....

    Презентация к занятию по развитию связной речи в подготовительной группе пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса"

    Презентация к занятию по развитию связной речи в подготовительной группе пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса"...